Обзор делюкс-издания комикса «Супермен. Что случилось с Человеком Завтрашнего Дня?»

1 059

Закрепляем пройденный материал.

Как вы возможно помните, за прошедший год мы с вами обсудили сразу два культовых рассказа про Супермена, выпущенных издательством «Азбука» «Что случилось с Человеком Завтрашнего Дня?» и «Человеку, у которого есть всё». Оба этих комикса – легендарные работы легендарного Алана Мура про самого легендарного супергероя в истории, которые не столько сами заслуживают вашего внимания, сколько вы заслуживаете того, чтобы их прочитать. Однако предположим, что вы, по каким-то уважительным причинам, не послушали нашего совета, и всё-таки упустили возможность прихватить эти два важнейших сингла в момент их выхода, и теперь закономерно жалеете об этом. В таком случае спешим вас обрадовать – специально для всех коллекционеров и опоздавших, «Азбука» переиздали оба этих сюжета под одной обложкой. На этот раз – под твёрдой, и в солидном формате «делюкс». В честь данного события – предлагаем вам ещё раз поболтать на тему бессмертной классики супергеройского жанра, гениальности Алана Мура, непревзойдённого таланта его соавторов и феномене того героя, о котором в этих комиксах идёт рассказ. В конце концов – великие истории заслуживают того, чтобы о них поговорить лишний раз, верно?

И раз уж мы прямо с порога бесстыдно закидали вас громкими эпитетами, давайте сразу подумаем над очень важным вопросом – что именно делает рассказы Алана Мура про Супермена такими великими? Ведь причин считать эти комиксы таковыми – огромное множество.

Первая из них довольна очевидна – сам Алан Мур. Вряд ли стоит вдаваться в пространные объяснения того, почему британский писатель заслуженно считается одним из самых значимых авторов комиксов за всё время их существования. Вы и сами прекрасно знаете, что «Хранители», «V – значит Vендетта», «Из Ада» и «Убийственная шутка» – без преувеличения эпохальные произведения искусства, навсегда изменившие поп-культуру. То же самое может быть сказано и про «Что случилось с Человеком Завтрашнего Дня?», и про «Человеку, у которого есть всё». Широко известно, что отношения Алана с издательством DC довольно быстро перестали быть дружескими и в итоге привели к идейному, вполне объяснимому отрицанию супергероики с его стороны. И эта досадная размолвка делает лишь ценнее работы родом из тех далёких времён, когда британец ещё не разочаровался в своей главной страсти и наглядно показывал всему миру, что костюмированных приключенцев не просто можно, а стоит писать так, будто они являются многогранными героями родом из «большой» литературы.

Учитывая, насколько, на самом деле, немного подобных работ Мур успел написать – истории про главного выдуманного супергероя приобретают особый вес посреди всего остального его творчества.

Затем идут коллеги сценариста, придававшие визуальный лоск и стиль его витиеватой прозе. Комиксам, вошедшим в сборник, с художниками повезло настолько, что лучше и быть не могло. Курт Свон, работавший над «Whatever Happened to the Man of Tomorrow?», по сей день заслуженно считается самым важным иллюстратором в истории Супермена.

Проработав с героем целых три десятилетия, именно Свон был обязан принять участие в создании истории, которая поставила жирную точку в той эпохе существования персонажа, лицом которой он являлся. По злой случайности – эта же история во многом стала точкой в его карьере комиксиста. DC бесцеремонно уволили Курта, полностью передав бразды правления над сериями Человека из Стали ворвавшемуся в их редакцию сценаристу/художнику Джону Бёрну, и последние десять лет своей жизни Свон провёл перебиваясь редкими, разовыми халтурками, пока тихо не ушёл в своём сне в 1996-ом году.

С другой стороны – в «For the Man Who Has Everything» компанию Муру составил Дэйв Гиббонс. Тот самый, с которым автор создал «Хранителей». Будучи известны как один из сильнейших творческих дуэтов в истории комиксов, Алан и Дэйв работали вместе совсем не так часто, как какие-нибудь Гарт Эннис и Стив Диллон, или Грант Моррисон и Фрэнк Куайтли. А потому – их совместная работа над крупнейшими персонажами вселенной DC является самым настоящим сокровищем для любого, кого их монументальный графический роман когда-то до глубины души поразил.

Следом стоит ещё раз проговорить, насколько велика культурная значимость этой пары суперменовских историй. Как мы уже однажды подробно разбирали – «Whatever Happened to the Man of Tomorrow?» принято считать последним полётом классического Человека Завтрашнего Дня, а «For the Man Who Has Everything» заслуженно носит статус одной из самых цитируемых и запоминающихся его историй. Можно сказать, что именно эти два комикса, созданные на закате популярности персонажа, стали последними действительно культовыми рассказами про Супермена, и оказались ключевыми для формирования стойкого шаблона его образа. После их выхода было создано лишь две работы, имевших мало-мальски сопоставимый эффект на людей не входящих в достаточно узкий круг хардкорных фанатов комиксов – «Death and Return of Superman» и «All-Star Superman». Однако даже «Смерть и возвращение» отпечаталась в народной памяти скорее как событие, нежели как история, а «Все звёзды», при всей её широкой известности – мало кто на самом деле дочитывал до конца. А потому, несмотря на огромное количество великолепных суперменовских историй вышедших после – не будет ложью заявить, что в каком-то роде последнее слово на тему Последнего Сына Криптона в комиксах до сих пор остаётся за Аланом Муром и его коллегами.

Однако самое важное здесь то, каким именно это последнее слово было. Вопреки закрепившемуся после классических фильмов с Кристофером Ривом представлению – повесть про Супермена совершенно не обязана быть солнечной историей про доброжелательного и улыбчивого непогрешимого «большого брата». Более того – ей вредно таковой быть. Как наглядно показывают Мур и компания – интереснее всего Кларк Кент смотрится именно в патетичных антуражах философичного научно-фантастического рассказа, в духе Филипа Дика. В «Что случилось с Человеком Завтрашнего Дня?» сценарист оттеняет это качество при помощи введения в мир «для всех возрастов» нарочито «взрослых» элементов, а в «Человеку, у которого есть всё» выводя на первый план коллапсирующий сон про погибшую цивилизацию. В первом Супермену приходится столкнуться с гибелью целого жанра супергеройских комиксов, который читатели и редакторы сочли устаревшим, а во втором – побывать в мире своих самых сладких грёз только для того, чтобы понять, насколько нежизнеспособна его фантазия. При этом – смысл обеих историй сводится к столкновению одного человека с чем-то, что не просто невозможно победить, но и с чем попросту не имеет смысла драться.

И это, возможно, главное достоинство хорошей истории о Человеке Завтрашнего Дня. Если комикс про какого-нибудь Бэтмена не требует от своего автора чего-то большего, чем очередной поединок за мусорными баками с очередным «злодеем дня» – комикс про Супермена силой вынуждает своего сценариста выйти за рамки зоны писательского комфорта и устремить свой взгляд к удивительным новым горизонтам, достижение которых станет испытанием даже для человека невероятных криптонских талантов. При этом – сами эти таланты дают художнику огромнейший простор для воплощения на страницах потрясающих воображение картин, на воссоздание которых за пределами бумажного листа ушли бы миллионы долларов.

Качественный комикс про Супермена – это абсолютно неповторимое сочетание сюжета, в котором автор испытывает на прочность не только персонажа, но и самого себя, рисунка, подобных которому не найти нигде, огромной вселенной с богатой историей и, разумеется, уникального героя в её центре, который, наперекор инстинкту самосохранения и здравому смыслу, всегда ищет выход из самого безвыходного положения. И классические истории от Алана Мура – замечательный пример как раз такого качественного комикса.

И новое делюкс-издание от «Азбуки» – отличный способ с ними ознакомиться. Сборник имеет не только стандартные для издательства суперобложку, твёрдый корешок, прекрасное оформление и толстую бумагу, но ещё и заметно превосходит предшествовавшие ему синглы по размеру страниц, что позволяет любоваться работой Свона и Гиббонса в ещё более широком «разрешении».

К условным минусам можно отнести скупость книжки на дополнительные материалы (среди них лишь предисловие Пола Купперберга в начале и ещё один лишний рисунок Дэйва Гиббонса в конце) и отсутствие «DC Comics Presents» #85, наименее известного комикса Мура про Кларка Кента, который присутствовал в её англоязычном варианте. В общем и целом, доплатить лишние двести рублей, чтобы вместо двух синглюшек заполучить один люксовый вариант – определённо стоит.

И это в общем-то всё, что вам стоит об этом сборнике знать. Если вам небезразличны Супермен, или Алан Мур, или Дэйв Гиббонс, или Курт Свон, или вселенная DC, или вообще комиксы в целом – приобретение «Супермен. Что случилось с Человеком Завтрашнего Дня?» станет для вас не просто правильным решением, но возможно, что и маленьким праздником, когда вы впервые откроете для себя превосходно сохранившуюся и совсем не утратившую актуальности супергеройскую классику родом из 80-ых. Когда речь идёт об историях подобного калибра – вопроса «стоит ли их читать?» быть не может. Вопрос лишь в том, когда вы их прочтёте. А если принять во внимание качество нового делюкса, то появится ещё один вопрос – «зачем откладывать чтение в долгий ящик?».

Комментарии