Комиксы Недели #96 27 июня — 4 июля 2018

1 103

Свадьба Бэтмена в комиксах этой недели.

Batman #50

Антон Бордуков

Главная проблема пятидесятого номера Бэтмена – это мы. Или вернее – многообразие авторов, что вели Бэтмена до Тома Кинга. Авторов, которые так же, как и мы — читали эти комиксы, но в отличие от нас — затем сами писали их. И то, какие истории они пронесли через десятилетия. Возможно главная, для большинства, проблема этого выпуска — то самое наследие, которое Кинг использовал на протяжении всего рана, чтобы, как нам казалось, помпезно подвести к концу какую-то главу жизни Брюса. Но то, как мы относимся к его видению завершения этой главы — настолько же его вина, насколько и наша. Потому что это общее наследие для всех читателей.

Ведь для великого множества читателей эти истории были не столько о персонажах, не столько о тех, чьи пути надобно избегать. Они были о повторении механизма. Столь часто всплывающее «это так не работает!» очень явно сигнализирует о том, что суть восприятия этих историй – насколько дотошно автор сумел уловить и повторить устройство и общий паттерн жанра «кейпщит про Бэтмена». И Кинг мог поступить так же. Но не стал.

Поэтому один из главнейших людей, что когда-либо работали с этим механизмом повторения, понимающий и взявший его на осознанное стилистическое вооружение, доводит его до края. И тогда, когда требовалось совершить переход на территорию чего-то нового – он его не сделал вовсе, сломав механизм, но узаконив нескончаемую цикличность истории Бэтмена.

Вот этот самый механизм, здесь представлен в виде всё той же самой свадьбы. Кинг больше года вёл к ней, соединяя все характеризующие Бэтмена линии, все прошлые встречи Бэтмена и Кошки. По-авторски связывая эти совпадения в длительную историю отношений. Очень грубо говоря и упрощая: «Раз задана конечная цель в виде свадьбы и столько всего сходится, значит всё к ней идёт, значит она точно будет». А её не было! Это та самая ошибка в механизме, что его ломает, потому что шестерёнки не находят друг на друга.

Зачем нужно было так делать, ведь это контринтуитивно – ломать собственный конструктор? Самый простой и поверхностный ответ – субверсия. Сознательное избегание очевидного. Однако тут присутствует и другой посыл, куда более ёмкий – Бэтмен, как трагический герой, не может меняться. В этом и заключается трагичность его образа. Кингу важны персонажи такими, какие они есть. Их эссенция, суть, если хотите, а вовсе не то, как их воспринимают. Брюс остаётся одиноким, даже несмотря на то, что фактически – никогда не бывает один. Кинг, на самом деле, делает даже больше нужного – он ещё и трансформирует Селину, перерождает её, сделав героем. И не просто героем, а героем ещё и трагичным, потому что она вынуждена отказаться от любимого человека, ради всеобщего блага, не низводя их отношения до какого-то пшика. Совершенно символично, кстати, что только после этого у неё (вновь) появляется свой личный онгоинг, неправда ли?

Самое забавное, кстати, что на этом номере вполне спокойно мог закончиться нынешний том Бэтмена и начаться следующий, уже с другим автором. Кинг жёстко сегментировал свой ран на «до» и «после», зайдя на новый цикл, оставляя тот же фундамент. При этом последнее позволит не только тут же показать наследие, но и то как оно движет историю дальше. Разумеется, весь абзац — сплошные спекуляции, но почему бы и нет?

Евгений Степин

Да, выпуск вышел не на этой неделе, но спойлеры с нами не посоветовались и вышли тогда, когда вышли. Значит, и сам комикс обсуждать будем тут. И, знаете, было бы что обсуждать. Это одна из тех типичных для массовой культуры ситуаций, когда контроверсия вокруг явления куда важнее самого явления. Но у нас тут, всё-таки, «Комиксы Недели». А значит – давайте хоть немного поговорим о комиксе.

О комиксе, в котором приходится с лупой у глаз искать комикс. Выпуск совершенно не соответствует стандартам индустрии и на руку это ему особо не играет. Если уж издательство решило выдоить досуха эту свадьбу Шредингера, то могли, в конце концов, выпустить какой-нибудь артбук компаньон, в котором изъявившие желание художники могли бы нарисовать всё, что хотели, на тему любви между главными персонажами. Но нет, в артбук решили превратить сам не слишком объёмный выпуск. И читается он от этого очень тяжело. Одно дело, когда история подаётся аккуратными панельками, иногда демонстрируя парочку впечатляющих, грамотно скомпонованных разворотов. Другое дело, когда весь комикс состоит из этих разворотов. В какой-то момент глаз просто устаёт бегать туда-сюда по громадному пространству на странице. Ситуация усугубляется тем, что когда комикс в номере появляется, «рисует» его Микель Ханин. Это вообще легально? Про сюжет даже сказать особенно нечего. Весь выпуск – сплошные, ставшие уже типичными для Кинга, мелодраматические сопли, поданные в формате запоздалого признания в любви. Это работало первые несколько раз, но тогда в выпусках было что-то ещё, помимо «я тебя люблю, но быть с тобой не могу потому, что /вставьте сюда самую глупую причину из возможных/», а здесь есть только галерея обложек. Зато в конце присутствует интригующий задел на будущее и возвращение отца всея бэт-вселенной. Ну хоть так.

А теперь коротко об интересном. Говорите что хотите, но мы имеем на руках потрясающий прецедент, который в будущем может повлиять на индустрию в сугубо положительном ключе. Одной из главных причин, по которым комиксы считаются второсортным видом искусства, является превосходство персонажей и вселенных над авторами. Задумайтесь – как часто вы вообще выбирали что почитать, руководствуясь, в первую очередь, именами на обложке, а не супергеройскими логотипами? Так вот – в DC прекрасно понимали, какое влияние на продажи окажет срыв свадьбы, и какая реакция за ним последует. Прекрасно понимали, что издательство может получить весьма дурную репутацию, но всё равно позволили Тому Кингу написать то, что он написал. Имея все карты на руках, права на героев и контракт Кинга подмышкой, DC поставили авторскую задумку выше фан-сервиса и условного «развития вселенной». Я считаю, что с этой свадьбой индустрия сделала шаг в очень правильном направлении. А Бэтмен ещё триста раз жениться успеет.

Venom #3

Евгений Степин

Должен признать, что в рецензии на первый номер я слегка недооценил «Венома» и его авторскую команду. В принципе, всё сказанное там справедливо и для последующих выпусков, но, сосредоточившись на недостатках онгоинга, я совсем забыл как следует рассмотреть его достоинства, которых у комикса такая куча, что горстку минусов за ней и не разглядишь.

Уже тогда я хвалил Райана Стегмана и его роскошный арт, но совсем не объяснил, чем же он всё таки так хорош. Помимо очевидных динамики, плавных переходов между панелями и выразительной мимики, у рисунка Стегмана есть нечто такое, чего не найдёшь в работах большей части нынешних иллюстраторов – стиль. Вне всяких сомнений, «Веном» – один из самых стильных комиксов на полках. Ключевым для создания местной стилистики является глубокий чёрный цвет, на контрасте с которым более яркие цвета смотрятся необычайно живо. Во время чтения начинает казаться, будто рисовали комикс по тому же принципу, по которому когда-то рисовался «BTAS» – на изначально чёрную бумагу накладывали слой за слоем всё более светлые тона. Ощущения, когда держишь выпуск в руках, нельзя передать никакими словами. Тебе буквально кажется, что сами страницы покрыты чёрным симбионтом, который вот-вот прыгнет тебе на лицо, что в сочетании с плавными, гладкими линиями, которыми рисовали героев, приводит в самый настоящий восторг. Что-что, а рисунок, трудами Райана и колориста Дж. П. Майера, уж точно выглядит здесь лучше, чем в «Хранителях».

Да и сюжет, хоть он здесь скорее для галочки, не сильно отстаёт от визуального оформления. Всё происходящее действительно чрезвычайно похоже на «Metal», с богами, имеющими прямое отношение к главному герою, и злыми клонами. Да и по общему «брутальному» настроению «Venom» очень напоминает последнее DC-шное событие. Вот только чем глубже во всё это влезаешь, тем меньше хочется возмущаться. Ну и что, что похожи, когда читаешь оба комикса с удовольствием, за историей следишь с восхищением, а новый выпуск ждёшь сильнее, чем Новый Год? В нашу эпоху псевдоинтеллектуальных, ироничных, написанных на коленке сюжетов не так уж плохо иметь онгоинг, который относится к себе серьёзно, даря настоящие эмоции и тестостероновый экшен. Как сказал один западный рецензент: «Каждый номер «Венома» должен идти в комплекте со стейком и стаутом». На месте издательства я бы вынес эту цитату на обложку. Лучше «Venom» просто не опишешь.

Thor #2

Антон Бордуков

Я, как говорится, «по жизни – слоупок». Главные тренды до меня доходят с опозданием, в некоторую «движуху» так же удаётся въехать с большим скрипом и, возможно, это наложило определённый отпечаток на мыслительные процессы и восприятие вещей. Можно зубодробительно долго бить кулаком стену из азбантия, в попытках докопаться до ответа на заветное: «Почему?». В данном случае это «почему?» трансформируется в куда более правильный наводящий вопрос: «по какой причине раз за разом хочется бросить комикс, но не получается?».

Формальный перезапуск онгоинга про Тора (в этот раз – уже Одинсона), в моём случае стал той самой точкой в таймлайне, где преграда пала, и я нашёл свой персональный ответ. И состоит он из одной простой и доступной мысли: «Когда ты читаешь комикс и хочешь, чтобы перед тобой не было пузырей с текстом, а лишь одна картинка – это всё-таки весьма плохой знак». Так уж получается, что лично я скорее задержусь на тайтле из-за сценариста, а не из-за художника. Это к разговору о том, что Дель Мундо – превосходен, но настолько ли он нужен на онгоинге Тора в данный момент?

Наверное, всё-таки нужен, поскольку Джейсон Аарон, как сценарист, немного истощился и/или исписался. Я совершенно не уверен в чём может быть проблема, но если перечислить главные проблемы хотя бы последних двух номеров как-то тезисно, то ими будут: заунывнейшие диалоги в жанре «беседы ни о чём» и не работающие с развлекательной точки зрения гэги, которые присутствуют лишь для регулировки темпа истории. Заметили, например, насколько больше стало сцен, работающих на «ложном пафосе» или «забавных» сцен с Тори? Скажу даже больше – не являясь смешными сами по себе, эти моменты никак не помогают восприятию истории и не делают её легче, потому что как раз с темпом повествования у Тора всё очень плохо. В плане своей мифологии, Тор – это наверное один из самых богатых комиксных уголков Marvel. Однако постоянные отвлечения на вещи, не имеющие отношения к непосредственной истории приносят мало удовольствия, от этого и сбивчивый темп ещё сильнее бьёт по восприятию.

Всё вышеперечисленное отвечало на первую половину главного вопроса первого абзаца, но ответа на «почему не получается бросить?» так и не прозвучало. А он есть, и на удивление – он прозаичен донельзя: «потому что Аарон когда-то писал Тора чрезвычайно хорошо». В теории, это значит – можно ожидать ремиссии. Даже Бендис, после долгого периода «плохих» и попросту «никаких» работ написал «Defenders» и «Man of Steel». Плюс, банальное чувство «не дочитал до конца и бросил» неприятно оседает в голове, не давай спокойно спать по ночам. Как жаль, что Аарон не торопится облегчать тяжёлое ожидание финала.

Sentry #1

Евгений Степин

Зачастую бывает очень неприятно рассуждать сентенциями в духе: «Ой, автор «А» исписался, а автору «Б» давно пора менять профессию», но иногда они так настойчиво лезут в голову, что никуда не денешься. Именно такая ситуация сейчас с Джеффом Лемиром и почти всеми его новыми сериями. Каждый раз, открывая комикс Джеффа, ты ждёшь какого-то прорыва, какой-то мощной эмоциональной встряски или, как минимум, какого-нибудь до глубины души трогательного момента. И почти всегда уходишь ни с чем. Рано или поздно, хочешь-не хочешь, а задумаешься: Джефф, что ты здесь всё ещё делаешь?

В этом весь первый номер «Sentry». Вроде бы и тема автору подходит, вроде и художник хороший, вроде и синопсис выглядит многообещающе, но что-то не так. Даже на типичную для первых выпусков долгую экспозицию списать не получается, хотя и она здесь присутствует. Комикс попросту не работает как надо. Сюжет держится на одном сплошном занудстве, которое раздражает с первых же страниц. Если кому-то Супермен кажется скучным, то я совершенно не понимаю, в чём смысл так уныло писать его упрощённый аналог, созданный для людей, считающих себя шибко умными. Лемир хотел показать, что в глубине души Часовой такой же, как мы? В этом случае у меня для него плохие новости – живые люди так себя не ведут. Достаточно завязать разговор со случайным пассажиром в автобусе, чтобы уловить, насколько более многогранен человеческий характер, по сравнению с героями Лемира. Хотел показать, что персонажи могут быть толстыми и работать в кафе? Я всё понимаю, но у нас здесь около-супергеройский комикс. Художественное произведение. Может стоило добавить какой-то искры? Да, в начале выпуска есть экшен, но погоды он не делает: ставки в этой карманной реальности нулевые, а типичный «сентри-фейс» и разрывания непонятных штуковин надвое вызывают только гомерический хохот. Быть может, стоило делать акцент на чём-то другом?

Конечно, можно всё это списать на нежелание сценариста продолжать работать с издательством, но ведь для DC он пишет «The Terrifics» в этом же духе. Получается, дело не в этом? Может устал от супергероики? Но ведь в «Часовом» её как таковой и нет. Всё это очень странно. Очевидно одно – Лемиру следует что-то менять. Стиль ли, жанр ли, работу ли, не важно. В мире, в котором постмодернистские комиксы пишет Том Кинг, регулярно получая всяческие награды, далеко на такой депрессивной, бездушной самоиронии не уедешь

Multiple Man #1

Антон Бордуков

В чём главное достоинство Мэтью Розенберга? Он умеет создать (или в данном случае написать) персонажа или персонажей так, чтобы впоследствии было интересно за ними наблюдать. Именно этим он и занимается в первом номере не совсем сольных похождений Джеймса Мэдрокса.

Не могу сказать, что Розенберг здесь прыгает выше головы. Его авторские произведения для Black Mask всё ещё гораздо сильнее любого его комикса для Marvel, которые в принципе легко описать как «приятные ремесленные работы». Вот и первый номер «Multiple Man» — вполне подходит под это описание.

Комикс максимально осторожно пытается вклиниться в продолжающуюся уже не первое десятилетие мыльную оперу под названием «хронология Людей-Икс», фанатом которой я совершенно не являюсь, поэтому степень инвазивности в так называемый «канон», мне определить сложно. Настолько же сложно понять – будет ли этот комикс интересен кому-то за пределами фанбазы Икс-линейки и персонажа в частности. Как это обычно и происходит, премьерный выпуск лишь в общих чертах размечает дальнейший путь и щедро раскидывается достаточно приятными диалогами, а так же «чеховскими ружьями» и клиффхенгерами, обещая их развить и выстрелить уже со следующего номера.

В данном случае, этими ружьями являются амальгам-версии Мэдрокса, скрещенные с различными мутантами, плюс Халк и Доктор Стрэндж. Не скажу, что лично мне эта информация «продаёт» комикс, но возможно данной знание поможет вам определиться – захотите ли вы остаться с серией на «подольше» или нет.

Комментарии