Комиксы Недели #97 5 — 11 июля 2018

1 290

Читаем и обсуждаем комиксы!

Man of Steel #1-6

Антон Бордуков

1986 год. Джон Бёрн — именитый автор, успевший поработать над Uncanny X-Men (совместно с Клэрмонтом), написать пятилетний ран на Fantastic Four, а так же Alpha Flight и Incredible Hulk, покидает Marvel Comics, уходя перезапускать Супермена для понятно какого издательства. Определяющий персонажа ран начинается с лимитки «Man of Steel» и продолжается параллельной работой Бёрна над тайтлами «Action Comics» и «Superman».

2018 год. Брайан Майкл Бендис – именитый автор, успевший поработать над Ultimate Spider-Man, оставить свой след в истории Мстителей (тот же Avengers Disassemble и последовавшие New Avengers), а так же Alias и Daredevil, покидает Marvel Comics, уходя работать над Суперменом для понятно какого издательства. Если опустить откровенно слабые и не нужные тизеры из DC Nation #0 и Action Comics #1000, ран начинается с лимитки «Man of Steel» и продолжится параллельной работой Бендиса над тайтлами «Action Comics» и «Superman».

Немецкий философ Гегель как-то пришёл к умозаключению: «История повторяется дважды: первый раз в виде трагедии, второй — в виде фарса». К счастью, это не наш случай. Во многом потому что трагедии, в первый раз, не случилось. Так и комикс Бендиса – нисколько не фарс, а достаточно хороший «пробник». Как для Бендиса, так и для читателей, что всё ещё раздумывают: «А может я лучше мимо пройду?».

Хорошие новости – Бендис, похоже, действительно любит Супермена и понимает, что им движет. При этом он совершенно не боится вносить точечные изменения в уже достаточно устоявшийся образ. Каким бы замечательным ни был ран Томаси и Глисона – это очень «безопасная» работа. Аналогия немножко из другой области, но – это как 7 и 8 эпизоды Звёздных Войн. Важно было показать фанатам персонажа, что «мы знаем, каким вы представляете Супермена и даём вам понять – мы понимаем, как всё устроено», прежде чем пытаться идти дальше и расширять границы, внося изменения в более-менее устоявшийся свод правил. Уничтожение Кандора, новые обстоятельства гибели Криптона, временная смена статуса-кво «семьянина Кларка Кента» – вполне джентельменский набор решений амбициозного автора, пришедшего встряхнуть тайтл.

Сравнение с Бёрном тоже отнюдь не просто так появилось – его Супермен в мелочах весьма заметно отличался от до-Кризисного, привнося великое множество изменений, сохраняя при этом суть персонажа. «Man of Steel» Бендиса вызывает схожие ощущения, разве что совсем с нуля не переписывает. Будет ли этот ран настолько же легендарным? Поживём-увидим, но начали действительно – «за здравие».

Евгений Степин

Не писать про эту лимитку каждую неделю было невероятно сложно. С одной стороны: во всех выпусках происходили очень интересные вещи, Брайан Майкл Бендис восстанавливал свою репутацию, и почти каждая страничка пробуждала внутри какую-то фанбойскую радость. С другой: репутация Брайана настолько испорчена, что ещё один хороший номер особой погоды не делает, много говорить про чисто тизерные еженедельники – моветон, а с позиции фанбойства адекватно комиксы не оценишь. И, по большому счёту, вы только что прочитали рецензию на всю серию. В двух верхних предложениях заключена вся суть «Man of Steel». Как в известной загадке – стула здесь два, вот только автор умудряется сидеть и на том, и на другом.

Это заметно настолько хорошо, что всю лимитку можно условно разбить на две равные части. Одна (та, что состоит из второго, четвёртого и пятого номеров) написана в стиле «старого Бендиса» и, хотя её нельзя назвать плохой, чувства вызывает очень неоднозначные. Где-то эмоции недожаты, где-то история сбивается с ритма, где-то события развиваются не так, как им бы стоило, а где-то Бендис натурально возвращается к своему типично-марвеловскому дебилизму (во время флэшевского «caca poo poo» я вспомнил, почему полгода назад приносил кровавые жертвы богам, умоляя не давать ему писать «Супермена»). Да и рисунок в этих частях был похуже, не позволяя отвлекаться от поиска недостатков в сценарии. А ещё была половина, которую написал обновлённый Бендис. Такая, что слюна на страницы от удовольствия капала. И, во многом, потому, что последний выпуск как раз к ней относится, «Человек из Стали» всё-таки будет вам мной рекомендован по следующим причинам.

Одним из главных опасений было то, что Брайан, в свойственной ему манере, плюнет на всё, что писалось про персонажа до его прихода. Пускай и небеспочвенное, опасение оказалось абсолютно напрасным. Бендис использует и заставляет работать даже те детали новейшей истории Супермена, которые стоило бы забыть. Помните воскресшего, нелепо выглядящего биологического отца Кларка? А тот мусорный кроссовер с Тимом Дрейком из будущего? Всем этим, и многим другим, концептам нашлось место на страницах лимитки, где они используются гораздо лучше, чем в своих дебютных сюжетах. Помимо этого Бендис работает с миром персонажа как мало кто другой до него. Почему Лоис и Кларк смогли завести ребёнка, когда до перезапуска вокруг этого была построена главная драма их семейной жизни? Какое место занимала технологически развитая военная держава Криптона во вселенной? Самое важное – почему главный герой снова в трусах? Не все ответы были получены на страницах серии, но уже сама постановка вопросов невероятно радует.

Ну и, как в случае с хорошим вином, хорошую историю выдаёт послевкусие. Послевкусие у шестого номера «Man of Steel» такое, что я отложил деньги на хардкавер. Здесь есть над чем подумать, что перечитать, поразглядывать и чего ждать в будущем. Опасения, к сожалению, так никуда и не делись – Брайан Майкл Бендис известен своим талантом кончать за упокой, даже при безоблачном старте, которым «Человека из Стали» назвать не получается. Да и статус тизерного еженедельника он, всё-таки, за собой сохранил. Но знаете что? Какая, собственно, разница? Это всё равно лучший еженедельник, что был у большой двойки за последние несколько лет, а так же необходимая встряска для мира Супермена, в котором уже год как наметился застой. Пока всё очень хорошо, а дальше будь, что будет.

Death of the Inhumans #1

Евгений Степин

С этим комиксом у меня связаны два вопроса: кто такие Нелюди и почему Донни Кейтса считают выдающимся писателем? Если про первых я просто ничего особо не читал, то у второго знаком почти со всеми работами и, хоть убей, не видел за ними гения. Лучшим его комиксом (спойлер: до этого момента) был «Venom», львиная доля обаяния которого явно заключена не в сценарии. У «Смерти Нелюдей» с рисунком всё не настолько хорошо, чтобы комикс мог быть построен целиком вокруг него, и именно в этих условиях у Кейтса, наконец-то, включается мощная творческая интуиция, выводящая выпуск в нужное русло, где конкуренция почти нулевая. В итоге первый номер этой лимитки даёт исчерпывающий ответ на оба поставленных мной вопроса. И даёт их так, что рот не открывается возразить.

Перво-наперво нужно сказать, что Marvel сделали единственно правильное решение, доверив Донни Кейтсу писать «Смерть Нелюдей». Никто другой в нынешнем издательстве попросту не умеет придавать историям такой эмоциональный накал. Кейтс явно любит напряжённые, драматичные сюжеты, в которых характер и сила воли персонажей испытываются на прочность. Достаточно взглянуть на «Человека из Стали» Бендиса, которому в той или иной мере подражают почти все нынешние писатели Marvel, и на то, как главный герой в нём реагирует на геноцид собственного народа, чтобы увидеть, насколько редко в нынешних комиксах демонстрируют настоящие человеческие эмоции (что является очень плохой тенденцией, когда речь идёт о жанре, построенном на эмоциональности). «Смерть Нелюдей» тоже рассказывает о геноциде, но не обесценивает его значимость и не умаляет трагичность. Весь первый выпуск – очень мрачный, тягучий старт сюжета, обречённость главных героев которого ощущается от начала и до конца главы. При этом – автор не утруждает себя представлением персонажей и долгими вступлениями, рассказывающими о мире нелюдей. Вас просто выкидывают в вакуум ангста, боли и тоски, в котором развивается действие, демонстрируя агонию, в которой находится мир вокруг персонажей и сами герои. И, знаете, это срабатывает.

Во многом потому, что таких космических историй сейчас кот наплакал. Единственным недавним аналогом можно считать вступительную сцену из «Зелёного Фонаря: Земля-1», в которой очень хорошо ощущалась безграничность и безжалостность космического пространства. Сейчас космо-фантастику в стиле «Чужого» писать просто не модно. Все, почему-то, позабыли заветы Лавкрафта и начали искренне считать, что вся необъятная вселенная населена говорящими енотами, которые нас ждут с распростёртыми объятиями. Кейтс явно придерживается иного мнения на этот счёт, что было заметно ещё по его «Таносу». В «Смерти Нелюдей» это заметно ещё сильнее. Это не «Стражи Галактики», не «Звёздный Путь и даже не «Месть Ситхов». Больше всего комикс напоминает ваш любимый телевизионный боевик нулевых – «Хроники Риддика». Со всем его пафосом, крутым протагонистом, планетарными геноцидами и неизбежностью судьбы. Если вы соскучились по научной фантастике, которая относится к себе серьёзно, то вам прямо сейчас нужно прочитать «Смерть Нелюдей». Продукты такого качества встречаются крайне редко.

Catwoman #1

Евгений Степин

Быть может, я повторяюсь, но хороших комиксов про Женщину-Кошку выходило очень мало. Были неплохие истории про девушку Бэтмена, или слегка двинутую бэт-злодейку, но вот про Женщину-Кошку? Как самостоятельного, самодостаточного персонажа? С собственным проработанным окружением? С уникальным характером, не состоящим из набора клише? Вот-вот. По сути, единственным примером такого систематизированного подхода к обособлению Селины Кайл от остальной части бэт-вселенной был её онгоинг девяностых, главной целью авторов которого было создание вот такого вот кошачьего микрокосма. И у них, блин, здорово получалось. Первый выпуск «Catwoman» от Джоэль Джонс очень похож на тот самый онгоинг. О чём-то большем и просить нет смысла.

Ключевым сходством является сконцентрированность на рисунке. Кошку девяностых, всё-таки, такой крутой сделали не сценаристы, а Джим Балент, которого все почему-то запомнили как рисовальщика больших грудей, а не как одного из лучших художников того периода, которым он вне всяких сомнений являлся. Джоэль Джонс имеет полное право считаться таковой для нашего времени. Её стиль выразителен, уникален и узнаваем с первого взгляда, в точности как стиль Балента. К тому же, чтобы бы там кто не говорил, для того, чтобы комикс про женского персонажа был успешен, очень важна внешняя привлекательность главной героини. Настолько же красивой, как у Джоэль Джонс, Женщину-Кошку рисовал только… Джим Балент. В принципе, уже этого достаточно, чтобы назвать первый номер удачным.

Но, разумеется, этим его сильные стороны не ограничиваются. Тех, кто ждал, что здесь будет какой-то эпилог для событий последнего номера «Бэтмена», ждёт разочарование. Этому уделена всего одна страница, на которой прямым текстом сказано, что тема закрыта и героиню, наконец-то, ждут сольные приключения, которых она достойна. Впереди – новые (крайне колоритные!) противники и личные драмы, с которыми ей предстоит разбираться в одиночку, как бы не было больно ей самой это признавать. Так что, в каком-то смысле, мы имеем на руках очередное доказательство удачности кинговского решения не женить героев. Если дальше всё пойдёт так же хорошо, то у нас, спустя пару десятков лет, снова появится такой онгоинг Женщины-Кошки, которого мы (и она!) заслуживаем.

 Immortal Hulk #2

Антон Бордуков

Серия, которая в принципе позиционирует себя как «психологический хоррор», корнями уходящий в «эпоху монстров», должна постараться, чтобы выдать как минимум нечто приличное, особенно в рамках возрастного ограничения. Конечно, это накладывает достаточно условные запреты и это всё ещё не рамки Comics Code Authority, в своё время начисто скосивший целый пласт криминальных и хоррор-комиксов, но определённую сноровку приложить всё равно надобно. И как же хорошо, что ужас можно внушать не только с помощью оторванных конечностей и тонны насилиях. Преимущественно – без них даже лучше.

Второй выпуск «Immortal Hulk» куда сильнее сконцентрирован на самом Бэннере, его переживаниях, статусу-кво и размышлениях о сложившейся жизненной ситуации. Находящийся в бегах и вынужденный скрываться, Брюс прилагает титанические усилия, чтобы наслаждаться жизнью. Потому что иначе на свет вылезет натуральная Юнговская тень Бэннера – Халк. Состоящий из результата подавленного гнева и «особой комиксной мутации», этот монстр готов вершить жестокое правосудие над всеми, кто не прав и кто бесчеловечно ведёт себя по отношению к окружающим.

В этом номере – Халку, на пару с Бэннером, как раз представляется такой случай, но для Бэннера ситуация усугубляется тем, что всё дело крутится вокруг радиации. С которой у Брюса связаны очень нехорошие воспоминания, одновременно являющиеся пищей для Халка.

Данный выпуск отличный пример взаимопроникающих тем, которые весьма умело сшиты друг с другом, давая на выходе превосходную «разовую» историю в духе Баек из Склепа, одновременно предоставляющую новый и интересный взгляд на психологический портрет Бэннера. Эл Юинг – большой молодец. Плюс, у комикса есть действительно крутой и отлично подходящий по тону повествования рисунок, за что хочется отдельное спасибо сказать Джо Беннету. На данный момент у этой авторской команды есть все шансы подарить нам такой ран, который может войти в историю как «один из лучших».

Captain America #1

Евгений Степин

Как уже не раз было верно подмечено, Та-Нахаси Коутс – очень правильный выбор на роль сценариста комикса про Капитана Америку. Его истории, зачастую, бывают очень поэтичны, а что может быть поэтичней, чем персонаж, который буквально олицетворяет «американскую мечту»? Из этого можно было сделать вполне логичный вывод, что «Капитан» Коутса не будет, по меньшей мере, совсем плохим. В принципе, так и получилось – первый выпуск оказался очень ровным и плавным стартом, которого и ожидаешь от писателя, впервые начинающего работать с таким знаковым для американской культуры героем.

Эта «ровность», граничащая с оправданной трусливостью, и является одновременно главным плюсом и минусом номера. Плюсом потому, что Коутс не откусывает больше, чем может проглотить. Он понимает, что Кэп пережил не самые лучшие времена и что последнее, что стоит с ним делать, это устраивать его миру ещё одну такую встряску. Так что он откладывает эксперименты и показывает нам образцовый первый номер, написанный сугубо по стандартам индустрии. Загибайте пальцы: красивый экшен, демонстрация сильных сторон личности персонажа, воссоединение со старыми союзниками, появление новых второплановых героев, представление крупной угрозы, с которой протагонисту предстоит сражаться в будущем. Более стандартной структуры для первого выпуска и придумать нельзя. Другое дело, что работоспособность этой структуры проверена временем и здесь она используется весьма грамотно.

А минусом потому, что за этой ровностью ощущается какая-то пустота. Или, быть может, неопределённость? Чувство подвешенного состояния персонажа и серии не покидает на протяжении всего выпуска. Этому способствует и рисунок Лейнила Фрэнсиса Ю, который замечательно рисует главных героев, но очень сильно проседает, когда дело доходит до задников. Иногда кажется, что мир комикса действительно пуст и является одной большой песочницей, в которой играется несколько главных действующих лиц. Это совсем не то ощущение, которое должно формироваться во время чтения рассказа о «народном герое». К тому же не совсем понятно, куда именно Та-Нахаси планирует вести серию. В номере проскакивают намёки и на терроризм, и на белый расизм, и на «русских хакеров», если вы меня понимаете. А ещё проскакивают намёки на действительно хорошую историю про героизм. Дали ли писать комикс про Капитана Америку человеку, который не понимает свою страну, или же за фасадом из красивой поэзии действительно прячется мудрое высказывание? Поживём – увидим.

Комментарии