Обзор комиксов «Мяу» и «Представьте себе!»

217

Мнение о двух отечественных комиксах «Мяу» и «Представьте себе!».

Мы живем в прекрасное время, когда наши магазины комиксов наполняются не только известными с детства героями зарубежья, но и работами отечественных авторов. Медленно, но верно российские комиксы поднимают голову. Сегодня мы поговорим о двух работах, разных по стилю, содержанию и исполнению.

«Мяу: Мегаполис и Язвы улиц» рассказывает киберпанк-историю о мрачном будущем, где люди получили возможность превращаться в антропоморфных животных. Главный герой Марк оказывается втянутым в гущу событий, где нашлось место убийствам, тайнам и интригам. С первых же страниц читателя кидают в водоворот происходящего, даже не пытаясь сделать какую-либо подводку. Открыли страницу — экшен. Кто? Что? Зачем? Узнаем потом. С помощью полунамеков, а не полноценного повествования. Комикс перегружен текстом, но при этом не в состоянии раскрыть персонажей, дать толкового старта истории или же поведать нам о мире. Нас сразу хотят заставить сопереживать персонажам, о которых мы ничего не знаем, с помощью длинных монологов и тяжелых жизненных ситуаций, но эмпатия не создается из пустого места. Как бы сильно автор комикса Сергей Титов не наполнял бабблы, их содержание в смысловом плане остается минимальным. А когда такое случается, то историю становится банально скучно читать. К тому же, нет ощущения такта, из-за чего события скачут с места на место, от персонажа к персонажу, от одного невнятного диалога к очередному монологу.  А из-за провала в экспозиционной части своего сюжета, автор не вызывает никаких эмоций клиффхенгером первого выпуска.

Визуально автор (Сергей выступает и в качестве художника) выкладывается полностью, рисунок получается даже излишне динамичным, но главная проблема рисунка — раскадровка. Первая экшен-сцена представляет из себя невнятное месиво из кучи кадров, в которых трудно уловить последовательность и событийность происходящего. Дальше все становится намного лучше. Рисунок сочный и не лишен внимания к деталям, а хорошая покраска и работа с тенями делает его еще более приятным. Но неумелая раскадровка и только она портит  впечатление.

В сухом остатке «Мяу: Мегаполис и Язвы улиц» представляет собой хилую историю, которая прогибается под амбициями своего автора. Нахватав отовсюду сюжетных ходов, идей и концептов (включая персонажей), он совершенно забыл продумать свою историю и дать что-либо свое, авторское. А котиком в костюме Райана Гослинга из фильма «Драйв» на фоне неона купишь не всех…Ладно, некоторых все же можно.

Полной противоположностью является комикс «Представьте себе!». Один сингл содержит в себе 2 авторских прочтения стихотворений, которые мы знаем с детства.  Первая история «Трава в «Дровах»» представляет собой переделку стишка о кузнечике, который сидел в траве и который был совсем как огуречик. Только вся история сведена до уровня посиделки этого Кузнеца в баре, где завязалась драка с Лягушкой. Кузнец — крутой парень в кожаной куртке, а Лягушка — зажравшийся бандит, который хочет съесть всех и вся. И вот, легкий полет фантазии полностью переизобретает знакомую историю и делает ее свежей. Черный юмор и жесткий экшен дополняют историю, а то, как сценарист Глеб Липаткин оформляет строчки стихотворения визуально, вызывает неподдельное восхищение.

Рисунок Димы Иванова прекрасно соответствует истории, его нарочито неряшливый стиль отлично вписывается в сюжет о потасовке в баре, а внимание к деталям делает каждый кадр намного глубже, чем кажется на первый взгляд.

Вторая история того же Глеба Липаткина является переосмыслением стишка о Мухе-Цокотухе, получившее название «Восхищение Века». В этот раз нам не стали пересказывать всю историю, а сразу отправили к финалу, где мы все ждем, как храбрый Комарик одолеет Паука и спасет Муху. Но легким сюжетным мановением сценарист переворачивает историю с ног на голову, создав феминистический экшен о сильной женщине, которая совсем не в беде. Одной продолжительной экшен-сценой автор умудряется раскрыть персонажа сильнее, чем это может показаться. Дуэт такой Мухи-Цокотухи и Комарика сразу западает в душу, от чего хочется увидеть, что же будет дальше, но нам этого не дают, заменяя это многоточием, которое дает гораздо больше — возможность додумать.

Графику здесь предоставляет Артем Топилин. Его линии более мягкие, он делает больший упор на прорисовку персонажей и оформление кадра, из-за чего каждая страница имеет как минимум одну панель, похожую на раскадровку кино. Мягкие цвета дополняют карандаш, задавая атмосферу всему остальному.

«Представьте себе!» — удивительный сплав из полета воображения автора, которое прекрасно сочетается с работой художников. Взяв за основу то, что известно каждому русскому человеку с детства, Глеб Липаткин создал 2 непохожие друг на друга истории, изобилующие авторским стилем, юмором и оригинальностью.

Оба комикса выпущены силами «Другого издательства». Сингл «Мяу: Мегаполис и Язвы улиц» — стильный, модный и молодежный, поэтому выпущен на глянце, без каких либо дополнительных материалов.  «Представьте себе!» имеет скромную матовую обложку, но компенсирует это наличием скетчей и персонажей и обложек.

В итоге, каждый для себя выберет то, что ему по душе. Агрессивный киберпанк с котиками и аллюзиями на Буковски, приправленный неоном или авторский хулиганский взгляд на ваше детство — вещи разные, каждая из которых найдет своего читателя. Но если положить на чашу весов художественной ценности эти два комикса, то весы склонятся в сторону комикса «Представьте себе!», оставив «Мяу: Мегаполис и Язвы улиц» не удел. И дело тут не в количестве историй на один журнальчик в 25 страниц. Тем не менее, ничто не мешает ознакомиться с обеими историями и сделать свой выбор. В любом случае вы сделаете благое дело — поддержите отечественные комиксы.

За экземпляры комиксов для обзора выражаем благодарность издательству «Другое издательство».

Комментарии