Обзор комикса «Супермен. Что случилось с Человеком Завтрашнего Дня?»

1 309

Обсудим один из самых знаменательных моментов в истории супергероики.

Супермен – поистине легендарная фигура в истории искусства. Первый, самый важный и искренний супергерой. Одна из самых популярных и известных вымышленных личностей XX-го века. Один из самых значимых персонажей поп-культуры. Человек, который на своём примере доказал, что бегать в красных сапогах и трусах поверх трико может быть не просто клёво, но и солидно. Его мифология существует десятки лет, его история тянется тысячи выпусков, а его окружение насчитывает несметное количество колоритнейших героев и злодеев. Но что, если бы приключения Человека из Стали внезапно подошли к трагической развязке? Что, если бы эта развязка стала поистине финальной, так и не оказавшись перечёркнута очередным вульгарным ребутом/релаунчем/ребёрфом/ре-чем-то-ещё?

Верите или нет – но это уже случилось. Давным-давно, в 1986-ом году, когда один из важнейших писателей и важнейший художник комиксов про Супермена, по просьбе одного из самых значимых редакторов DC, объединили усилия, чтобы рассказать нам – что же всё-таки случилось с Человеком Завтрашнего Дня?

Естественно – комиксы про Супермена стабильно выходят по сей день. Однако фактически – в них нам приходится следить за приключениями уже совсем другого персонажа, который создавался параллельно, в том же самом 1986-ом году. Вовсю гремевший тогда глобальный кроссоверный ивент «Кризис на Бесконечных Землях» был затеян с целью «обновить» застоявшуюся супергеройскую вселенную, положив весь её фундамент заново, практически с нуля. А поскольку вселенная DC, по большому счёту, является продолжением вселенной Супермена – Человека из Стали это касалось в самую первую очередь. Одновременно – редактор Джулиус Шварц наконец покидал издательство, после 42-ух лет работы в его стенах, последние шестнадцать из которых прошли за редактурой супер-комиксов. Осознавая, что путешествию того самого героя, который был создан в 1938-ом году, вот-вот придёт самый настоящий конец – Шварц решил воспользоваться моментом и отпраздновать свой собственный уход, создав такую главу в саге о Человеке из Стали, которую можно было действительно счесть финализирующей.

Первым в его списке авторов для написания таковой значился тот, кому её писать и было положено – Джерри Сигел. Однако, в силу неких юридических ограничений, Сигел не смог принять предложение. На следующее утро, завтракая в компании Алана Мура, Шварц упомянул об этом обидном отказе. В ответ Мур поднялся на ноги и произнёс: «Если ты дашь писать эту историю кому-то, помимо меня – я тебя убью». Джулиус своей жизнью дорожил.

А вот выбор визуализатора был куда менее сложной задачей. Курт Свон рисовал онгоинги Супермена ещё с 1948-го года, на пике популярности персонажа и на протяжении самого плодовитого периода для его вселенной. До сих пор Свон по праву считается главным художником комиксов про Человека из Стали. И так получилось, что коллаборация с Муром и Шварцем стала последней крупной работой про Супермена в том числе и для него.

Иными словами – в тот знаменательный для супергеройских комиксов год на свет появилась самая натуральная последняя история про Человека Завтрашнего Дня, во всех смыслах, что действительно что-то значат. Британский гений на пике своей популярности, художник-ветеран и влиятельнейший редактор собрались вместе, чтобы поставить жирную точку в полувековых приключениях их любимого героя. «Это ВЫДУМАННАЯ ИСТОРИЯ…», – гласит вступительный титр, – «Но разве не все истории такие?».

В итоге на свет появился «Whatever Happened to the Man of Tomorrow?». Короткий и предельно содержательный рассказ, в котором на главного героя одной гигантской лавиной обрушивается вся его многолетняя мифология, все его грозные соперники, все не подвязанные сюжетные хвосты, весь тот колоссальный моральный груз и ответственность, что он добровольно взвалил на плечи. В одночасье, приключениям оригинального Супермена приходит суровый конец. Многочисленные суперзлодеи приводят в действие свои коварные, жестокие планы, а союзники Человека из Стали объединяются вокруг него, чтобы дать последний бой, победы в котором большинству из них не суждено увидеть.

Главная отличительная черта комикса была определена периодом, когда он был создан. «Whatever Happened to the Man of Tomorrow?» стал плодом совместного творчества художника, стиль которого был лицом «Серебряного Века», и сценариста, который стоял у истоков того, что принято считать веком «Тёмным». Проще говоря – содержание последней супер-главы категорически не соответствует её форме, а порой и прямо ей противоречит. Внезапно, в тихом и уютном сказочном «серебряном» уголке начали происходить такие вещи, которые самым жестоким образом ломают всю его  сказочность и «серебряность». Друзей Супермена начинают безжалостно убивать, ранее мирные и забавные плохиши совершают акты суицидального терроризма, по улицам Метрополиса расхаживают проститутки, а неизменный и надёжный образ жизни Человека Завтрашнего Дня вдруг оказывается разрушен до основания. И всё, что остаётся непоколебимому Супермену, совершенно не готовому к «мрачным» переменам вокруг него – тихо плакать в темноте своей арктической крепости, отчаянно отказываясь меняться вместе со всеми остальными.

Для своего времени, «Whatever Happened to the Man of Tomorrow?» действительно стал весьма горьким, но крайне запоминающимся откровением, которое не просто как следует встряхнуло восприятие персонажа его фан-базой, но и очень достойно отправило на покой чуть ли не главный архетип американской культуры. Однако нас, сегодня и сейчас, куда больше волнует совсем другой вопрос – впечатлит ли прощальное послание Супермена из другой эпохи современного отечественного читателя? Положа руку на сердце – честным ответом будет «нет». Сама повесть, при всех её многочисленных достоинствах, всё-таки  является очень ярким продуктом своей эры, который ставит точку в той эре, что была ещё до неё. Для того, чтобы как следует оценить значимость и грандиозность комикса, случайно купившему его человеку придётся сперва ознакомить себя с кучей посторонней информации, что с ним связана, чтобы как следует вникнуть в контекст. И даже после этого, как и с любым стареньким художественным произведением – всё равно придётся сделать весьма существенную скидку на время его создания. Впрочем, если вы таки читаете этот текст – едва ли вышесказанное станет для вас сколько-нибудь серьёзной проблемой. Для того, чтобы эту проблему устранить, эта рецензия и написана.

В наши комиксшопы «Супермен. Что случилось с Человеком Завтрашнего Дня?» попал в качестве толстенького сингла, выпущенного издательством «Азбука». В нём вы найдёте лишь качественно переведённые пятьдесят страниц основного содержания и небольшие примечания в конце. Главное в данном случае – доступность издания. Если вы цените хорошие комиксы или хотите углубиться во вселенную DC – отдать двести рублей за весьма насыщенную историю с такой исторической важность для вас, скорее всего, не составит проблемы.

Кому же мы рекомендуем разобраться, что таки случилось с Человеком Завтрашнего Дня?

  • Разумеется, поклонникам Супермена.
  • Ценителям творчества Алана Мура.
  • Тем, кто хочет покопаться в истории супрегероики. На данный момент – это, скорее всего, самый старый комикс DC на нашем рынке.
  • Любому, кто хочет подержать в своих руках один из важнейших супергеройских комиксов, за всё время их существования. 

«Супермен. Что случилось с Человеком Завтрашнего Дня?» – редкая возможность своими глазами увидеть, как выглядела и ощущалась старая, олдскульная супергероика, и застать последний бой её главного представителя, когда он будет отчаянно противиться наступлению мрачных около-современных реалий. Пускай и состарившаяся – это всё ещё весьма содержательная повесть, которая несёт в себе не только историческую, но и смысловую нагрузку. Если вы любите читать комиксы и готовы найти в себе силы проникнуться духом и настроением давно минувшей эпохи – вам категорически рекомендуется её приобрести. Весьма настоятельно рекомендуется, кстати. Российскому рынку новые комиксы про Супермена нужны как воздух.

Фото: htg

Комментарии