Обзор комикса «Рыцари Marvel. Каратель. Том 1»

925

Обзоры в этом городе нужно расшевелить.

Вспомните самый безбашенный, самый жестокий, самый адреналиновый, самый запоминающийся голливудский боевик 80-90-ых, какой вы только смотрели. А теперь представьте, что людям, ответственным за его создание, отказало всякое чувство меры и вкуса, прямо пропорционально увеличив их изощрённость и изобретательность. При этом – подключилась богатая фантазия и крайне тонкое чувство отвратительно-чёрного юмора. А до кучи – исчезли практически всякие бюджетные ограничения. Представили? Выкрутите яркость этой картинки на максимум и сохраните её в памяти. Потому что примерно так можно лучше всего описать знаменитый первый ран Гарта Энниса про Карателя, вышедший в рамках импринта «Marvel Knights». В конце прошлого года объёмная первая часть этого рана была выпущена на нашем рынке издательством «Комильфо» в формате здорового 500-страничного твёрдого кирпича. Следовательно, пора бы уже и нам передёрнуть затвор и как следует разобраться – почему же этот человек так ненавидит преступность?

Вообще, чтобы уловить значимость этого комикса для современного образа персонажа, достаточно понять вот что – вы, скорее всего, сами того не зная, с ним уже сталкивались. Ведь стартовые арки серии (которые и содержит первый том) были адаптированы для широкой аудитории аж трижды. Совсем недавно работой Энниса частично пользовался сериал «Сорвиголова», в 2004-ом году комикс лёг в основу кинематографического приключения с Томасом Джейном, а русскоговорящему человеку эта история особенно хорошо знакома по видеоигре, которая получила поистине легендарную отечественную озвучку с Дмитрием Дюжевым в главной роли. Ситуация с последней, кстати, настолько же трагична, насколько смешна. Игра оказалась так близка к первоисточнику и с такой дотошностью его воспроизводила, что Гарт Эннис значился её сценаристом. И ведь действительно, по меркам игровых боевиков тех лет – сюжет в «The Punisher» просто отличный. К сожалению, российские геймеры были вынуждены не столько следить за тем, как Фрэнк раскрывает им свой зловещий план сидя в тюремном изоляторе, сколько задаваться вопросами типа – где черти носят Мориса? И как, мать вашу, сто бойцов запрыгнули в броневик?

Надо сказать, что такая популярность у серии взялась не с потолка. В 2000-ом году вступительная лимитка из двенадцати номеров не просто принесла создавшим её Эннису и художнику Стиву Диллону широкую мейнстримную известность, но и привела в форму самого персонажа, репутация которого была сильно подмочена после череды провальных онгоингов и скандально известной минисерии, в которой умерший и воскрешённый Кастл поступил на сверхъестественную службу к ангелам и демонам. Собственно – первым, что сделал Гарт беря бразды правления, был полный отказ от предшествовавшего мистического конфуза. Его Каратель вновь стрелял строго по людям и делал это из сугубо личных побуждений. Как выяснилось – этого, вкупе с высокой планкой общего качества, было более чем достаточно, чтобы продажи взлетели, персонаж вернул себе статус хедлайнера издательства, а сценарист закрепил за собой звание главного автора историй про Фрэнка Кастла, которые он крайне успешно пишет вот уже двадцать лет.

Короче говоря – более значимого сюжета про Карателя, как ни крути, не существует. Ровно как не существует и более удачного способа ознакомиться с ним на русском языке, чем свежий томик «Комильфо». Так что давайте разберёмся с тем, что вы в нём найдёте.

Первыми в книге идут, разумеется, те самые двенадцать глав лимитки, неофициально известной как «Welcome Back, Frank». В них главный герой возвращается обратно в Нью-Йорк, под псевдонимом «Джон Смит» заселяется в апартаменты на окраине и сразу же берётся за работу. Первой в его списке значится предельно простая задача – подчистую вырезать главную криминальную «семью», обосновавшуюся в городе в его отсутствие, которую возглавляет суровая старушка Ма Нуччи. Само собой – Фрэнк сразу достигает в этом весьма внушительных успехов. Однако тут в дело вступают обстоятельства.

С одной стороны – Кастлу приходится сожительствовать с кучей колоритных соседей по дому, которые так и норовят сунуть нос в его дела. С другой – по его следу идут не только старые супер-приятели, вроде Сорвиголовы, но и специальный отряд полиции, члены которого не отличаются большим опытом, не обладают должными ресурсами, однако могут похвастаться завидным рвением. С третьей – Ма и её компания пойдут на всё, чтобы удержать власть и остаться в живых, будь то взятки, сговор, особая жестокость, или же привлечение к делу заморских профессионалов (а именно – конкретной, крайне колоритной персоналии, с говорящим прозвищем Русский). Ну и конечно – Нью-Йорк, это такой город, который всегда имеет на своих обитателей собственные планы, против которых не попрёшь. И кстати – откуда у Фрэнка появилась целая армия кровожадных подражателей?

За лимиткой следуют первые пять номеров онгоинга, запущенного сразу после её завершения, которые, в лучших традициях голливудских боевиков, служат своеобразным сиквелом к её событиям и прямо продолжают рассказанную историю. Те герои, что остались в живых – встретятся вам снова. Некоторые злодеи, что казались мёртвыми – воскреснут. А лучше всего – на сцену из-за кулис выйдут особо крупные игроки, которые чужими руками пытаются разделаться с гигантской занозой в заднице, которой для них оказывается протагонист. И когда мы говорим «крупные», мы имеем ввиду действительно КРУПНЫХ недругов, что могут быть не по зубам даже Кастлу. Впрочем – все люди становятся равны перед дулом пистолета, верно? Короче говоря – ставки вдвое выше, взрывов в два раза больше, количество веселья удвоено, а главный герой не идёт ни на какие компромиссы. Видеокассета, правда, в комплект не входит.

В качестве приятного бонуса к основным главам – в книгу включён ваншот «Каратель уничтожает вселенную Marvel» с рисунком Дага Брэтвэйта. Выпущенный в 1995-ом – этот «what if?»-сюжетец стал истинной первой работой Гарта Энниса как над Карателем, так и для издательства. По сравнению с остальной книгой – этот комикс является скорее просто милым пустячком. Размышлением из разряда «если бы семья Кастла умерла в автокатастрофе, Каратель бы убил всех автомобилистов». В придачу – автор утверждает, что куски диалога в выпуске были переписаны без его ведома, что стало причиной его отказа продолжать сотрудничество с компанией вплоть до запуска «Marvel Knights». Так что читайте и делайте выводы.

Наконец – последние страницы здорового фолианта содержат ценные дополнительные материалы. Среди них – вступление Джимми Палмиотти (одного из основателей импринта «Marvel Knights») для одного из переизданий серии, послесловие Гарта Энниса, его же «манифест», в котором он описывает основную суть своей задумки, сценарий для нескольких страниц и, естественно, порция самых разнообразных обложек. Вроде бы не так много – однако ценность у всего этого колоссальная. Если вам интересно чем руководствовался мастер создавая такое безбашенное приключение – вас всё перечисленное очень заинтересует.

Если давать «Карателю» образца «Рыцарей Marvel» какую-то оценочную характеристику, то проще всего будет взять уже готовую, однажды озвученную самим его создателем. Данная вариация похождений Фрэнка – всё равно что мультик про Дорожного Бегуна с рейтингом 18+. Исключительно развлекательное чтиво в духе классических американских фильмов про линчевателей, вроде «Грязного Гарри» и «Жажды Смерти», выполненное с поправкой на современные (конец 90-ых, начало 00-ых) запросы аудитории. Может ли оно встать в один ряд с более поздними работами Гарта про персонажа, что носят логотип «MAX» на обложке? Вы что, смеётесь? Конечно нет! Здесь нет глубоких моральных дилемм, злободневных социо-политических вопросов, суровой военной драмы, реалистично-мерзкого насилия, пробирающих до глубины души сюжетных откровений или невероятно умных авторских мыслей. Потому что Эннис и не собирался всё это сюда пихать.

Этот конкретный ран – высококачественное и изобретательное развлечение без тормозов, красочно нарисованное мастером резвого визуального повествования, главная задача которого состоит исключительно в том, чтобы заставить читателя вжиматься в кресло от количества адреналинового экшена, и заливаться слезами смеха от нарочито карикатурных ситуаций, в которые попадают персонажи. Этот «Каратель» – не «Апокалипсис Сегодня». Это – «Крепкий Орешек» на максимальных настройках. Ярчайший представитель совершенно другого жанра, ценимый знатоками за присущие ему качества. Так что, когда будете открывать сборник, заранее освободите голову от заумной ерунды. Потому, что если вы этого не сделаете сами – Эннис и Диллон вам её вышибут, вместе с мозгами.

А главное, что вам нужно знать про издание от «Комильфо» – здесь есть качественный перевод на русский от Руслана Хубиева. Соответственно – главный герой не разглядывает свой член в микроскоп (платиновые цитаты былых лет), и часть шарма, которым этот сюжет обладает для отечественного фаната Карателя, была безвозвратно утрачена. Вероятно – оно и к лучшему. Помимо этого достоинства – все пять сотен страниц издательство умудрилось запихнуть в компактный, опрятный и привлекательный томик, который приятно держать в руках и видеть на полке, а крутая твёрдая обложка и прочный корешок должны обеспечить ему долгую жизнь. Важный нюанс – откровенного мата ни в оригинале, ни в переводе не присутствует, не смотря на плашку про ненормативную лексику. Комикс действительно испещрён довольно невинными ругательствами (вроде «мудак», «кретин» и «грёбаный»), о которых «Комильфо» вас и предупреждают на лицевой стороне книги, однако ничего такого, от чего бы у вас мгновенно завяли уши, вы в «Карателе» не встретите. Впрочем – другого взрослого контента тут всё равно навалом.

Соответственно – подытожим. Кому стоит покупать этот здоровый фолиант?

  • Естественно – любому, кто интересуется Карателем.
  • Почитателям Гарта Энниса и Стива Диллона, которые хотят посмотреть на достаточно редкий выход этих авторов на большую сцену мейнстримной супергероики.
  • Тем, кто хочет получить быстрый, весёлый и захватывающий боевичок с размахом, который не стесняется натуралистичного насилия и откровенно дикого чёрного юморка.
  • Нет, ну чего ещё вам не хватает? Давайте, тащите свою жопу в магазин, если не хотите закончить как Морис!

Исходя из озвученного выше, мы можем сделать следующий вывод – «Рыцари Marvel. Каратель. Том 1» рекомендуется всем, кто желает увидеть один из лучших примеров классического американского боевика эпохи видеосалонов, выполненный в формате комикса. Со всеми преимуществами, что этот формат дарует.

Мало где ещё вы сможете найти настолько бескомпромиссного протагониста, попавшего в руки к одному из самых бескомпромиссных дуэтов комикс-индустрии, который решает не ограничивать себя никакими рамками морали, приличия и здравого смысла, и просто-напросто предложить потребителю то, чего он хочет на самом деле – бойкого и развесёлого экшен-сюжета, в котором заглавный суровый мужчина крошит в труху невообразимо злых людей, которые не остановятся ни перед чем, чтобы спасти свои шкуры. Что здесь ещё сказать? Это явно научит их.

Комментарии