Комиксы Недели. Спецвыпуск. Комиксы 2020 Года

820

Вспоминаем все, что листали в этом году. Спецвыпуск Комиксов Недели. Субъективно.

Punisher: Soviet

Евгений Степин

Думаю, я не удивлю совершенно никого, если скажу, что 2020-ый был чертовски тяжёлым годом для комикс-индустрии. Вероятно, одним из самых тяжёлых в принципе, за всё время её существования. Чтобы подчеркнуть масштабы катастрофы, я даже зайду так далеко, что скажу, что в прошедшем году вообще почти не было таких серий, в которых я бы заметил какой-то реальной, долгосрочной художественной ценности. Были забавные пустячки. Были уместные апеллирования к фанатской ностальгии. Вполне возможно, что были и какие-то нераспустившиеся бутоны, которые расцветут в ближайшем будущем. Однако такой комикс, который можно было назвать чётким попаданием в яблочко здесь и сейчас, был ровно один. И знаете, что? Этого достаточно.

Я прочитал все комиксы Гарта Энниса про Фрэнка Кастла как минимум дважды. Точно так же я перечитал львиную долю всего творчества автора, и того, что про персонажа было выпущено в XXI-ом веке. Так что поверьте: когда я говорю, что «Soviet» смело можно считать как одной из лучших работ Гарта, так и одним из лучших рассказов про Карателя – я делаю это не просто так. Это мастерски написанная и великолепно нарисованная Джейсоном Берроузом драма в шести актах, которая держит читателя в постоянном эмоциональном и интеллектуальном напряжении от начала и до самого конца. Здесь нет компромиссов, нет простых ответов, нет жалости к персонажам, нет попыток подсластить предельно горькую пилюлю, чтобы угодить изнеженному потребителю комиксов Marvel. Всё, что здесь есть – разряженный Калашников, как символ глухого тупика солдатской судьбы, здоровый боевой нож, как ультимативный ответ на брошенный вызов, и опрокинутый стакан водки, как единственная уместная точка подобной истории.

Есть ровно одна причина, по которой вы можете отказаться от прочтения «Советского» – индивидуальная неспособность переваривать MAX-комиксы про персонажа. Если вы заранее понимаете (и заранее не приемлете), что хороших людей здесь нет, красивых перипетий сюжета не будет, а добром всё это не кончится – возможно, вам и правда следует держаться от «Soviet» подальше. Во всех остальных случаях – это главный и единственный маст-рид 2020-го года. Так что уличите момент, соберитесь с духом, и заныривайте с Фрэнком в ещё одну пучину человеческого отчаяния, которая на этот раз расположена куда ближе к сердцу – как к нашему, так и к его собственному.

The Immortal Hulk

Антон Бордуков

“Бессмертный Халк” отмечается стабильным (и весьма завидным) качеством, потому и мы эту самую стабильность постараемся соблюсти, в… третий, кажется, год подряд? Все предыдущие дифирамбы этому комиксу вы можете прочитать тут и там

В этом же году достаточно упомянуть лишь то, что обороты не сбавлены, гротеск стал ещё более изощрённым, и хоть принципиально новую грань The Immortal Hulk не обрёл, зато детально презентовал центрового антагониста, внося перемены во внутренний мир Баннера. 

Юинг и Беннетт готовятся выйти на финишную прямую в следующем году и, учитывая насколько всё было хорошо до сих пор, мало сомнений в том, что “Бессмертный Халк” заглянет и в наши комиксные итоги 2021. 

John Constantine: Hellblazer

Евгений Степин

Важная оговорка: когда я говорю, что серия Саймона Спуррьера про Джона Константина – один из лучших комиксов года, я подразумеваю именно её саму, а не предшествовавший ей бессмысленный и бесполезный нулевой ваншот. Чудесным образом, талантливый британский новичок таки сумел представить поклонникам «Хеллблейзера» то, о чём они просили целых десять лет – хороший комикс, который помнит, про что ему должно рассказывать. И это не супергеройская магия из разряда той, которой балуются Затанна, Доктор Фейт, и им подобные. Это то волшебство, что таится на немытом полу сортира в каком-нибудь дешёвом английском пабе, который стараются не показывать туристам. И соответствующего колдуна-протагониста, который не жмёт руку Бэтмену, готовясь спасать мир от очередного кризиса, а торгует своей и чужими душами направо и налево, в процессе стараясь избежать уплаты этого страшного долга. Быть может, секрет действительно заключается в том, что чтобы писать про маргинала-англичанина – нужно самому быть к нему как можно ближе.

Однако не подумайте, что Спуррьер, как послушный ученик Мура, Энниса и Эллиса, просто повторяет раннее пройденный материал. Сай не просто берёт знакомого героя, и отправляет его в новое приключение. Он берёт старого, пропитого старика, и отправляет его в дивный новый мир окружающей нас выхолощенной и технологичной современности. Гаджеты, хипстеры, иммигранты, социальная политика Объединённого Королевства – сценарист пройдётся по всему этому, и многому другому, искусно добавляя в каждую частицу обыденности уместную долю грязной мистики. Джон Константин не просто снова стал самим собой – он снова превратился в релевантного, злободневного протагониста.

К великому сожалению, серия предсказуемо была закрыта на двенадцатом номере. Официальная причина – низкие продажи. Что это говорит о современной индустрии и как вообще с этим мириться – тема для отдельного большого разговора. Сейчас требуется сказать ровно одно – читайте этого «Хеллблейзера» и цените. Скорее всего – другого такого мы получим не скоро.

Doctor Doom

Антон Бордуков

Будь у нас номинация “открытие года”, то в неё непременно угодил Кристофер Кантуэлл. Начал он с истории A Rose for Victor в рамках тай-ина к War of the Realms в 2019 году и, видимо, она и убедила редакторов Marvel в том, что именно Кристофер — отличный кандидат на роль сценариста онгоинга про Доктора Дума. 

Ну что же, они не прогадали! За 10 номеров очевидно преждевременно закончившегося комикса — это заметно, но, как ни странно, не ощущается чем-то критичным — Виктор успел пройти весь путь из князей в грязи, побывать в аду, подать надежды на позитивные изменения… абсолютно органичным образом всё ещё остаться тем же Думом. Мелочным, тщеславным и чрезвычайно мнительным деспотом. Помимо прочих дифирамб характеризации титульного героя, ещё хочется отметить насколько Кантуэллу даются мелкие моменты и сцены: та же Викториус, впервые появившаяся в Fantastic Four у Дэна Слотта, элегантно превратилась из просто “геральда Дума” в персонажа с интересной драматической подоплёкой. 

Их история, несмотря на закрытие комикса, далека от завершения, однако фундамент, выстроенным Кантуэллом, будет очень сложно проигнорировать. И если это произойдёт, то в таком случае именно по этой причине у нас не может быть всё хорошо.

Undone by Blood or the Shadow of a Wanted Man

Евгений Степин

Когда речь сегодня заходит о хороших авторских комиксах, главное издательство, что приходит в голову, это совсем не Image. Это AfterShock. Если вы ищете что-то действительно уникальное, свежее и поистине креативное – именно их ассортимент поможет вам определиться с выбором.

Например, если вы ищете сочный и колоритный нео-нуар – истории лучше «Undone by Blood» вам не попадётся, сколько не копайтесь. Сценаристы Зак Томпсон и Лонни Нэдлер создали крайне атмосферную, жестокую, и при этом весьма неглупую байку о девушке, которая ищет возмездия для убийц её семьи, вдохновляясь, как и многие из нас, своим любимым вымышленным героем. И образ этого героя диктует неопытной, несмышлённой и неподготовленной протагонистке быть тем, чем она априори быть не может. При этом настаивая, что понимание собственной беспомощности не должно её остановить.

Настоящую конфетку из серии делает её художник – Сэми Кивела. Вместо тьмы, дождя и мрака у него – яркие цвета, лучи солнца и небо без единого облачка. Кивела идеально запечатлевает кислотные будни Америки 70-ых годов, и населяет их крайне характерными обывателями, каждый из которых нарисован с такой выразительностью и дотошностью, что кажется, будто каждый персонаж в серии – её главный персонаж. Что, кстати говоря, лучше всего подчёркивает саму суть «Undone by Blood». У каждой истории, даже не выдуманной, должен быть свой главный герой. И далеко не всегда им оказывается правильный человек.

Iron Man

Антон Бордуков

У Кристофера Кантуэлла на данный момент вышло всего 4 номера “Железного Человека” — стартовая арка ещё даже не успела закончиться — однако в данном случае рискну выдать автору кредит доверия после замечательных Doctor Doom и Fantastic Four: Road Trip. А примечателен и заметен комикс тем, что обращается с Тони Старком так дотошно и, простите за пошлость мысли, глубоко закапывается в нутро персонажа, как это не делали уже довольно давно. 

Кантуэлл вспоминает, что Старк не просто медийный образ, но и человек с чудовищными проблемами в восприятии собственной персоны, и показывает это через множество нетипичных для современного Старка способов. Как минимум — оригинально иллюстрирует базовую для Тони проблему самодеструктивности без надоевших кивков в сторону “демона в бутылке”. 

Комикс слегка уходит в лёгкое ретро, отдающее 70-ми, что в эпоху вновь модных 80-х и ещё-не-модных-но-уже-скоро 90-х, что приятно и весьма свежо. Плюс — в комиксе даётся довольно любопытное прочтение персонажа Пэтси Уолкер. Остаётся надеяться, что после проведения столь умелой деконструкции персонажа, Кристофер в 2021 году сумеет его столь же остроумно реконструировать, а пока что он написал одни из самых важных номеров Железного Человека как минимум за 2020 год.

Join the Future

Евгений Степин

И ещё одна небольшая лимитка от AfterShock. Что забавно – тоже про молодую девушку, которая ищет мести. Выделяет «Join the Future» из массы подобных сюжетцев то, в каких декорациях героине приходится проливать кровь. На дворе – далёкое будущее, и большая часть населения Земли обитает в гигантских, утопичных мегаполисах, ведя безбедное и счастливое существование. Однако есть и те люди, что по собственным, понятным лишь им одним причинам, предпочитают по старинке бороться за выживание посреди бескрайних диких просторов, ютясь со своими семьями в маленьких общинных деревушках. Однако для этих людей – места в завтрашнем дне нет. Города-гиганты растут и ширятся, а управляющие ими политики и дельцы не намерены терпеть варваров, что отказываются присоединяться к их рукотворной утопии. Особенно если эти варвары мешают городской экспансии. Выбора у дикарей остаётся лишь два – либо бороться с будущим, и гарантированно проиграть, либо забыть об устаревших принципах и идеалах, за которые они так цепляются, и к этому будущему присоединиться.

В коротенькой, но очень содержательной лимитке, Зак Каплан пытается дать ответ на вопрос – зачем вообще кому-то отказываться от места в раю? И что будет после того, как рай воспримет этот отказ как оскорбление? Благодаря карандашу Петра Ковальски, стилистика классического вестерна создаёт мощный контраст с футуристичными стеклянными небоскрёбами, что всё время молчаливо наблюдают за тем, как героиня и её преследователи ведут напряжённую битву интересов посреди американских прерий, на кону в которой стоит нечто куда более важное, чем будущее человечества – будущее человека. Словом, если вы хотите почитать хороший рассказик по проверенному рецепту, в который при этом добавили нечто такое, чего вы ни увидите ни в одной другой подобной истории – смело беритесь за серию.

Superman’s Pal, Jimmy Olsen

Антон Бордуков

Не так уж и часто на наши комиксные полки попадает такое приятное сочетание комедийного комикса с нелинейным (можно даже сказать параллельным) подходом к повествованию. В каком-то смысле, Superman’s Pal, Jimmy Olsen — это наследие одноимённого комикса родом из Серебряного Века: набор разрозненных историй, комедийных (и не очень) зарисовок. Многие из них сами по себе милые и забавные, но со временем они складываются в цельную историю, в которой нашлось место всем важным персонажам из окружения самого Человека из Стали.

Тут важно обмолвиться: Мэтт Фрэкшен — безусловно знаковое имя в комикс-индустрии и его вес в придании этому комиксу своего комедийного шарма определённо не стоит недооценивать. Однако кого уж точно не следует недооценивать — талант Стива Либера к юмору визуальному. Остроумные текстовые шутки Фрэкшена без рисунка Либера растеряли бы огромную половину своей очаровательности и остроумия.

И наверное это главный пункт в рекомендации к прочтению: если вам нужна лёгкая на подъём, весёлая и приятная история, нарисованная настолько искусно, что захочется сохранять отдельные панели себе в архив, а таких тут много — то Superman’s Pal, Jimmy Olsen комикс для вас.

Strange Adventures, Rorschach и Batman/Catwoman

Бордуков: Ну… Кинг больше не балуется найнгридом. Всё ещё жутко декомпрессит, но старается делать это разнообразнее. Не бог весть какая похвала, но какая есть!

Hawmkan 

Бордуков: Виндитти довольно элегантно перестроил мифологию Хоукмена и Хоукгёрл, красиво завершив комикс на позитивной ноте, а также придал персонажам некоторую “финализированность”.

The Batman’s Grave

Степин: Представьте, что самой красивой девушке, что вы когда-либо видели, сломали обе ноги. Вот это и есть «The Batman’s Grave» Уоренна Эллиса и Брайана Хитча. Вроде бы она ходит кое-как, вроде постоянно падает в грязь лицом, вроде и смотреть на эту неуклюжую курицу тяжело. Но стоит только довести её до дома – как из постели ты с ней больше не вылезешь.

Wonder Woman: Dead Earth

Бордуков: Одновременно очень лиричный и драйвовый комикс про то, как Диана обнаружила себя в постапокалиптическом мире, который вновь требует себя спасти. Дэниел-Уоррен Джонсон — мастер динамичной гигантомании и выглядит комикс соответствующе изумительно.

Suicide Squad

Бордуков: Яркий, динамичный и очень красивый комикс про Отряд Самоубийц, в котором наконец-то не чураются убивать действующие лица. Один из лучших комиксов Тома Тейлора.

Coffin Bound

Степин: Один из прошлогодних фаворитов, который в этом году досыпает того же самого, чем потчевал раньше. Стильно, умно, изящно и невероятно красиво.

Ice Cream Man

Бордуков: “Мороженщик” в этом году немножко “потерял” фигуру титульного загадочного существа, отодвинув его на задний план настолько далеко, что его присутствие в комиксе почти и не заметно. Хуже от этого не стало ни капли — экзистенциальности в хоррор-антологии меньше не стало, лишь наоборот.

Justice League Odyssey

Бордуков: Несмотря на не слишком удовлетворительный рисунок, Абнетт сумел зачерпнуть немножко духа “Стражей Галактики” и сделать в целом приятный комикс про космос, Дарксайда и путешествия во времени. Совершенно необязательная работа, но если открыть и “протошнить” рисунок, то даже можно и удовольствие получить.

The Green Lantern Season Two

Степин: Ой, да кого я пытаюсь удивить? Вы же знали, что это здесь будет. Если вам интересно – сам Лиам Шарп считает эту серию венцом своего художественного таланта. Так что срочно приобщайтесь, если вы ещё не.

Dial H for Hero

Бордуков: Комикс закончился и выводы всё такие же, как и в прошлом году: красиво, приятно, без кринжа.

Guardians of the Galaxy

Бордуков: После несколько неловкого рана Донни Кейтса с довольно неуклюже попыткой “вернуться в форму” (которой, по всей видимости, является ран Абнетта и Леннинга) комикс Эла Юинга и Хуана Кабала является комиксом очень содержательным и “персонажным”, с аккуратными заходами на территорию триповых приключений.

Superman

Степин: Можете считать это сугубо фанбойской позицией. Потому, что так оно и есть. Резко испоганив все свои прочие комиксы под маркой DC, Брайан Майкл Бендис кое-как, и не без внушительной помощи со стороны роскошного Ивана Рейса, но всё-таки довёз свой главный онгоинг до приемлемой финишной черты. Скорее всего – исключительно потому, что искренне фанатеет от персонажа, и умело использует это как последний оставшийся костыль. И знаете – у него очень даже получается. Если вы тоже поклонник Человека из Стали, который уважает право автора на собственную интерпретацию – уверен, вам онгоинг более чем зайдёт.

Comments