Обзор комикса «Бэтмен: Что случилось с Крестоносцем в маске?»

3 422

Мнение о комиксе «Бэтмен: Что случилось с Крестоносцем в маске?».

10 лет назад на прилавки комикс-шопов попала история, озаглавленная «Whatever Happened to the Caped Crusader?». За прошедшее время об этой, уже ставшей культовой, работе Нила Геймана и Энди Кьюберта было сказано несчётное множество лестных слов. Множество настолько великое, что попытки добавить нечто новое к этому сонму благоговения непременно окажутся вторичными. А потому они скорее предназначены для тех, кто по какой-то невообразимой причине ещё не ознакомился с этим комиксом. Самое важное, что здесь можно добавить — к своему десятому юбилею «Что Случилось с Крестоносцем в Маске?» наконец-то добрался до российских прилавков.

К сожалению, внутри сборника вы не найдёте ни околодокументальный «Secret Origins Special #1», ни исчерпывающий Secret Origins #36 про чарующую и столь же опасную Памелу Айсли, ни даже юмористический Batman Black And White #2, в котором Бэтмен и Джокер репетируют свои реплики перед выходом на панели комикса. Не считая гостевых появлений Бэтмена в комиксах «Сэндмен» и «Чёрная Орхидея» — это едва ли не все заходы Геймана на поле «Крестоносца в Маске».

В русскоязычном издании всего этого добра нет, в отличие от аналогичного англоязычного, где оно, разумеется, присутствует. К основной истории сборника прямого отношения они не имеют, однако их наличие было бы приятным бонусом для тех, кто решится облагородить свою полку изданием в твёрдом переплёте.

«Что Случилось с Крестоносцем в Маске?» во многом похож на знаменитую историю Алана Мура и Курта Свона «Whatever Happened to the Man of Tomorrow?». На первый взгляд, оба этих комикса рассказывают примерно об одном и том же – как титульный герой ушёл на покой. Конечно, прямое сравнение лоб в лоб много пользы не принесёт, уж больно разные это истории даже при всём сходстве концепции. Мур описывал ситуацию, при которой Супермен навсегда перестаёт быть Суперменом, тогда как Гейман подчёркивает то, почему Бэтмену всё равно суждено остаться Бэтменом. Другое принципиальное различие этих историй заключается в том, что если Алан Мур провожал одну конкретную итерацию Супермена, то Нил Гейман решил устроить масштабный трибьют едва ли не всем значимым образам Бэтмена.

И в этом имеется изрядная доля здравого смысла – его образы проходили через куда большее количество кардинальных, разительных и долгоиграющих изменений, нежели чем у Супермена. Он был нуарным антигероем, приветливым героем, великим детективом, крутым шпионом, героем-любовником, а иногда и всем понемногу. Не умаляя достоинств комикса Алана Мура, чего при всём желании сделать не получится, хочется подметить – работа Геймана гораздо амбициознее и масштабнее по своему охвату.

Примерно в то же время, когда Дэн ДиДио (издатель DC Comics) обратился к именитому британцу с предложением написать «последнюю историю о Бэтмене», читатели комиксов уже успели увидеть смерть героя в «Final Crisis» Гранта Моррисона. Из вступления к сборнику становится понятно, что у Геймана, на тот момент и не подумывавшего возвращаться к комиксам, и в мыслях не было написать «просто тай-ин» к этому событию. Содержание «Что Случилось с Крестоносцем в Маске?» отлично это отражает: британский писатель делает то, что сейчас принято считать весьма опошлившимся явлением, а именно – он деконструирует миф о Бэтмене. Вместе с тем, показывая насколько он противоречив, но разнообразен и насыщен образами. Образами, каждый из которых – важен, нужен и ценен. Самое удивительное здесь то, что каким-то причудливым образом, вся эта история и деконструкция отлично рифмуется с масштабным нарративом Гранта Моррисона, декларирующим важность каждого комикса о Бэтмене.

Однако не стоит забывать людей, придающих форму всем этим красивым мыслеизъявлениям. Энди Кьюберт отлично постарался мимикрировать под стиль множества культовых бэт-творцов вроде Боба Кейна, Дика Спранга, Кармайна Инфантино, Дика Джиордано, Джима Апаро, Келли Джонса и Брайана Болланда. Более того, Кьюберт, казалось бы, находит решение неразрешимой задаче – вместить разнообразие эстетик и художественных стилей таким образом, чтобы комикс смотрелся цельно и не эклектично. Одно дело, скопом выдать множественные оммажи, а другое – подружить их друг с другом и помочь ужиться вместе на страницах комикса.

И, напоследок, пару слов о делюкс-издании комикса, любезно предоставленного издательством «Азбука». Сборник поставляется в хардкавере увеличенного формата (ненамного выше стандартных хардов издательства) с суперобложкой, за которой скрывается весьма аскетичный экстерьер комикса.

Дополнительные материалы, примечания, а также «введение, оно же признание в любви» от Нила Геймана – прилагаются.

Жаль, что выпуски, о которых говорилось в начале рецензии и которые упоминаются самим Гейманом, так и не вошли в состав русскоязычного издания. Кстати, комикс издается в России аж в двух форматах: кому не важна твердость обложки, тот может спокойно приобрести комикс в сингле, сэкономив определенную сумму денег, но все равно приобщиться к истории. Даже с выбором обложки.

Если вы по какой-то причине ещё не читали этот комикс, то самое время напрячь ближайший книжный магазин или комикс-шоп. «Что Случилось с Крестоносцем в Маске?» – красивое произведение, отвечающее на вопрос «как же закончится карьера Бэтмена?» не просто точкой, но знаком восклицания.

Бэтмен мёртв, да здравствует Бэтмен!

вариантная обложка для синглов
Комментарии