Комиксы Недели #87: 19 — 26 апреля 2018

123

Обсуждаем юбилей Супермена.

Action Comics #1000

Антон Бордуков

«В одну реку дважды не войдешь». Как мне кажется именно этой фразой и стоило руководствоваться авторскому составу DC Comics, что удостоились чести быть изданными под обложкой тысячного номера Action Comics. Сильнее ситуацию тяготит ещё и то, что этот тысячный номер приурочен к 80-летию Супермена. Над каждым автором лежала огромная ответственность, потому что недостаточно просто прийти и написать стандартную историю уровня «типичный день Супермена, он снова всех спас, каков герой». Нужно было заложить что-то существенное в историю, подать её через призму трибьюта и при этом всём уложиться в краткий формат. В общем, вы всё верно уловили, я сейчас буду ныть о том как тысячный номер сел в лужу.

Стоит признать, что штанишки замарали не все – Томаси с Глисоном второй раз подряд за эту неделю отдали колоссальную дань уважения Супермену (первый – в Superman #45) и очень красиво провели его через всю восьмидесятилетнюю историю. Том Кинг и Клэй Манн выдали замечательную работу, которая в своём посыле чем-то перекликается с тем же Superman #45 – помни историю, люби её, но не давай её висеть мёртвым грузом на твоей шее. Ну и, дополнительно, представляет оптимистичный взгляд на будущее персонажа, лаконично выраженный в «он нас всех переживёт и останется таким же фантастическим». Джефф Джонс на пару с Ричардом Доннером и Оливье Куапелем продемонстрировали коротенькую заметку о том, что же приключилось после событий Action Comics #1, крайне бережно и с любовью использовав материал в лице самого первого появления Супермена в комиксах. Крайне легко поверить в то, что именно так всё могло и произойти на самом деле.

Всё вышеперечисленное можно назвать «эшелоном почёта», потому что авторские составы действительно постарались проработать отличные юбилейные истории, празднующие 80-летие тайтла. Остальное отправляется либо в «эшелон позора» — например, открывающий номер Джургенс, либо в «эшелон Бендиса». И если с первым всё понятно – там разве что Пол Дини положительно выделяется из плеяды серости и безыдейности, но не дотягивает до историй из абзаца выше, то Бендис… Давайте начистоту – этот тизер здесь не нужен. Он банально не принадлежит этому комиксу. Какому-нибудь FCBD или DC Nation? Да, с лёгкостью! Брайан Майкл Бендис в многочисленных интервью так много распинался о том, что Супермен многое для него значит и совершенно не сподобился придумать «поздравительной» истории? Звучит чрезвычайно некрасиво.

Вот и получается, что «колоссальный юбилейный» номер фактически – типичный «современный DC’шный спешл». С парочкой хороших историй, которые в процентном соотношении не делают большой погоды. Делюкс на этом фоне хотя бы выглядит значительнее – там и неопубликованный ранее комикс Сигела и Шустера, и многочисленные эссе на тему. А это так – «плейсхолдер».

Евгений Степин

Словами не описать, до чего непривычно набирать четырёхзначный номер выпуска в заголовке. «Action Comics», определяющий для современной поп-культуры онгоинг, первым в истории американских комиксов добрался до тысячного выпуска. И пускай глупо отрицать, что за прошедшие годы он растерял былое влияние, и пускай этот юбилей был достигнут не совсем честными методами, с временным переходом к еженедельному формату и игнорированием обнуления нумерации, даже при всём при этом – это самое важное событие индустрии в 2018-м году. Его важность просто не получается преуменьшить, как бы скептически настроенная часть читателей не пыталась.

Это, впрочем, не значит, что нам не нужно оценивать толстенькую антологию за восемь долларов по существу. Главный минус выпуска, кстати, заключается как раз в этом. Это довольно дорогая антология про персонажа, отношения с которым у каждого читателя очень интимные. Достаточно обронить аббревиатуру «MoS» во время беседы в любом более-менее просвещённом гик-комьюнити, чтобы понять, насколько по-разному понимают Супермена разные люди. В каком-то смысле, это действительно начинает походить на религиозное учение, в не самом лучшем его проявлении. Одно можно утверждать с уверенностью – хотя бы одна история из одиннадцати придётся по вкусу именно вам. При этом остаётся вероятность, что остальные десять не понравятся вам абсолютно.

Однако если оценивать тысячник непредвзято, то выпуску можно смело ставить честно заработанные восемь историй из одиннадцати. Откровенно западают и в сценарном, и в художественном плане лишь те сюжеты, которые доверили написать ветеранам индустрии – Джургенсу, Вулфману и Адамсу. Если Джургенс попросту не отличился креативностью, а с Адамсом всё давно понятно, то у Вулфмана хотя бы есть оправдания – написать внятную историю к невнятному рисунку позднего Курта Суона не самая простая задача. В целом, наиболее выразительными главами антологии лично мне показались «The Car» (Джонс, Доннер, Койпель), «The Fifth Season» (Снайдер, Альбукерке), «Of Tomorrow» (Кинг, Манн) и… «The Truth», от многим ненавистных Брайана Бендиса и Джима Ли. О них придётся поговорить подробнее.

Самая частая претензия к фактическому старту рана Бендиса, которую мне приходится слышать – он не подходит для юбилейного формата выпуска. Но давайте остановимся и задумаемся – а зачем нам нужна одиннадцатая подряд ода любви персонажу от писателя, который не имеет к нему ни малейшего отношения? И чего не хватает в этом супер серьёзном комиксе, под завязку набитом философскими монологами на пол страницы? Правильно – веселья и экшена! Даже не буду говорить, насколько хорошо работает «The Truth» в качестве рекламы, давайте просто посмотрим, насколько хорошо он работает в контексте самого номера – Суперменом пробивают небоскрёбы, отряды спецназа стреляют по неуязвимому монстру, Супергёрл светит мини-юбкой, а официантки ресторана шутят про вернувшиеся обратно красные трусы. Прекрасная разрядка напряжения после монотонных восьмидесяти страниц эссе на тему героизма и – о боже! – в «Action Comics» наконец-то показывают высококлассный экшен!

Ну и, конечно, не стоит делать поспешных выводов касательно совместного будущего Бендиса и Человека из Стали, ведь если внимательно приглядеться, то станет очевидно, что Бендиса в «Правде» минимум. Его сценарный набросок служит лишь оправданием для неожиданно прекрасного Джима Ли, который здесь с лихвой искупает свои многочисленные грехи, вроде «Immortal Men» или той же обложки для этого выпуска. Кстати об обложках – какая из сорока одной доступной нравится вам больше всего? Делитесь в комментариях!

Superman #45

Антон Бордуков

«Ключик» к пониманию данного номера лежит в осознании простого факта – это последний номер Томаси и Глисона на Супермене, финал их почти двухлетнего рана на тайтле. Звучит невероятно банально и очевидно, но вследствие этого выпуск приобретает дополнительную грань. Теперь это не только простая и милая история о том, как семейство Кентов переезжает в Метрополис, но и о преемственности персонажей.

Ведь «переезд» из маленького уютного городка в большой и именитый, но непредсказуемый город – это вполне валидная метафора окончания одного рана и начала другого. Особенно хорошо это ложится на наши реалии, где бразды правления над судьбой Супермена переходят от «маленьких» авторов вроде Томаси и Глисона к мастодонту-Бендису. Однако помимо этого, сорок пятый номер делает кое-что другое, не менее важное.

Финал рана, тематически, имеет куда больше общего с юбилейным тысячным номером Action Comics – он тоже отдаёт дань уважения Супермену. При этом не забывая сделать трибьют ещё и эпохе, что стала в определённом смысле вехой для персонажа. И что самое замечательное – они делают это с куда большим изяществом и уважением, без натужных попыток поиграться с ностальгией вроде возвращения красных трусов. Подобное дорого стоит, особенно на фоне дважды юбилейного номера Action Comics с круглой цифрой на обложке.

Justice League #43

Евгений Степин

Если забыть про юбилей Супермена, то завершение рана Кристофера Приста на «Лиге Справедливости» — наиболее значимое событие, происходящее у большой двойки на этой неделе. Не уходит никакая эпоха, не меняется облик индустрии комиксов, небо не падает нам на голову и даже ливень завтра не пойдёт – просто заканчивается одна из лучших командных историй последних нескольких лет. Не обещая своего возвращения и не сопровождая уход обиженным хлопком дверью, как это часто бывает, Прист переступает порог с достоинством, на которое не каждый амбициозный сценарист способен.

Первое, что нужно подчеркнуть – история в ране Приста цельная и завершённая. Просто задумайтесь – как часто вообще в командных онгоингах бывают такие истории? Лично я не могу вспомнить ничего подобного в той же «Лиге», как минимум, с начала New 52. То есть просто исходя из формата мы можем сказать, что Прист сделал что-то необычное. Если копнуть глубже, то можно увидеть, что и сам подход к написанию истории про Лигу у автора необычный. Здесь нет страшных монстров размером с дом, нет всесильных полубожественных созданий, утративших понимание морали, нет и команды суперзлодеев, строящих козни нашим героям. Словом – нет всего того, что ассоциируется у нас в голове с типичной историей про команду супергероев. Взамен Кристофер ставит перед нами вопросы, вроде – где начинаются и заканчиваются полномочия международной организации по защите человеческих прав? И что делать, если точки зрения членов организации на эти полномочия диаметрально противоположны?

Если написанное выше не кажется вам достаточной причиной для прочтения последних десяти выпусков онгоинга, то спросите себя – какая Лига Справедливости кажется вам наиболее «родной»? Уверен, что для многих это будет Лига из одноимённого мультсериала начала 2000-х. Именно к её стандарту качества стремится Скотт Снайдер в своём грядущем ране. Жаль его разочаровывать, но Кристофер Прист этого стандарта достиг раньше. И для того, чтобы это сделать, ему не потребовалось менять состав команды на аналогичный мультяшному. Он всего лишь подходил к каждому имеющемуся в его распоряжении герою с той же меркой, с которой когда-то подходили создатели сериала. За десять выпусков каждый член команды успел получить свою минуту славы, и взаимоотношениям между ними было уделено максимальное внимание. В конце концов – любой командный онгоинг в какой-то мере является ситкомом. И «Лига» Приста – один из лучших ситкомов, что я видел в комиксах.

Batman #45

Антон Бордуков

В сети уже успели в шутку окрестить эту арку как «ещё один Флэшпойнт, только в этот раз виноват Бустер». В каком-то смысле – описание очень ёмкое и справедливое. Кинг творит какой-то невообразимый угар: Джейсон Тодд продаёт специальные покрышки с внедрённой противоугонной системой, явно позаимствованной из первого Робокопа. Дьюк Томас – никакой не одарённый юноша, а всего лишь пускающий слюни овощ. Дик Грейсон же – злобный и агрессивный Бэтмен, не чурающийся огнестрельного оружия. Погодите-ка…

По сути своей, весь номер – это действительно бесстыжий набор “а что, если”, который можно воспринимать через призму злобной сатиры на происходившие в бэт-уголке события. Вполне возможно, что Кинг уже в следующем номере свернёт в сторону исследования вопроса «а что, если бы Брюс действительно был бы счастлив и ему не нужно облачаться в костюм летучей мыши?», но на данный момент – это несколько неважно. Очевидно, что здесь нет чего-то такого глобального, что продвигает вперёд «горизонтальный» сюжета онгоинга. Это всё ещё «филлер, заполняющий пространство перед свадьбой». Однако пока что – филлер остроумный и забавный.

И тем не менее, необычайно смешно наблюдать за тем, как Бустер Голд у Джургенса всячески препятствовал изменению таймлайна и вмешательствам в него, а здесь без задней мысли решает в него вторгнуться, сделав Бэтмену своеобразный «подарок».

Комментарии