Обзор комикса «Супермен: Человеку, у которого есть все»

3 354

Сказ о том, как Алан Мур и Дэйв Гиббонс подарили Супермену худший день в его жизни.

Где-то полгода назад мы с вами получили шанс ознакомиться на русском языке с одним из самых значимых комиксов за всю долгую карьеру Супермена – со знаменитым сюжетом Алана Мура и Курта Свона «Что случилось с Человеком Завтрашнего Дня?». Однако для многих читателей не будет секретом, что этот рассказ – не единственный прецедент работы британского классика с персонажем. За год до перезапуска вселенной DC в ходе «Кризиса на Бесконечных Землях» и последнего приключения старого Человека из Стали – Мур, по инициативе всё того же редактора Джулиуса Шварца, объединился с художником Дэйвом Гиббонсом для создания другого комикса, который получил ещё более широкое признание среди массового читателя, которое сохраняется за ним по сей день. Комикса, который подарил величайшее счастье и величайшую трагедию «Человеку, у которого есть всё».

Хотя значимость «For the Man Who Has Everything» для непосредственного мира докризисного Супермена куда меньше, чем у «Whatever Happened to the Man of Tomorrow?» – культурное влияние этого сюжета, пожалуй, даже превосходит таковое у коллаборации со Своном. Вполне возможно, что творение Мура/Гиббонса является самым цитируемым комиксом про Кларка Кента, сразу после его знаменитой «Смерти и Возвращения». Не смотря на свою относительно скромную длину и камерность – история даже имеет собственную экранизацию в формате одного из эпизодов шоу «Justice League Unlimited», который, согласно словам одного из его создателей, получил личное одобрение Мура (его имя даже значится в титрах).

Но о чём именно таком важном и запоминающемся рассказывал комикс, что само его название превратилось в крылатую фразу? Своё начало сюжет берёт на пороге арктической крепости протагониста, когда Чудо-Женщина, Бэтмен и Робин прибывают поздравить её хозяина с днём рождения. Однако внутри они обнаруживают совсем не накрытый стол и дружеские объятья, а оцепеневшего героя со странным растением, которое буквально проросло сквозь его грудь. Выясняется, что один из множества врагов Человека из Стали – Монгул – тоже решил поздравить именинника.

И его присутствие на празднике не сулит всем остальным гостям ничего хорошего. Тем временем, находясь в плену своего зловещего подарка, Супермен проживает совсем другую жизнь. Ту, в которой его родная планета всё ещё существует, а сам он просто Кал-Эл – глава большого семейства, отец двух детей и верный муж некогда популярной криптонской актрисы, в которую он всегда был влюблён. Словом, пока наяву в его крепости разворачивается локальная катастрофа – виновник торжества видит самый сладкий сон из всех, какие только можно представить. И очень может быть, что просыпаться Кал попросту не захочет.

За вычетом некоторых едва заметных нюансов, таких как Джейсон Тодд в роли Робина – Мур и Гиббонс умудрились создать сюжет, который в принципе не стареет, и превосходно вписывается в рамки любой итерации Супермена и вселенной DC. Если среди всего массива комиксов того периода нужно будет выбрать один единственный, который можно без всяких оговорок называть «бессмертным» – скорее всего им будет именно «Человек, у которого есть всё».

Используя наиболее узнаваемые образы героев и оперируя самыми базовыми, знакомыми каждому гранями их характера – авторы всё равно справляются с тем, чтобы рассказать весьма нетривиальную и трогательную историю. По своей сути одиннадцатый ежегодник «Супермена» является своеобразной басней с супергеройским колоритом – басней о человеке, у которого есть всё, но который был вынужден потерять то, что было ему действительно дорого.

А ещё нельзя не обратить внимание на слона в комнате. Дуо из художника и сценариста, работавшее над «Человеком, у которого есть всё» – та самая команда, которая впоследствии создала тех самых «Хранителей». И по комиксу это действительно заметно. За исключением слегка более яркой цветовой палитры – «For the Man Who Has Everything» действительно ощущается этакими прото-Хранителями, с основными персонажами вселенной DC в качестве главных героев.

Более того – именно тема деконструкции также является здесь основной. С той разницей, что в «Watchmen» деконструкция была на уровне жанра, а здесь она вплетена прямо в повествование. И занимается этой деконструкцией не столько автор, сколько главный герой, для которого она становится единственным способом выбраться из смертельной ловушки, в которой он оказался.

У нас эта история вышла под эгидой «Азбуки» в формате небольшого, аккуратного сингла. Помимо сорока страниц содержания, внутри вы найдёте страничку с примечаниями, которые помогут понять важные особенности криптонской географии и тех персонажей, с которыми Супермен столкнётся, пока живёт в мире своих снов. Ну а главной особенностью издания, как и в случае с «Что случилось с Человеком Завтрашнего Дня?», остаётся смешная цена в две сотни рублей. Учитывая масштаб авторов и культовый статус сюжета – это, считай, вообще не деньги.

В заключении – давайте ещё раз повторим, кому следует обратить внимание на «Человека, у которого есть всё»:

  • По большому счёту – вообще всем, но в особенности…
  • Поклонникам Супермена.
  • Ценителям классических супергеройских сюжетов.
  • Тем, кто хочет почитать что-то классическое, но при этом не устаревшее.
  • Любому, кто когда-то задавался вопросом: «А что если бы Алан Мур и Дэйв Гиббонс рассказали историю, похожую на «Хранителей», но с основными героями DC?».
  • Да блин, ребят – двести рублей! Почему я вообще трачу время на оправдание этой покупки?

Проще говоря, «Супермен: Человеку, у которого есть всё» – самый настоящий мастрид и мастбай. Это сорок страниц бессмертной классики супергеройских комиксов от авторской команды, которая однажды перевернула мир этих самых комиксов с ног на голову. А помимо этого – просто крайне хороший рассказ, который имеет все шансы выдавить из вас скупую гиковскую слезу. Из Супермена, по крайней мере, выдавил.

Комментарии