Обзор комикса «Джек Кирби. Лучшее»

681

Поистине королевский сборник от «Комильфо»!

Джек Кирби – человек, вокруг личности которого в современной комиксной среде сформировался настоящий культ. Обычно, когда речь идёт о чём-то столь радикально фанатичном – хорошего в таком яром и слепом обожании бывает мало. Однако в случае с Кирби – не остаётся ничего другого, кроме как признать, что религия в его честь является последовательным итогом его карьеры. Вполне официально, на уровне издательств Большой Двойки, Джека именуют «Королём Комиксов». Откуда взялось такое лестное прозвище? Всё очень просто. Так получилось, что современная комикс индустрия обязана Кирби… да почти всем ему обязана.

Именно его труд был решающим фактором, благодаря которому американские комиксы в 60-ых годах прошлого века вышли на абсолютно новый уровень визуального и повествовательного мастерства, до сих пор не доступный ни одной другой форме искусства. Именно Кирби, по мнению современников, стал тем творцом, что практически с нуля построил мир издательства Marvel, каким мы знаем его сейчас. Именно Джек Кирби ответственен за создание львиной доли наших любимых супергероев, за приключениями которых мы уже десятки лет с упоением следим. Цитируя Гранта Моррисона, Джек Кирби – Уильям Блейк от мира комиксного ремесла. И благодаря издательству «Комильфо» – русскоязычной аудитории предоставляется редкий шанс самой убедиться в его величии.

Поможет в этом увесистый 350-страничный сборник, гордо озаглавленный «Джек Кирби. Лучшее». Причём, будет вполне справедливо заметить, что лучшее не только в работах Короля для Marvel, а попросту одни из лучших вещей, что вы когда-либо увидите как в комиксах, так и за их пределами. Книга позволяет окинуть беглым взглядом весь путь, который прошёл Кирби во время своей карьеры в стенах издательства. Начиная от самых ранних работ, датируемых ещё 40-ми, продолжая комиксами времён рассвета 60-ых, и заканчивая поздними творениями, созданными в период краткосрочного воссоединения с Marvel после размолвки и ухода к их главному конкуренту.

Условно, книгу можно разбить на три части. Первая, благодаря которой можно полюбоваться ранним творчеством художника. Вторая, в которой сосредоточены наиболее влиятельные совместные работы Джека со Стэном Ли. И, наконец – та, в которой Кирби берёт на себя роль не только художника, но и писателя. Давайте взглянем на каждую из них по отдельности.

Итак, первая часть – наиболее компактная, и занимает всего пятьдесят страниц. При этом – именно в ней составители попытались охватить наиболее обширный временной промежуток в двадцать лет. Здесь сосредоточены все наиболее неряшливые и архаичные работы Кирби, которые в целом либо мало касаются супергеройской тематики, либо делают это максимально неловко. Наиболее интересным здесь вам скорее всего покажется восьмистраничный дебют Капитана Америка, написанный при помощи Джо Саймона.

За его рамками – вас ждут похождения бога Меркурия, загадочные происки призрачного Вижна (нет, не того, другого), небольшая вестерн-история от Стэна Ли, коварство и хитрость космического Пилдорра, а также парочка расистских зарисовок про азиатского пришельца-террориста и белого доктора, который пришёл в Тибет лечить пациента, а в итоге сам поменял разрез глаз и назвался Доктором Друмом (нет, не Думом). В целом, из этого куска можно вынести одну очень важную мысль: пускай Кирби и приписывают врождённую гениальность – на самом деле его непревзойдённое мастерство является плодом тяжёлого труда и долгой работы над собственным стилем. Урок, который наверняка будет полезен каждому из нас.

Затем следует «основное блюдо», ради которого большинство и будут приобретать книгу – расцвет супергероики Marvel и заря славы дуэта Кирби/Ли. Закономерно – под это дело отведено почти две сотни страниц. И эти страницы не только прекрасно нарисованы, но и хранят большую ценность для любителей иметь в своей библиотеке культовую комиксную классику. Здесь, среди прочего, вы найдёте возрождение Капитана Америка и его вступление в Мстители, а также легендарную «Трилогию Галактуса», которая до сих пор считается одной из важнейших историй издательства. Пожалуй, что в первую очередь как раз благодаря тому, как Джек Кирби её нарисовал.

На страницах выпусков «Фантастической Четвёрки» – повседневность переплетается с красочным сай-фаем, величественные изображения космических созданий переплетаются с сюрреалистичными картинами других измерений, мелодрама переплетается с эпической борьбой за судьбу планеты, а изощрённые карандашные рисунки переплетаются с экзотическими фото-коллажами. А ведь сразу после «Четвёрки» в книге идут несколько номеров «Тора», которые ни в чём не уступают, а где-то даже превосходят работу Джека над «ФЧ»!

Что, к сожалению, характерно – диалоги и текстовое повествование сохранились совсем не так хорошо, как визуальное пиршество. Умения Стэна Ли на поприще сценаристики откровенно уступают художественному мастерству его партнёра, а знаменитый «метод Marvel» лишь усугубляет эту разницу. Однако, если вы окажетесь способны закрыть глаза на особенности создания комиксов, характерные для того периода – от его труда вы тоже сможете получить немалое удовольствие.

Наконец, заключительная сотня страниц – та, на которой Король выступает как в роли художника, так и в роли писателя. И надо признать, что в качестве сценариста Кирби обладает талантом, сопоставимым с его талантом рисовать. Особенно хорошо это видно благодаря юбилейному #200-му номеру «Капитана Америка», выпущенному под двухсотлетие самих Соединённых Штатов, и благодаря одному из выпусков «Вечных». И в том, и в другом комиксе – текстовое и визуальное повествование идеально синхронизированы, и вместе представляют читателю историю такого размаха и калибра, что натурально дух захватывает. Правда, как известно – Джеку редко давали возможность как следует закончить свои эпические саги… Но это уже разговор для другого раза.

Поговорим об издании. «Джек Кирби. Лучшее» – книга объёмная, как по содержанию, так и по формату. Точно так же как и у книг «Золотой Коллекции», размер королевского сборника – около 30 сантиметров в длину и около 20 в ширину. Переплёт твёрдый, бумага качественная, а перевод отличный.

Среди дополнительных материалов – только введение от комиксного историка Грега Тиксона, а также несколько скетчей и нераскрашенных страниц от виновника торжества. Из недостатков – нелепо выглядящая нумерация страниц, шрифт которой неприятно контрастирует с содержанием, и ценник в полторы-две тысячи, который многим покажется неподъёмным в нынешних условиях.

Итак, что же мы имеем в итоге? Кому следует обратить внимание на эту великолепную книгу?

  • Вы поклонник творчества Джека Кирби.
  • Вы пока что не поклонник, но уже интересующийся.
  • Вы хотите иметь на своей домашней полочке редкие, важные, классические сюжеты, которые лежат в основе современных комиксов Marvel.
  • Вы человек состоятельный, и готовы вынуть из кармана солидные деньги, отдав их за такую же солидную книгу.
  • Вы просто цените хорошую живопись, как таковую.

Очень может быть, что Джек «Король» Кирби – величайший художник двадцатого столетия. И речь здесь идёт отнюдь не об одних лишь комиксах. Этот поистине гениальный творец создавал на листе бумаги не просто персонажей или их миры, а целые вселенные и реальности. И при этом был более чем способен рассказать в них собственную великолепную историю. Словом, когда мы имеем дело с талантом и мастерством такого уровня – у нас не остаётся другого выбора, кроме как признать Кирби одним из самых наиважнейших, а может и попросту самым наиважнейшим автором комиксов, в целом, и комиксов Marvel, в частности. И сборник «Джек Кирби. Лучшее» – ваш персональный шанс прикоснуться к божественным мирам этого обожествлённого творца. Очень советуем этим шансом не пренебрегать.

Фото: htg

Комментарии