Обзор комикса «Росомаха. Старик Логан»

Теперь не только old, но ещё и gold!

Миллар. Макнивен. Росомаха. Что может быть лучше? Задавая этот риторический вопрос на заднике переиздания своего «абсолютного лонгселлера», издательство «Комильфо» как бы намекает – ничего. И у них есть на то причины. Марк Миллар – один из главных сценаристов комиксов XXI-го века. Стив Макнивен – один из лучших художников Marvel нулевых. Росомаха – лучший в том, что он делает (хотя, как известно, в его деле хорошего мало). Сложите вместе сценариста, художника и персонажа с таким значением, и вы получите «Старика Логана». Не просто один из главных комиксов про Росомаху, но ещё и один из самых уникальных образцов супергеройского мейнстрима. Сегодня, когда судный день вновь стал злободневной темой для обсуждения не только в развлекательной культуре, но ещё и в обществе и политике, самое время вспомнить, как десять лет назад Миллар и Макнивен решили прикинуть – а как бы мог выглядеть полноценный, правдоподобный супергеройский апокалипсис?

Коротко о сюжете. Пятьдесят лет назад во вселенной Marvel произошло непоправимое. Зло победило. Не так, как это обычно бывает в кульминациях различных комиксных событий, когда триумф плохих парней по воле авторов в последний момент оборачивается полным фиаско. Нет, на этот раз – чуда не случилось. Суперзлодеи объединились, чтобы нанести нашим кумирам сокрушительный удар в решающем бою. Америка изуродована, разрушена и поделена на зоны влияния между победоносными сумасшедшими. Остальной мир? А кому он нужен? Люди вынуждены вести борьбу за существование, и живут в постоянном страхе, либо тешат себя несбыточными надеждами на возвращение костюмированных спасителей. Все герои либо мертвы, либо стали бледной копией прежних себя. Именно к последним относится главный герой.

Никто точно не знает, что именно пережил Росомаха в ту судную ночь, однако кое-что известно всем – теперь он просто старый, никчёмный, безобидный старик Логан, который влачит унылое существование со своей женой и детьми в выжженной солнцем калифорнийской пустоши, и никогда в жизни не осмелится вновь выпустить когти. Однако как бы Росомаха не пытался сбежать от своего прошлого – оно всегда находило способы с ним поквитаться. Земля, на которой стоит дом семьи Логана, принадлежит клану Баннеров, которых, как известно, лучше не злить. И Логан задолжал им за аренду. К добру или к худу, на его пороге появляется старый, потерявший зрение Хоукай, который теперь промышляет торговлей наркотиками. Бартон делает Логану очень простое предложение – отправиться с ним в путешествие к восточному побережью, в Новый Вавилон (бывший Вашингтон), чтобы заработать огромное количество денег. И у Логана нет иного выбора, кроме как согласиться. О том, что произойдёт с двумя героями-пенсионерами в этой судьбоносной поездке – нам и поведают следующие двести страниц.

И произойдёт с ними, прямо скажем – умопомрачительно много. Главная проблема с тем, чтобы как следует рассказать про «Старика Логана» несведущему человеку – сделать это так, чтобы ничего не проспойлерить. Комикс под завязку наполнен неожиданностями, откровениями, важными сюжетными поворотами и просто крайне впечатляющими вещами. Что-то крышесносное происходит практически на каждой странице. Одна из основных сюжетных составляющих истории заключается в типично-милларовском подходе «а что, если бы всё было жуть как плохо, но жуть как забавно?», в котором Марк, вероятно, достигает в «Old Man Logan» своей вершины. Путешествие по разорённой суперзлодеями Америке становится для читателя и протагонистов не только мрачным, нагоняющим тоску странствием, но и достаточно весёлым приключением, в котором странности ушедшего супергеройского века смешиваются с безумием и безжалостной жестокостью постапокалиптических реалий.

В результате этого слияния получается едкий, острый, местами горьковатый, но весьма бодрящий коктейль, который обеспечивает не только отличное развлечение, но и становится глотком свежего воздуха для поклонника супергеройских приключений. В «Старике Логане» Миллар прекрасно справляется с тем, чтобы удовлетворить сразу два популярных фанатских запроса – сценарий полной победы зла и совмещение пост-апокалиптики и супергероики. «Конец света» здесь представлен совсем не как скучное истребление всего сущего, и не как один из стандартных сценариев с унылыми зомби, вирусами и ядерными бомбами, которые в условиях вселенной Marvel смотрелись бы максимально неправдоподобно.

Нет, судный день у Миллара – глобальная, решающая потасовка между сверхсильными могущественными существами, которая не только уничтожила всё старое, но и дала начало чему-то новому. Ближайшим аналогом будет не какой-нибудь «The Walking Dead», а скорее вселенная «Fallout» – мир, изменившийся до неузнаваемости, однако всё ещё наполненный жизнью, загадками и опасностями, которые ждут того, кто решится отправиться на их поиски. Прибавьте к этому знакомую, любимую нами супергеройскую атрибутику, чтобы прочувствовать всю мощь подобной задумки. Эту задумку «Old Man Logan» реализует как нельзя лучше.

Вторая сюжетная составляющая «Старика Логана» куда более прозаична, но тоже вполне интересна. Уже по открывающему развороту книги, подозрительно знакомому лицу на обложке и завязке а-ля «старый вояка поменял оружие на семью» можно легко догадаться – история комикса черпает вдохновение из американских вестернов. Пожалуй, можно даже сказать, из какого конкретно – «Unforgiven» Клинта Иствуда. Миллар копирует фильм, которым когда-то режиссёр намеревался «закрыть жанр», не только через внешность главного героя и множество ключевых сюжетных поворотов, но временами и буквально покадрово. Тем не менее – ставить это Марку в упрёк было бы просто несправедливо. Помимо очевидной любому читателю массы оригинальных авторских идей – структура фильма с Иствудом слишком подходит комиксу с таким размахом, накалом и драматизмом, который тоже по своему «закрывает» супергеройский жанр, чтобы на неё жаловаться. Да и Росомаха, будем честны, по натуре похож на классического иствудского протагониста.

Минус, по большому счёту, у «Старика Логана» ровно один – иногда та изощрённость, фантазия и находчивость, с которой написана его сюжетная линия, заставляет с недоумением почесать затылок. В частности, это относится к одному из главных откровений комикса, которым объясняется, почему Росомаха не просто жив, но ещё и отказывается сражаться. С одной стороны – мотивация никогда не выпускать когти действительно получилась что надо. С другой – в читательской голове, особенно если читатель знаком с вселенной Marvel и питает к ней симпатию, непременно появятся вопросы типа «ОДИН??? ВСЕХ??? ВЫ СЕРЬЁЗНО???». Вопросы, между прочим, не смотря на то, что порождены сугубо фанатскими чувствами – действительно серьёзные, и погружение ломают. Да и в целом – если вы не в силах абстрагироваться от своей горячей любви к героям Marvel, то вам «Старика Логана» лучше не открывать. Особенно это касается всех фанатов Халка. Вам, ребята, книга строго, категорически, медицински противопоказана.

Теперь немного о качестве самого переиздания. Книга выходит в рамках «Золотой коллекции Marvel» от «Комильфо», и с точки зрения совокупности физико-технических характеристик соответствует «Истории жизни» Человека-Паука.

То есть – увеличенный формат (около 30 сантиметров в длину и около 20 в ширину), твёрдая обложка, крепкий переплёт, качественная бумага и золотое тиснение на корешке.

С точки зрения оформления и дополнительных материалов – книга идентична предыдущему мягкому сборничку от «Комильфо». Тем не менее, в издании присутствует обновленный перевод.

То есть – текст приемлемый, оформление качественное, а помимо основной истории в сборнике лишь несколько вариантных обложек и набросков. Разумеется, для обладателей ТПБ встаёт вопрос – стоит ли менять свою копию?

Здесь лишь скажу, что гора Рашмор, Крест Пима и прочие великолепные развороты Стива Макнивена действительно выглядят гораздо лучше в «широком разрешении».

А там уж сами решайте. Кстати, на последней странице вас ждёт приятный анонс новой книги в серии.

Ладно, вот мы и доехали до нашего пункта назначения. Кому же покупать «Старика Логана»?

  • Вы любите Росомаху.
  • Вам по душе циничный «edgy» подход Марка Миллара к супергероике.
  • Вам всегда хотелось своими глазами поглядеть на вселенную Marvel, в которой злодеи одержали победу.
  • Вам хочется посмотреть на уникальный супергеройский пост-апокалипсис.
  • Вас привлекают истории, где каждого могут безжалостно убить в любой момент.
  • Вы в силах абстрагироваться от фанатских чувств и симпатии к героям Marvel.
  • Вы соскучились по сюрпризам и красивым вау-моментам.
  • Очевидно, но на всякий случай – вы понимаете, что комикс серьёзно отличается от фильма.
  • Вы не фанат Халка.
  • Ну правда – если вы любите Халка, то не надо.
  • СПОЙЛЕР, выделить: Нет, серьёзно, Халк насилует свою кузину и ест человеческих детей – лучше не стоит.

Такие дела. А вообще говоря – «Старик Логан» давно обрёл культовый статус среди поклонников комиксов, и по праву считается классикой, которую надо знать. Мало какой другой сюжет позволял себе сровнять крупнейшую супергеройскую вселенную с землёй, вырезать всех самых популярных персонажей, низвести всех выживших до уровня диких животных и использовать подобный сеттинг для рассказа действительно весёлой, душевной и захватывающей истории. Во многом, творение Марка Миллара и Стива Макнивена действительно уникально. Так что не отказывайте себе в удовольствии с ним ознакомиться, особенно в таком качественном формате.

You might also like
Comments