Обзор комикса «Тор. Викинги»

999

Прячьте женщин и детей – Гарт Эннис идёт в набег!

Как широко известно – Гарт Эннис не слишком жалует супергероев. Если пытаться объяснить эту неприязнь в одном предложении – по его мнению, американские супергерои потеряли всякую связь с реальностью из-за страха правовладельцев допускать в печать те истории, что ставили бы икон поп-культуры в такие ситуации, когда нравственность принимаемых ими решений была бы не однозначна. Более того, если бы один из нынешних американских супергероев действительно попал в такую ситуацию – дурачка в смешном костюме непременно бы позорно размазало по суровому лицу повседневных трудностей, с которыми регулярно сталкиваются обычные солдаты, полицейские или правозащитники. За парой исключений в лице Супермена и Чудо-Женщины, Гарт считает это утверждение справедливым для каждого выдуманного костюмированного героя. От Бэтмена, до Капитана Америки. Под него попадает и Бог Грома – Тор, в его Marvel-варианте.

Но вот что примечательно – Гарт Эннис действительно любит истории про героев. Не выхолощенные супергеройские похождения, а настоящий, стоический героизм, в повседневном его понимании. И про этот героизм Эннис с огромным успехом пишет практически в каждом комиксе, предварительно стараясь узнать о прототипах своих персонажей как можно больше. А ещё сценарист знаменит своей фирменной, как правило чрезмерной натуралистичностью. Чтобы примерно понять, о чём расскажет его лимитка «Викинги», выпущенная у нас издательством «Комильфо» – достаточно попытаться сложить эти три авторские причуды вместе. Это ядрёный, терпкий, временами излишне горький коктейль из жанров, стилей и настроений, который не слишком легко пьётся, но оставляет на удивление приятное послевкусие.

Начнём с фабулы комикса, которая сама по себе уже колоритна. 1003-й год нашей эры, Норвегия. Ватага викингов-изуверов под руководством некого Харальда Йекельссона промышляет грабежом и насилием. После сожжения очередной деревни и полного геноцида её жителей, Харальд и банда решают отправиться к берегам Нового Света, чтобы продолжить своё буйство вдали от законов и государственных институтов. Однако, перед отплытием, чудом уцелевший старейшина проклинает путешественников, объявляя, что они будут плыть тысячу лет, но так и не достигнут берега. Тут же убив старика, викинги всё равно отправляются в плавание. И плывут. И плывут. И плывут.

Плывут до тех пор, пока, вопреки грозному проклятию, не замечают землю. Но есть небольшой нюанс. На дворе 2003-й. Берег, к которому они готовятся причалить – гавань современного Нью-Йорка. А сами мореходы превратились в разлагающиеся, зомби-подобные ходячие трупы, наделённые мистической силой. Цели и желания их, впрочем, те же, что и тысячу лет назад – насиловать, убивать, грабить и подчинять. Но, разумеется, военные, полиция, супергерои и сам скандинавский бог уже тут как тут – во всеоружии, готовые поставить жирную точку в бесчинстве проклятых завоевателей. Готовые ведь, правда?..

Мягко говоря – нет, не вполне. Именно из-за этого в своё время «Викинги» получили дурную славу в комикс-сообществе, которая сохраняется за ними до наших дней. Доблестная команда полумёртвых скандинавских нигилистов играючи разносит в пух и прах вообще всех, причём делает это с особым смаком и размахом. Вероятно, самые знаменитые страницы из этой серии – те, что с головами морпехов на кольях посреди Таймс-сквер. Мужчины, женщины, дети, полиция, солдаты, супергерои, боги, или просто случайные горожане – прогрессивные взгляды викингов позволяют им порубить на шашлык каждого, кто окажется на расстоянии вытянутой руки. Всё это Гленн Фабри запечатлевает в красочных подробностях, смакуя каждый удар, порез или отрубленную конечность. Комиксы импринта «MAX» не просто так хвастались плашкой «explicit content» на обложке – детям и слабонервным давать полистать «Викингов» не рекомендуется.

Что ухудшает ситуацию (или улучшает, как посмотреть) – всё это дело происходит в основной вселенной Marvel. На момент своего выхода «Викинги» были абсолютно каноничны, и с тех пор никаких официальных опровержений этой каноничности так и не поступало. То есть – какая-то горстка зомби не только с легкостью накостыляла Мстителям, но и в какой-то степени публично унизила заглавного героя. Йекельссон открыто смеётся над штанишками и крылышками Тора, избивая его до состояния человеческого бифштекса, после чего прямо заявляя – никакой ты мне не бог, парень. За этими словами очень легко угадывается типичный эннисовский подтекст – чтобы там Ли и Кирби не навыдумывали, к скандинавскому Тору это не имеет никакого отношения.

Однако главная проблема комикса совсем не в этом. Больше всего в «Викингах» раздражает количество условностей, придуманных Эннисом для того, чтобы заставить историю работать так, как ему было нужно. Викинги гипертрофированно жестоки и бесчеловечны. Не смотря на то, что автор явно пытался метить в какой-никакой историзм – морские разбойники кажутся скорее карикатурой на самих себя, или персонажами одной из тех историй, которыми родители пугали детей в Тёмные века. Этакими демонами-изуверами с рогами на башке, которые зарежут папу, обесчестят маму, а тебя сварят на ужин. Затем – эти самые викинги абсолютно неубиваемы. Вообще. Ясное дело – это было нужно для того, чтобы супергерои не разобрались с кучкой трухлявых скелетов в первые десять минут их набега на цивилизацию. Но причина для этого подобрана совершенно никудышная, ленивая и неубедительная. Почему пиратов нельзя пристукнуть? Магия! А как их тогда победить? Магией! Спасибо, Гарт, ты явно долго над этим думал.

Но знаете что? Вообще-то, не смотря на дешёвые попытки шокировать читателя, плевки в сторону персонажей Marvel и некоторую сценарную неизобретательность – «Викинги» получились весьма хорошим комиксом. Во-первых, не смотря на то, что по ходу истории ему унизительно надрали задницу, а затем поглумились над самим фактом его существования – Тор вынесен в заголовок не просто так. Как сказано выше – Гарт Эннис умеет писать героев. И Одинсон в «Викингах» – самый настоящий герой. Он сражается, превозмогает, терпит поражение, но не опускает руки и не теряет духа, отважно возвращаясь в бой и рискуя своей жизнью, чтобы остановить бесчинства кровожадных зомби. Он банально очень крут.

Затем – Тору не придётся встретиться с угрозой в одиночку. По ходу истории к Богу Грома присоединятся Доктор Стрэндж, скандинавская воительница, рыцарь-крестоносец и лётчик люфтваффе, собранные с целью побороть магию рунического проклятия. Каждый из них – интересный, яркий и запоминающийся персонаж, историю которого интересно услышать, и за подвигами которого увлекательно наблюдать. Помимо всего прочего – с их помощью Эннис успешно добавляет в комикс толику его любимого социального комментария, который весьма успешно разбавляет тот бесконечный трэш и гуро, что творят злые мертвяки.

Наконец – от лимитки так и прёт духом классического скандинавского эпоса. Величавый голос рассказчика, темы бесконечной войны и воинской славы, атмосфера мифического и неизведанного, а так же большое количество действующих лиц и весомая доля характерного нордического зверства – всё это превращает комикс в этакую Эдду XXI-го века, где повседневность, супергероика и мифология переплетаются, порождая на свет нечто абсолютно новое и потрясающе колоритное.

Отечественное издание только дополняет сильные стороны «Викингов», и может похвастаться внушительной степенью качества. Нам в руки попала лимитированная твёрдая версия сборника (за что «Комильфо» отдельное спасибо), и это очень опрятная и привлекательная книжка, которую приятно держать в руках. Очень твёрдый и крепкий корешок, отличный дизайн лицевой стороны и оборота (который как-бы подчёркивает столкновение Тора с новым врагом), отличная бумага и ещё один достойный перевод Руслана Хубиева – всё это вы найдёте здесь. Учитывая небольшой размер комикса (всего 120 страниц) и противоречивое отношение фан-базы к нему – хард «Викингов» получился даже лучше, чем от него требуется. Беря во внимание достаточно скромную цену и высокое качество – настоятельно рекомендуем спешить приобрести именно его, пока тираж не распродан окончательно. Тем не менее, есть и стандартная тпб, которая, очевидно, дешевле.

Таким образом, к «Викингам» стоит присмотреться, если:

  • Вам уже есть 18.
  • Вы не из тех людей, которые непременно хотят, чтобы к их героям относились как к святым, и не против выслушать альтернативную точку зрения по поводу ваших идолов.
  • Вы проявляете интерес к скандинавской тематике.
  • Вы любите истории «пожёстче» и «посуровее».
  • Вы любите выдержанные в одном стиле законченные сюжеты.

То есть – если вы примерно понимаете, что за сценарист этот Гарт Эннис. «Тор. Викинги» – достаточно типичный для него комикс. Это хорошая, кое-где шероховатая, кое с чем перегибающая, но всё ещё запоминающаяся, увлекательная и неглупая история из разряда тех, что деконструируют супергероев не стремясь «перевернуть игру», имеют яркую идею в своей основе и жирно подчёркивают слово «герой», когда отбирают у него «супер». Достойное чтиво, как для поклонников тематики и автора, так и для тех поклонников Тора, что не боятся выйти из зоны комфорта.

Комментарии