Обзор комикса «Джон Константин. Hellblazer: Страх и ненависть»

1

Смело приобретайте второй по счёту плод издательской любви.

Слава богу (или, быть может, дьяволу?) – спустя полгода, вопреки пандемии, мы таки получили возможность навестить комиксшоп, чтобы порадовать себя ещё одной книгой про Джона Константина от издательства «Азбука». А это значит, что, как и в прошлый раз, мы имеем дело с более чем тремя сотнями страниц великолепного исконно-британского мистического реализма за авторством Гарта Энниса. Давайте же глянем, о чём именно нам поведает объёмный сборник с красноречивым подзаголовком «Страх и ненависть».

Как и предполагалось – вторая книга с похождениями Константина продолжает ран и историю, начатую Эннисом в книге предшествующей. Однако, в отличие от «Опасных привычек», в «Страхе и ненависти» нет какой-то одной ключевой арки, которую можно было бы счесть «сборникообразующей». На этот раз, вместо одного плотного ужина и последующих десертов, мы имеем дело с подборкой компактных, вкусных и сытных блюд, которые, будучи частью цельного гастрономического опыта, более чем уверенно чувствуют себя отдельно от своих соседей по столу. Что характерно – каждое из угощений в меню имеет свой уникальный вкус.

Открывает всё это дело коротенькая история «Приплыли», в которой Джон ещё раз убеждается, какое тлетворное влияние его персональная магия оказывает на всех, кто ему близок, и предпринимает решительные действия, чтобы защитить дорогих ему людей. Сразу за ней следует самый весёлый рассказ сборника – «Сорок». В нём главный герой отмечает свой крупный юбилей, во время празднования которого его навещает целая прорва других волшебников и мистических личностей, чтобы как следует нажраться в компании юбиляра. Среди прочих гостей – Затанна и Болотная Тварь!

Следующей идёт наиболее крупная арка книги, подарившая ей название – «Страх и ненависть». В ней, для разнообразия, Гарт поднимает не просто существенную, но и предельно человеческую проблему – проблему ксенофобии. Вместо стычек с демонами и дьявольских козней – Константин сходится в неравной схватке с британской шовинистской партией, с которой он вынужден конкурировать в борьбе за контроль над архангелом Гавриилом. Однако облечённые властью радикалы привыкли играть не просто бесчестно, но и предельно жестоко, и ставят под угрозу жизнь не только самого мага и его близких, но и каждого, кто попадётся под их горячую руку.

«Милый Джон» рассказывает о прямых последствиях «Страха и ненависти». Как бы Константин не пытался их защитить – его друзья и родственники всегда оказываются главными пострадавшими от его магических фокусов. Однако на этот раз – внезапное возмездие настигает Джона, и заставляет расплатиться за ошибки самым дорогим, что у него есть.

И вот, в главах «До дна всех дней» и «Люблю пожестче», протагонист оказывается абсолютно сокрушён случившимся, и в снедающем его горе погружается на самое дно жизни. Где, как это обычно с Константином и случается, его поджидают старые знакомые. Пока Джон спивается хуже обычного и спит за мусорными баками – буквально за углом, в ночной тиши, в компании своих соплеменников, плетёт козни Король Вампиров, который уже давно имеет на Константина зуб. Оскотинившийся бомж против настоящего воплощения зла? Анекдот – для любого здравомыслящего человека. Обычный будний день – для Джона Константина.

После такой запоминающейся арки, Эннис даёт читателю передышку с двумя короткими рассказиками. В «Паршивой любови» мы из первых уст услышим историю из личного опыта Константина о том, к чему приводят тёмные чары, ревность и разбитые сердца. А «В самом сердце» повествование переключится на девушку Джона – Кит, чтобы показать, чем ирландская красавица занимается у себя на родине, в Белфасте.

Закрывают том два объёмных выпуска – «Звёздный час» и «Исповедальня» – в которых Гарт обращается сразу к двум своим любимым жанрам. В «Звёздном часе» главный герой, вдохновлённый подвигом военного лётчика времён Второй Мировой, находит в себе силы, чтобы привести свою жизнь в порядок и попытаться переступить через травму, продолжив путь дальше. «Исповедальня» же становится типичным случаем религиозной сатиры со стороны Энниса, и служит не только дерзким выпадом в сторону авраамических религий, но и своеобразным клифхэнгером, который напоминает, что самоубийственный трюк, что Джон провернул в «Опасных привычках», ему даром не пройдёт.

Основная фишка «Страха и ненависти», по сравнению с предыдущим томом, состоит в том, что на этот раз главный товарищ Энниса на его творческом и жизненном пути – Стив Диллон – рисует не только одну из глав, а всю книгу, целиком. Что ещё интереснее – «Hellblazer» стал не просто первой американской работой Энниса, но и одной из первых полноценных коллабораций со Стивом.

Проще говоря – новый сборник злоключений британского мага позволяет интересующимся людям своими глазами увидеть, как зарождался один из самых легендарных дуэтов за всю историю комиксного ремесла, породивший на свет массу невероятно культовых работ. Диллон обладает великолепным чувством ритма и композиции, и благодаря своему мастерству превращает достаточно невзрачный мирок Британии конца прошлого столетия в колоритнейший уголок, где чертовщина и человечность сплетаются в единое целое посреди грязной лондонской лужи, в которой как обычно плетёт паутину интриг Джон Константин.

Второе по счёту русскоязычное издание «Hellblazer»-а от «Азбуки» получилось под стать первому – великолепным. Приобретая сборник, вы будете иметь счастье подержать в своих руках твёрдый, увесистый комикс, наряженный в стильную суперобложку. Внутри вы найдёте толстую, гладкую бумагу страниц, от которой почти не отражается свет, и безукоризненный перевод, в котором на этот раз значительно больше нецензурной брани (за что, наверно, стоит сказать спасибо тёплому приёму «Трансметрополитена»).

В финале вы обнаружите небольшое эссе от Гарта, прямиком из 1993-го года, а также подробные примечания Анастасии Грызуновой, которые придутся очень кстати, если вы хотите понять культурный контекст некоторых важных сцен. Твёрдая обложка, между прочим, отличается от своего бумажного товарища, за которым она спрятана, и выглядит ничуть не хуже, а то и лучше.

Кому же брать, кому же брать? Как и полгода назад, согласно нашей рекомендации:

  • Всем.
  • (кому есть восемнадцать лет, разумеется)

Отечественный «Hellblazer» продолжает весьма успешно совмещать ощущение «престижности» издания и «grimy»-фактор, присущий его содержимому, по совокупности характеристик оставаясь одним из самых качественных комиксов на рынке. И нам бы очень хотелось, чтобы у издательства и дальше оставалось желание выпускать настолько качественные продукты, столь далёкие от массовой супергероики. Выпьем же за это!

Фото: htg

Comments