Обзор отечественного сборника комиксов «Цунами»

Синька – чмо.

Согласно исследованиям, примерно один из пятидесяти людей страдает от гидрофобии – иррационального страха перед водой, во всех её формах. Учитывая, насколько важную роль она играет в нашей жизни – тем двум процентам, что испытывают дискомфорт при её виде, можно только посочувствовать. «Цунами», пожалуй, создан специально для таких людей. Капающий посреди ночи кран не просто приводит вас в бешенство, но заставляет почувствовать настоящий экзистенциальный ужас? Эта антология будет самым лучшим вариантом, если вам захотелось ощутить бегающий по спине холодок (или схлопотать паническую атаку). Восемь историй, так или иначе завязанных на воде в различных агрегатных состояниях, скорее всего напугают вас до такого состояния, что вы умрёте от обезвоживания, не найдя в себе смелости налить стакан освежающего напитка.

Если же вы принадлежите к оставшимся 98%, то примерно здесь начинаются ваши с «Цунами» проблемы. Главная из которых – в сборнике совершенно нечего бояться. Этому простому факту можно придумать тысячу и одно оправдание, но отвертеться от него не получится. Люди в первую очередь потребляют различную хоррор-продукцию для того, чтобы пощекотать себе нервы. Единственное, что действительно может пощекотать «Цунами» – самолюбие ребят, что участвовали в его создании. Каждый из них искал способ, как ему извернуться и придумать для своих одиннадцати страниц что-то уникальное, необычное, свежее, и непременно «со смыслом».

Это вообще, пожалуй, одна из основных проблем практически любого альтернативного комикса. В своём желании сделать «не так, как все» и максимально «по-новому», создатель забывает о том простом факте, что его работу, впоследствии, будет читать кто-то ещё, кроме него. Попытка сделать нечто своё, которая всегда находится на первом плане, не должна заслонять пункт назначения твоего труда – конечного потребителя. Команда «Цунами», видимо, не смогла разглядеть нас за гребнем гаргантюанской волны на роскошной обложке. В самом наилучшем случае – ваша реакция на очередную страшилку будет заключаться в промелькнувшей в голове мысли: «Хммм… Какого чёрта тут происходит?». С другой стороны, как известно, страх перед неведомым – самый древний и сильный. Так что может быть, абсолютная нечитабельность половины сборника – не баг, а фича.

Вам наверно кажется, что «нечитабельность» – слишком эмоционально окрашенное слово, к которому прибегают лишь в случае искренней ненависти к объекту обсуждения? В случае с «Цунами» – это всего лишь констатация факта. Часть историй в сборнике действительно практически невозможно читать. То есть, буквально – не получается разобрать, что происходит на страницах, или о чём ведёт речь рассказчик. Иногда это случается из-за «креативной» работы с панелями. Иногда из-за «неформатного» стиля художника. Иногда из-за недостаточной детализации изображения. Иногда из-за самого оформления книги, о котором мы поговорим позже. Иногда автор просто – так мудрит с закрученностью сюжета, что последняя страница не оставляет после себя никаких мыслей, кроме немого: «че?».

При этом – подобное «че?» не обязательно ставит крест на качестве. Иногда, вчитавшись в содержание и как следует разобравшись в мысли создателя, изначальное непонимание может превратиться в восхищение тем, какую интересную и комплексную вещь до тебя пытались донести. Однако и здесь с «Цунами» ловить нечего. Это просто набор слегка мрачных рассказиков, из серии «дети пытались призвать Кровавую Мэри, и больше их никто не видел», которые придумывают подростки в летнем лагере, чтобы развлечься. Единственная разница – вместо призраков и паранормальщины тут вода и её производные. Впрочем – многие создатели триллеров весьма удачно компенсируют подобное содержание впечатляющим стилем. На него делали ставку и составители «Цунами». Вся книжка выполнена в сине-белой цветовой гамме, которая должна символизировать водную тематику, ещё сильнее сближая комикс с ключевой для него жидкостью.

Подобное решение – из разряда тех, которые, когда приходят тебе в голову, кажутся жутко крутыми и оригинальными. Но стоит опробовать их на практике, как сразу понимаешь – иногда оригинальность может играть не в твою пользу. «Цунами», вроде бы, не особо большой сборник, однако даже такого размера хватает, чтобы визуал смертельно утомил читателя. Просто представьте, что вам придётся разглядывать около сотни страниц, каждая из которых выглядит как старая добрая синька, и все вопросы отпадут сразу. Согласно версии издательства, это было сделано не только для того, чтобы подчеркнуть тематику, но и чтобы разобраться с «главной ловушкой подобных проектов» – визуальной пестротой.

В связи с этим у меня встаёт вопрос – откуда вы вообще это взяли? Почему потенциально пугающий комикс не может быть красочным? Подобных примеров – вагон и маленькая тележка. Только за последнее время в голову приходят фильм Ари Астера «Солнцестояние» и космо-мистический онгоинг Джона Лэймана и Афу Чана «Outer Darkness», неплохо справляющиеся с тем, чтобы заставить потребителя ёрзать на стуле. Разумеется, мрачных однотонных триллеров гораздо больше, и этот подход куда более надёжен, однако в случае сборника-солянки с кучей авторов – из-за него теряется сама суть составления такой книги. Зачем собирать множество талантливых создателей, чтобы потом загнать их в цветовые рамки, лишив их виденье визуального разнообразия? Не говоря уже о том, что синий (особенно бледно-синий) куда менее различим на белом фоне, чем чёрный, что превращает некоторые панели с большим количеством деталей в абсолютную какофонию.

При всём при этом – в комиксе есть хорошие сюжеты, которые можно почитать. «Море» Беаты Коташевской и Артёма Топилина отлично нарисован, весьма интригующе написан и держит в напряжении до самого финала. Если бы этот финал был подчёркнут каким-либо выводом, или просто чуть-чуть проливал свет на задумку авторов – было бы совсем хорошо. «Дождь» Карнессы – крепенькая, необычная детективная история, которая завоёвывает признание, в первую очередь, достаточно откровенным духом боди-хоррора и экзотичностью вкусов автора в порнографии. «Вель» Дмитрия Елецкого и Антона Бугая – просто забавная история про лёд, китайцев, баранов и соль. Если это интересное сочетание заставляет вспомнить вашего опустившегося соседа-маргинала – нет, здесь всё не так прозаично и намного более интересно. Наконец, «Капля» Андрея Лукина и Mart способная порадовать проработанными героями и выдержанным градусом напряжения. А это редкость для одиннадцатистраничной истории.

Издание у «Цунами» получилось тоже очень милым. Как было упомянуто выше – обложка сборника, нарисованная Чарли О’Конар, намертво приковывает взгляд и наверняка продала львиную долю копий антологии. Страницы книги приятны на ощупь, а бумага неплохо подходит для её синюшной цветовой палитры. Переплёт мягкий. Опечатки отсутствуют. Единственный минус, который уже был обнаружен в другой книге издательства «Jellyfish Jam» – ровно один раз синяя краска одной страницы оказалась размазана по белым местам другой, которая оказывается прижата к ней, когда книга находится в закрытом состоянии. Ничего действительно критичного, однако сам факт возможности подобного несколько настораживает.

Кому стоит покупать «Цунами», помимо аквафобов? При цене в 350 рублей? Следующим людям:

  • Вы хотите финансово поддержать отечественную индустрию комиксов.
  • Вы любите ужастики. Любые ужастики. Вне зависимости от качества.
  • Концептуальный подход для вас – во главе угла.
  • Вы живёте по принципу «лучше один раз увидеть».

Не смотря на наличие в антологии действительно неплохих зарисовок, примерно половина книги состоит из малосодержательной каши типа: «Пацан застрял в болоте, оно в него вросло, друзья пытались вытащить, но он не захотел вылезать потому, что это метафора на лень и депрессию, а всё происходящее – социальный хоррор. И не стало пацана. Конец». Продираться через подобное, чтобы открыть для себя следующий любопытный рассказик – удовольствие на любителя, особенно в условиях весьма утомительного арт-дирекшена. Тем не менее, если хотите чего-то авторского, отечественного, оригинального и альтернативного – «Цунами» может стать вашим выбором. На крайний случай – относитесь к покупке как к добровольному пожертвованию на благо отечественной индустрии. У комиксистов, как вы знаете, денег много не бывает.

Книги от издательства можно приобрести в их официальном магазине.

Возможно Вам понравится
Комментарии