Обзор комикса «Вижн. Полное собрание»

1 030

Поговорим о том, как Вижн создавал себе семью, а Том Кинг карьеру.

Сегодня Тома Кинга знает, должно быть, каждый человек, который хоть чуточку заинтересован в комиксах. За его плечами годы стабильной работы в индустрии, множество крупных проектов, несколько чрезвычайно полюбившихся читателям и критикам историй, и целых две премии Айснера. Вне всяких сомнений, Том – один из важнейших современных сценаристов комиксов. Однако когда-то, давным-давно, в незапамятные времена, в 2015-ом году – Том Кинг был всего лишь многообещающим новичком, который только начинал свой путь в качестве писателя. И одним из комиксов, с которыми он это делал, был «Вижн». На данный момент этот самый «Вижн» остаётся его единственной работой для издательства Marvel и, вполне возможно – является ключевой серией для формирования его авторского стиля. Издательство «Комильфо», в рамках их «Золотой коллекции», решили издать всю серию в одной качественной книге. Взглянем на неё поближе?

Итак, Вижн – человекоподобный синтезоид, знаменитый супергерой и почётный член Мстителей, спасший Землю как минимум тридцать семь раз. Однако, несмотря на это (или, может, как раз поэтому), личная жизнь Вижна совсем не клеится, особенно после тяжёлого расставания с главной женщиной в его жизни – Вандой Максимофф, больше известной как Алая Ведьма. И решает эту проблему герой самым радикальным образом – буквально создавая себе семью из точно таких же синтезоидов, как и он сам. Среди его новых родственников: Вирджиния – искусственная жена, Вин – искусственный сын-подросток, и Вив – искусственная старшая сестра Вина. Вместе они селятся в пригороде Вашингтона, где пытаются вести жизнь, которая походила бы на привычную человеческую. Как вы можете догадаться – получается у них так себе.

По крайней мере – именно в этом нас хочет убедить Том. И одной из главных проблем серии становится как раз тот факт, что удаётся это ему далеко не всегда. В основном, Вижны – очень милое и крайне «человеческое» семейство, где все живут душа в душу и, даже если иногда ссорятся – в итоге обязательно мирятся. Быт протагонистов практически ничем не отличается от обычного быта людской, американской семьи. Настолько не отличается, что читатель, вероятно, и не заметил бы разницы, если бы Кинг целенаправленно не проговаривал какие-то «роботические» нюансы. Те немногочисленные конфликты между синтезоидами, которые случаются ближе к концу, делают очень мало, чтобы сломать сложившееся впечатление о Вижнах как об образцовой, карамельно-сахарной семье, какие так не любит видеть в художественной культуре, например, какой-нибудь Мартин Скорсезе.

Впрочем, эта проблема не так важна по сравнению с куда большей проблемой, из которой растут её корни. С огромной долей вероятности, покупая комикс про искусственную форму жизни – вы захотите, чтобы сюжет проводил как можно больше времени за исследованием того, чем эта форма жизни отличается от не искусственной, и насколько важны эти различия. Здесь Том Кинг подложил вам гигантскую свинью. Все робо-особенности Вижнов сводятся к тому, что они летают, стреляют лучом смерти из «третьего глаза», могут менять свою плотность, имеют клишированную «механическую» манеру изъясняться, и не едят человеческую еду. На этом – всё. Во всех прочих аспектах – синтезоиды фактически идентичны людям. И такое допущение со стороны Кинга мягко говоря вызывает немало животрепещущих вопросов. Один из них, вероятно, уже вертится и у вас самих на языке, с того самого момента, как вы прочитали кратенькое описание сюжетной завязки. Звучит он примерно так: «Вижн просто взял и создал себе семью? А это вообще, ну… нормально?».

Допустимо ли это с этической точки зрения? Насколько велика была свобода выбора той же Вирджинии, когда главный герой делал её своей супругой? Была ли у неё вообще эта свобода выбора? Если была, то насколько сильно Вижн повлиял на её решение выйти за него замуж? Разве он не должен был получить от неё отказ, в силу некоторых максимально спойлерных особенностей конструкции миссис Вижн? А если у неё нет свободы выбора, или она серьёзно ограничена, то, получается – протагонист просто создал себе говорящую секс-куклу/домработницу? Почему Вин и Вив запрограммированы быть подростками, если синтезоиды не могут вырасти? Можно ли так поступать по отношению к разумному существу, создавая его заведомо неполноценным? И как быть с тем, что «дети» обладают точно теми же убийственными способностями, что и их «отец»? Быть может – их потенциал машины для убийства стоило несколько ограничить?

И это лишь часть той невероятной массы «как, зачем и почему?», которые появляются, когда читаешь «Вижна». Казалось бы – автор просто обязан уделить таким вещам хоть чуточку внимания. Но Том Кинг счёл иначе. В итоге получилось так, что, как история про, собственно, синтезоидов, «Вижн» получился до жути поверхностным, если не сказать – некомпетентным произведением. Из-за этой массы тёмных областей в самой сути робо-семейства, практически всю книгу читатель будет испытывать дискомфорт, а то и откровенную антипатию по отношению ко всему, что с этим семейством происходит. Потому, что даже в самые трогательные и драматичные моменты, в голове непременно будет вертеться: «Но если робот проявил агрессию – этого робота наверно стоит отправить на диагностику? А почему бы детям просто не объявить себя независимыми разумными созданиями, и не уйти от отца? И если Вижн создал свою жену, то он, получается, тоже её отец? А что если Вижну резко начнёт нравиться Вив? И раз уж андроиды занимаются сексом, то в чём заключается этот процесс? Есть ли у Вирджинии соски, и какую функцию они выполняют?».

Словом, чтобы получить удовольствие от «Вижна», вам нужно отделаться от ощущения, что протагонист либо решил поиграть в семью с самодельными куклами, либо держит в рабстве три одушевлённых существа. Если, каким-то чудесным образом, у вас получится отбросить все сомнения и уверовать в «настоящесть» этой семьи – вы наверняка останетесь весьма довольны комиксом. В целом, у Тома Кинга вышла очень удачная романтическая история из серии «хорошие мы против плохих всех остальных». Если сами по себе Вижны со всех сторон замечательны – окружающие, наоборот, полны злобы, ненависти, предубеждений и изо всех сил будут пытаться сделать жизнь бедных синтезоидов хуже.

В каком-то смысле, Кинг умело рассказывает универсальную историю о семье эмигрантов или беженцев, которые очутились в чужой, недоброжелательной стране, но делает это в супергеройском сеттинге. Который, кстати говоря, оказывается здесь весьма к месту. Самой увлекательной частью становятся именно похождения заглавного персонажа, который сражается с заложенной в него Альтроном функцией, борется за счастье своей семьи в битвах против собственных коллег, пользуется своей славой Мстителя в корыстных целях и старается совмещать свою работу с домашними обязанностями. Как рассказ о не супергеройских похождениях супергероя – «Вижн» получился практически образцовым комиксом.

Но в первую очередь обратить внимание на книгу стоит, разумеется, поклонникам творчества автора. Как было замечено в самом начале – «Вижн», по своей сути, определяющая для Тома серия. Именно в ней, а не где-то ещё, он, пожалуй, заложил все главные фундаменты своего дальнейшего творчества, и как следует обратился к тем темам, которые он будет поднимать в своих комиксах в дальнейшем. Причём – возможно, что именно в «Вижне» он обратился к ним удачнее всего. В отличие от «Мистера Миракла» – здесь есть очень качественная, воодушевляющая кульминация. В отличие от «Героев в Кризисе» – здесь нет кроссоверной неразберихи и странной прогрессии основных персонажей. В отличие от его рана на «Бэтмене» – «Вижн» очень цельная, собранная и насыщенная история. Да и в целом, если не брать в расчёт «Sheriff of Babylon» и «Omega Men» – именно «Вижн» выглядит как наиболее продуманный, осмысленный, вразумительный и банально увлекательный комикс. Если бросаться в крайности – «Вижна» и вовсе можно назвать квинтэссенцией творчества Кинга, в которой сильные стороны его сценарного мастерства, связанные с романтичностью, драматичностью, откровенностью, душевностью и меланхоличностью, выкручены на полную катушку и работают именно так, как им следует. С другой стороны, большая часть неприятных аспектов кинговского комикса, типа раздражающих одностраничных катарсисов, в «Вижне» тоже есть. Так что если они и раньше доставляли вам дискомфорт – подготовьтесь к ним заранее.

Издание от «Комильфо», по своей форме и исполнению, тоже почти не подкачало. Как и предыдущие книги «Золотой коллекции» – это большой, красивый, качественный твёрдый сборник объёмом в 270 с лишним страниц. Причём – на этот раз издательство решило слегка украсить оформление, и добавило на обложку очень красивое и выразительное тиснение рубиновой фольгой, ставшее настоящей усладой для глаз. Но не обошлось и без промашек. На этот раз, к переводу Руслана Хубиева есть серьёзные претензии. Основной их массив сводится к тому, что контекст некоторых важных фраз был чудовищно изменён, что временами может повлечь за собой частичную потерю смысла диалога. Например, фраза «R U NORMAL?» на русский была переведена как «ЧЁ С ТОБОЙ?», из-за чего весь последующий разговор о «нормальности», который ведут персонажи, кажется беспочвенным.

В другой ситуации, фраза Вижна, в которой он оповещает директора о том, какое наказание школа должна вынести его сыну за проступок, была переведена так, словно Вижн просто рассказывает директору, как Вина будет наказывать лично сам Вижн. Разумеется, последовавшее буйное негодование со стороны директора в российском издании выглядит так, будто тот не согласен с тем, как лично Вижн наказывает своё чадо. И так далее. В целом – перевод всё ещё можно счесть приемлемым, и спокойно проглотить содержимое книги, пусть и периодически почёсывая затылок. Однако, сами понимаете, когда в самой первой рамочке с текстом округ Арлингтон называют городом Арлингтон – на неправильный лад настраиваешься буквально автоматически.

Наверно, самое время подвести итоги. Традиционно подумаем – кому стоит покупать «Вижна»?

  • Вы знакомы с творчеством Тома Кинга, и питаете к нему симпатию.
  • Вы не знакомы с творчеством Тома Кинга, и хотите узнать определяющего автора этого комиксного поколения поближе.
  • Вы любите истории про то, как сплочённое, любящее семейство единым фронтом выступает против враждебного, неприветливого окружения.
  • Вы не прочь почитать такой комикс, который покажет вам, как супергерои не в очередной раз сражаются со вселенским злом, а решают более тривиальные, но не менее сложные задачи.
  • Вы НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ не хотите увидеть рассказ, который поднимает проблемы создания и существования искусственного интеллекта.
  • Приобрести продуманную, крепко написанную, законченную историю для вас – приоритет.

Скорее всего, «Вижн», всё-таки – хороший комикс. Серьёзная проблема, по большому счёту, у него ровно одна. И какой бы раздражающей она не была – всего остального, что Том Кинг сможет здесь предложить, вам, скорее всего, хватит, чтобы закрыть книгу с чувством правильно потраченного времени. Как мелодраматичная история семьи супергероев, которая пытается ужиться со скучными, завистливыми «нормизами» – «Вижн» практически безупречен. И даже способен выдавить из вас слезу, если вы питаете слабость к такого рода сюжетам. То есть – пробить вас на искренние эмоции. А именно ради такого мы вообще и берёмся за любое художественное произведение.

Фото: htg

Комментарии