Обзор на артбуки серии «Сказки Старой Руси»

811

Мнение об артбуках «Сказки Старой Руси: Начало» и «Сказки Старой Руси: Истоки», а также их сравнение. 
В 2016 году русскоязычный Интернет буквально взорвался артами Романа Папсуева, известного так же фанатам «Песни Льда и Огня» Джорджа Мартина как Амок. Впрочем, и на Западе такому оригинальному прочтению истории уделили внимание многие сайты. Сложно было найти паблик, который бы не перепостил себе необычное переосмысление таких знакомых с детства героев как Илья Муромец и Кощей Бессмертный. Проект не заглох на паре рисунков, а разросся в огромный и сложный мир Старой Руси, который сам Роман, шутя, называет «кабинетной мифологией».


Сперва издательство «Эксмо» выпустило артбук «Сказки Старой Руси: Начало», состоящий из ста семидесяти шести страниц цветных иллюстраций и кратких пояснений к ним, а затем пришел черед «Сказки Старой Руси: Истоки», где уже на двухстах семидесяти двух страницах раскрывается сложный и увлекательный процесс создания персонажей.

Оба издания выпущены в твердых обложках, на отличной плотной мелованной бумаге, а «Истоки» еще и с супер-обложкой. О качестве изданий можно сказать только одно — оно действительно отличное, книги приятно держать в руках и к полиграфической части не может быть никаких претензий вообще. К слову, весь первый тираж «Начала» в две тысячи экземпляров Роман героически подписал собственноручно, что многое говорит о том, как важен для него этот проект.


В целом, «Начало» и «Истоки» различаются именно текстами, которые показывают весь оригинальный процесс творческого переосмысления, а иногда и создания персонажа практически с нуля. Для сравнения — два разворота, посвященные Добрыне Никитичу в «Начале» и три в «Истоках».


Сама суть проекта состоит в авторской интерпретации персонажей славянских сказок и былин, так, словно это персонажи игры. Автор подробно описывает «абилки» персонажей на основе их историй и продумывает боссов различных уровней. Подобный взгляд определенно способен вызывать интерес, остается только пожелать Роману, чтобы однажды на основе его набросков действительно создали игру.


Собственно, на взгляд автора этой статьи, главный интерес проекта заключается именно в текстах, без которых почти невозможно понять огромный пласт вложенных в арты идей. С каждым персонажем художник проводит глубокое исследование первоисточников, выделяет ключевые черты героев и интерпретирует их.
Как Кощей черпает силу из воды, какое отчество у Алеши Пововича, кто был реальным прототипом Тугарина Змея и почему Водяница совсем не русалка – все это можно узнать из пояснений к рисункам в «Истоках». Именно такой серьезный подход к своему детищу сразу выделяет конечный результат на фоне других.  Если таким образом хотя бы немного людей заинтересуется славянской мифологией — это будет просто великолепным побочным эффектом проекта.


Вероятно, хотя бы поэтому «Истоки» гораздо интереснее «Начала». Если второе – именно что артбук, пусть и по оригинальной теме, то первое – по-настоящему захватывающая книга, позволяющая как проникнуть в процесс визуальной разработки персонажа, так и узнать немного больше о поверьях наших предков. Кроме того, фантазии автора о биографиях персонажей и оригинальные способы объединения их в единый мир вообще тянут на отдельный роман в стиле фэнтези.

В целом, обе книги вышли на славу. Если вы фанат визуала, то можно ограничиться и «Началом», а если вас, кроме того, интересует процесс создания персонажей, то имеет смысл заполучить в свою гиковскую коллекцию именно «Истоки».  Очевидно, что первая книга была пробой пера, а вторая — явление уже сформировавшейся публике полноценного продукта. В любом случае, качество исполнения как книг, так и самих артов будет на высоте, а закроете вы их со словами «Хочу еще!».


К счастью, Роман не планирует останавливаться на выпуске двух изданий, и в разработке уже находится бестиарий с рабочим названием «Сказки Старой Руси: Диво чудное». Будем с нетерпением ждать его выхода, а пока следить за развитием проекта можно на официальной страничке проекта.

За экземпляры артбуков для обзора выражаем благодарность издательству «Эксмо».

Комментарии