Обзор комикса «Справедливость»

1 816

Справедливость восторжествовала в увеличенном формате.

“Справедливость” Джима Крюгера, Алекса Росса и Дуга Брейтвайта — комикс, которому идеально подходит увеличенный формат. Всё благодаря величественному гиперреалистичному рисунку Алекса Росса с его исполинскими образами персонажей: все они являются фигурами, которые в зарубежных книжках описываются фразой “больше, чем сама жизнь”.

На этом, пожалуй, стоит в принципе прекратить любые попытки описать или дать оценку визуальной составляющей этого комикса: если вы знаете кто такой Алекс Росс, то скорее всего либо уже прочли “Справедливость” самостоятельно, либо только собираетесь это сделать.

И скорее всего — история самого произведения будет далеко не первичным и даже не второстепенным поводом. Впрочем, не стоит исключать, что найдутся люди, которые не станут обращаться к комиксу именно из-за фигуры её художника и их можно понять: не всем нравится гиперреалистичная эстетика внутри супергеройских работ, особенно такая статичная. 

И ведь Росс в принципе довольно редко занимается непосредственно комиксами — зачастую его можно встретить разве что на обложках комиксов. Captain America Та-Нахаси Коатса, Immortal Hulk Эла Юинга, ещё не вышедший Iron Man Кристофера Кантвелла. 

А уж когда он берётся рисовать не только обложки или придумывать новые дизайны для персонажей, а иллюстрировать саму историю — это обыкновенно означает, что комикс получится как заслуживающим пристального внимания. Достаточно вспомнить Marvels (“Чудеса”) и Kingdom Come (“Царство Небесное”) — потрясающую супергероику, вдохновляющую и реконструирующую, простите за тавтологию, геройский образ в супергероике.

Можно было бы подумать, что “Справедливость” не станет исключением из этого ряда, только этому помешала её же собственная история. Чтобы распаковать фундаментальные сюжетные проблемы комикса потребуется упасть в чан со спойлерами к “Справедливости”, поэтому следующие абзацы будут состоять из них практически полностью.  

Завязка ставит Лигу Справедливости и Землю вселенной DC перед интересной моральной ситуацией: суперзлодеи начали помогать людям и менять жизни к лучшему. Слепые — прозрели, инвалиды — обрели возможность ходить, некрасивые — похорошели. Что побудило преступников к столь неожиданному альтруизму?

Ответ прост: бессонные ночи, во время которых их одолевали кошмары об уничтожении планеты и гибели всего живого на ней. Те приняли это как знак свыше и решили, что нужно если не предотвратить ужасающее событие, то хотя бы как-нибудь подготовить к нему человечество.

Злодеи, впрочем, не оставили свои преступные замашки и решили подстраховаться, избавившись от Лиги Справедливости: Лютор, Брейниак и Гродд не без помощи Бэтмена выкачали данные со спутника Лиги, узнали все супергеройские тайны величайших защитников Земли, и организовали заговор с целью избавиться от всех, кто может им помешать.

Казалось бы, такое положение дел меняет абсолютно всё, а поменять оно не может — слишком велика цена этого знания. Лютор знает, что Кларк Кент — Супермен, а Брюс Уэйн — Бэтмен, Гродд и Капитан Холод в курсе, что Барри Аллен — это Флэш, а соответственно можно нанести удар не только по ним самим, но и по их близким. 

К тому же сам факт добровольного объединения злодеев, которые, всё ещё являясь отнюдь не хорошими людьми, собрались спасти человечество и помочь ему “эволюционировать”, перестать зависеть от помощи могущественных инопланетян и акробатов в трико — это пусть и не совсем уж неизведанная территория, но плодотворная почва для углубления в тему.

Увы, “Справедливость” спускает всё на тормозах и обесценивает свои же начинания: и объединение оказывается не добровольное (Брейниак почти всем промыл мозги), и злодеи к концу истории забывают все тайны Лиги (им просто стёрли память), оставляя только эффектные экшен-сцены. Чтобы подчеркнуть насколько история комикса тривиальна, достаточно сказать, что она могла бы стать проходной аркой в условном комиксе про Лигу Справедливости внутри комикс-континьюити — и никто бы не заметил разницы. 

“Промывание мозгов” — это вообще тот аспект, с которым комикс не очень хорошо справляется. Со страниц произведения чётко декламируется, что без манипуляций через наномашины злодеи просто бы не объединились: виноват невероятно плохой уровень социализации. Социопатия мешает объединяться в группы? Кто-то явно не слышал про ОПГ. 

Другой же щекотливый момент — стирание памяти с целью сокрытия тайны — это территория невероятно тонкого льда, на который, например, ступали такие комиксы как One Moment in Time и Identity Crisis.

И если Identity Crisis, вне зависимости от выразительной формы, хотя бы пытался что-то этим сказать, а One Moment in Time жестоко сыпал соль на (для кого-то) старые раны, то “Справедливость” же обращается с таким сложным инструментом попросту неуклюже: одной простой фразой лубочно возвращает статус-кво в “норму”. Изящество не скальпеля, но отбойного молотка.

Зато аспект, в котором “Справедливость” точно не разочаровывает — русскоязычное издание.

Оно аналогично ранее изданному “Царствию Небесному”: абсолютный формат с твёрдым переплётом, суперобложкой и тиснением. 

Книга — массивный кирпич, не уступающий “Хранителям” всё той же «Азбуки» в весе, а обоим вышеназванным произведениям ещё и в количестве дополнительных материалов.

Их тонна: от концептов персонажей с заметками и комментариями авторов, до детального описания всех действующих лиц с аннотациями.  Даже страницы с фигурками по комиксу есть.

В том числе и промо-материалы ещё тех времён, когда комикс должен был называться совсем по-другому: VS.

“Справедливость”, может быть, и не попадает в один пантеон к другим работам Росса вроде тех же “Чудес” и “Царства Небесного”. Может быть произведение не является настолько же взрослым комиксом, которые исследует поднимаемые темы, а не бросает их на полпути. Однако это по-прежнему чертовски красивый комикс, эпичность которого увеличивает размашистое абсолютное издание. В конце концов, не существуй никогда сборников такого формата, то их стоило бы придумать как раз для комиксов из-под пера Алекса Росса.

Комментарии