Обзор комиксов «Бэтмен. Detective Comics: Вопрос доверия» и «Бэтмен: Detective Comics. И хрюкотали зелюки»

1 848

Больше бэт-комиксов!

Издательство «Азбука» любезно предоставило на обозрение сразу два бэт-сингла — за авторством Пола Дини и Брайана К. Вона. — поэтому материал охватит оба комикса разом. А начнём мы, в отличие от предыдущего подобного обзора, не с комикса Пола Дини.


«Бэтмен: Detective Comics. И хрюкотали зелюки»

 

«И хрюкотали зелюки» — вторая работа сценариста Брайана К. Вона на тайтле Detective Comics. «Азбука» уже издавала арку «Игра с огнём», выходившую в формате трёх синглов, а данный комикс, в отличие от предыдущего, является ваншотной историей про Бэтмена и Безумного Шляпника.

Доктор Кирк Лэнгстром оказывается похищен из своей лаборатории, в которой он исследовал генетические нарушения. На месте похищения злоумышленник оставил отзеркаленное послание, цитирующее Льюиса Кэрролла. Ответ очевиден — виноват Джарвис Тэтч, Безумный Шляпник! Однако в планах у Тэтча намечено не похищение очередной “Алисы”, а создание самого Бармаглота!

Столкнуть Бэтмена с персонажами Алисы в Зазеркалье — идея далеко не новая и уже давно прошедшая стадию “лежит на поверхности”, поэтому в сценарном плане этот выпуск вряд ли может чем-то удивить современного читателя. И тем не менее главное, что есть в «И хрюкотали зелюки» — это рисунок Рика Берчетта. 

Глядя на страницы комикса совершенно легко поверить в то, что это могла быть не оригинальная (насколько вообще такое возможно) работа, а какая-нибудь комикс-новеллизация случайного эпизода из Batman The Animated Series. Что, кстати, неудивительно — художник рисовал Batman New Adventures, буквально выглядящий как BTAS.

Арт Берчетта стилистически выверенный, слегка “мультяшный” и карикатурный и потому отлично подходит истории о том, как Бэтмен одолевает не менее карикатурного злодея, решившего примером показать “что такое безумие”. 

Из-за того, что комикс основывается и обильно цитирует произведения, построенные на игре слов, абсурде и зачастую — отсутствии смысла, вопрос качества перевода и текста в целом здесь стоит ребром. К счастью, всё хорошо. Текст написан грамотно, а перевод Кэрроловских абсурдностей цитирует переводы Нины Демуровой и Дины Орловской, так что все привычные по русскоязычным изданиям тонкости остались и были бережно перенесены.

«Бэтмен. Detective Comics: Вопрос доверия»

«Азбука» продолжает издавать авторский заход Пола Дини на территорию Detective Comics в синглах, и «Вопрос доверия» — новое пополнение в коллекцию. Формат журнала — удвоенный: под обложкой поместилась сразу вся арка с тим-апом Бэтмена и Затанны. 

Когда-то эти два героя отлично ладили, но потом случился Identity Crisis (2004): Затанна провела магическую лоботомию Доктору Свету, а возмущённому Бэтмену промыли память. Как только Тёмный Рыцарь узнал страшную правду, то возмутился ещё сильнее, и его отношения с бывшими коллегами по Лиге заметно ухудшились. В 2007 году Пол Дини и Дон Крамер решили исправить это недоразумение. 

Бэтмена и Затанну столкнул пожар в готэмском театре, где во время выступления Локсиаса при странных обстоятельствах умерла подруга мисс Затары. Не помогает и то, что Локсиас — также являющийся давним другом героини — кажется сам стал виновником случившегося происшествия. У Бэтмена появились достаточные сомнения, у Затанны тоже, поэтому они вместе направляются к особняку иллюзиониста, где их ждёт весьма неожиданное откровение.

В отличие от рассматриваемого в предыдущий раз комикса Пола Дини про Мистера Фриза, этот — действительно можно использовать как пример умений “Дини на пике”. Несмотря на то, что «Вопрос доверия» не является детективной историей — как такового тщательного расследования здесь не проводится — главный принцип таких произведений сохраняется в неизменности: твист меняет восприятие отдельных кусков истории и при этом не появляется на пустом месте. При перечитывании первой половины арки можно отследить предпосылки и намёки на личность злодея, а то как он здесь написан — отдельное удовольствие.

Примерно настолько же хорошо получился дуэт Бэтмен-Затанна и это совершенно неудивительно: Дини определённо неровно дышит не только к Бэтмену, но и к очаровательной волшебнице. Она регулярно крадёт на себя всё внимание, проявляет чудеса сноровки и сообразительности, а также на неё приходится одна из самых впечатляющих сцен комикса.

Раз уж история хватается за сюжетные детали “мрачного и реалистичного”™ Identity Crisis, то и весьма ожидаемо, что визуальный стил комикса будет похож. Дон Крамер рисует хоть и не в гиперреалистичном стиле, а события комикса не настолько пышут отчаянием и безнадёжностью, однако художник создаёт соответствующее настроение не в ущерб супергеройскому экшену. 

В этот раз советовать какой-то один комикс в обход другого не получится: обе истории достойны внимания. Возможно «Бэтмен. Detective Comics: Вопрос доверия» даже в несколько большей степени — сдвоенный сингл с довольно крепкой работой Пола Дини звучит несколько привлекательнее не менее крепкой, но несколько вторичной истории по мотивам произведений Кэрролла.

Но выбор, как всегда, остаётся за вами. 

Комментарии