Комиксы Недели #85: 28 марта — 4 апреля 2018

63

Металл кончается в комиксах этой недели.

Dark Nights: Metal #6

Антон Бордуков

У DC есть знаменитая «трилогия Кризисов»: «Кризис на Бесконечных Землях», «Бесконечный Кризис» и «Финальный Кризис». В каком-то смысле, именно как трилогия она работает достаточно неплохо. В КнБЗ сломали бесконечную мультивселенную, в БК её вернули, но ограниченную, а в ФК… На этом пункте я постоянно спотыкаюсь, во многом из-за сумбурной подачи самой истории, которая на самом деле – один большой мета-текстуальный рассказ о комиксах и отрицание «метода Алана Мура». Это всё замечательно и интересно, но как грандиозное завершение «трилогии историй о реструктуризации вселенной DC» оно слабо работает, скорее являясь углублением в детали, нежели глобальной переработкой.

Именно поэтому «Metal», во многом вдохновлённый работами Гранта Моррисона это скорее интересный идейный «эпилог» к Финальному Кризису. Здесь действительно вполне уверенно «закругляется» вся эта трилогия и ещё раз меняется ландшафт мультивселенной DC, что делает данный комикс намного более «Кризисным», чем кажется на первый взгляд. В финале своего ивента Скотт Снайдер делает достаточно серьёзную и важную вещь – разрушает Стену Источника, стоящую на границе известной мультивселенной и, в буквальном смысле, являющейся «краем мира». Что это значит? Это значит, что мультивселенная снова потенциально бесконечна! Забавный факт: ранее за стеной находилось «пространство чистой идеи». Учитывая сказанное в начале абзаца, уничтожение этой границы вполне спокойно можно трактовать как своеобразный непрямой символизм, через который Снайдер говорит: «Творите! Вас теперь не сковывают рамки!». Разве что редакторские.

Однако предыдущие два абзаца – лишь попытка поковыряться в «подкожном слое» ивента. Как же обстоят дела с самым «поверхностным» слоем? А вот там уже оказывается, что финальный номер – это очень сумбурный, неровный и небрежно нарисованный выпуск, к тому же слишком часто прибегающий к «deus ex machina». Отдельно хочется отметить то, что «Metal» без тай-инов – вещь неподъёмная. Несмотря на большую насыщенность событиями и линейное повествование основной серии – вся «мякотка» находится именно в внутри этих «сопроводительных» комиксов. В плане рисунка это, пожалуй, худшая работа Капулло на данный момент, потому что он откровенно оказался неспособен дотянуть глобалку до самого конца и в итоге споткнулся. Детализация страдает, общие пейзажи – тоже, про фоны зарекаться вообще не буду. С другой стороны, мало кто из художников вообще блистает в подобных условиях, так что описанному ранее есть веское оправдание.

Даже при всех вышеобозначенных недостатках, «Metal» — это всё ещё хорошее, интересное и важное для комиксов DC событие. Оно пестрит яркими образами и интересными идеями, в буквальном смысле раздвигает границы для внедрения новых концептов, местами очень весёлое и эпичное, а так же, что немаловажно, просто-напросто является интересным и увлекательным чтивом. Звучит особенно важно, особенно на фоне предыдущих глобальных событий DC за прошедшие годы.

Евгений Степин

В DC определённо любят заставлять фанатов ёрзать на табуретках в ожидании новых номеров их крупнейших событий. Если с «Doomsday Clock» нам, судя по всему, ещё мучиться и мучиться, то «Metal», спустя вечность, наконец-то отстрелялся. Уж не знаю, что там Скотт Снайдер хотел писать целых двенадцать номеров, но тот вариант события, что показали нам, стоило заканчивать уже после четвёртой части, роскошный клифхэнгер которой идеально подготовил бы читателя к финальному аккорду адской песни Барбатоса. За два выпуска, что вышли с того момента, напряжение, создаваемое историей, успело заметно растеряться, однако даже его остатков хватает, чтобы завершить ивент на высокой ноте.

Главная беда отличного, в общем-то, сценариста Снайдера – концовки. Сквозь всё его творчество проходит сплошная чёрная полоса абсолютно дурацких финалов, которые, как это постоянно было с его «Бэтменом», могли превращать замечательные истории в бессмысленные и бредовые, роняя потенциально новаторским идеям рояли на голову, даже не пытаясь, ради приличия, прятать их в кусты. Наученный горьким опытом, я до смерти боялся хвалить предыдущие части события, не смотря на всё то великое удовольствие, которое от них получал, ведь разум говорил: «У него ещё есть шанс всё испортить».

К счастью, Скотт один из немногих людей в нынешних комиксах, которые действительно учатся на ошибках. И «Металл», в целом, и его завершение, в частности, представляет из себя ту самую работу над ошибками. Не только над ошибками автора, но и всей индустрии. Это первый, на моей памяти, качественный, масштабный и увлекательный ивент, который не эксплуатирует шоковый эффект, смерти персонажей и разрушение устоявшейся вселенной как единственный способ увлечь читателя. Как бы иронично это не было, но главный результат произошедшего катаклизма – развитие и расширение этой вселенной как вглубь, так и вширь.

Разумеется – могло быть лучше. Чувствуется, что у Снайдера в голове куча разнообразных идей, которыми ему не терпится поделиться, но все они на страницу не помещаются. Чувствуется, что Грегу Каппуло было негде развернуться при таком обилии происходящих событий на квадратный сантиметр. Чувствуется, что в конце Скотт просто не мог поставить ту точку в истории, которую хотел, ведь в этой вселенной ничего и никогда не заканчивается. Но даже в таком виде «Dark Nights: Metal» – лучшее событие большой двойки за долгие годы, которое, при всей своей событийности, не забывает оставаться хорошей историей, которую было здорово читать от начала и до конца. Со спокойной душой ждём «No Justice», зная, что Снайдер ещё найдёт, чем нас удивить.

Moon Knight #193

Антон Бордуков

Я, изначально, хотел было вообще не писать об этом номере – ран, что идёт сейчас в серии, максимально «ровный», а уровень этого «ровно» достаточно высокий, чтобы не беспокоиться о ходе истории. А о нём и не надо было беспокоиться, надо было беспокоиться о финале арки.

Из истории будто пропал лишний десяток страниц, всё завершилось ну очень сумбурно и главным сбивающим с толку моментом становится неожиданное камео персонажа из начала арки. Для чего это? Зачем? О чём это говорит? Это как-то должно повергнуть в шок? Ну, странно, учитывая, что значимость для событий она имела относительно небольшую. Да и большая речь Марка Спектора, высказанная под самый конец тоже выглядит как-то излишне дежурно, даже её слегка раздолбайский флёр ощущается чрезмерно искусственным. Это не очень-то большая проблема, просто до этого всё шло просто превосходно: подготовка к последнему бою, сам последний бой, который тоже выстроен достаточно типично, но перебивки в виде «Совета личностей» в голове у Марка наполняют её нетипичным и интересным контекстом, который одновременно и по-своему интерпретирует идею Кхоншу и одновременно не ломает всю «магию». А стоило одолеть злодея, всё тут же резко стало завершаться, оставляя достаточно неприятное послевкусие поспешности.

Слава Кхоншу, что Макс Бемис всё ещё остаётся на тайтле как минимум до Июня. Несмотря на немного разочаровывающий финал, серия всё ещё очень хорошо держится и лично мне не терпится посмотреть, куда же дальше двинется авторский состав.

Doomsday Clock #4

Антон Бордуков

Говоря о «Mister Miracle» в предыдущем выпуске этой рубрики, Евгений бросил фразу: «каждый новый выпуск «Мистера Миракла» — лучший выпуск «Мистера Миракла». Позволю себе его вольно процитировать: «каждый новый выпуск «Doomsday Clock» — лучший выпуск «Doomsday Clock».

Я не знаю, что заставляет Джеффа Джонса писать настолько хорошо – уважение к первоисточнику, попытка прыгнуть выше головы или действительно искреннее желание написать историю достойную оригинала, но пока что старания приносят свои плоды. Весь выпуск читается как на иголках – прогрессия истории и её нарратив просто изумительный. Четвёртый номер фокусируется на истории нового Роршаха (ликуйте, теоретики, им действительно оказался сын психиатра из Хранителей) и делает он это в идеальном симбиозе с самим объектом повествования. Подано всё через параллельную демонстрацию быта героя до и после знаменитого инцидента с пришельцем Вейдта, а так же житие и «лечение» в Аркхеме. Такая раздробленность отлично работает не только потому, что в комиксе нет ни одной лишней панели и слова «не по делоу», но ещё потому что именно этим словом можно описать и психику героя. Раздробленная.

И опять же, это лишь «поверхностный слой», куда важнее то, что тут есть куда копать! Очень не хочется говорить об этом заранее, так как, зная Джонса, всё под конец легко может схлопнуться, но поделиться одной мыслью очень уж хочется. Пока читал выпуск, сложилось ощущение, что это и правда «Хранители 21-го века». Причём в самой подходящей для этого форме – берущие за основу культурный пласт или даже культ. Как те же «Stranger Things» или «Ready Player One». Это даже не столько деконструкция супергероики как ряженых психов (версия Мура), а как, исследование, собственно, явление с разных точек зрения и перспектив? Это ну очень заметно в выпуске, особенно каждый раз подмечая как Вейдт повлиял на геополитику мира.

Ну и добавляя в копилку «размышлизмов»: никому не приходило в голову, что «инопланетный инцидент», произошедший во вселенной Хранителей, уж больно сильно напоминает трагедию одиннадцатого сентября? И я сейчас даже не о конспирологии уровня «спланированная акция подстроенная дабы всех скрепить» и не о «Алан Мур – гений и всё предсказал», а скорее о том, что он буквально эму эквивалентен по влиянию на человечество. В нашем мире это совершенно не сплотило государства, что мы сейчас и наблюдаем.

Евгений Степин

Никто, конечно же, не станет врать, заявляя, что график выхода раз в два месяца не раздражает. Раздражает, и ещё как. Ровно до того момента, пока в руки не попадает заветный комикс. После того, как на протяжении часа читаешь и перечитываешь четвёртый выпуск «Часов Судного Дня», начинаешь чувствовать себя так, будто третий номер увидел свет только вчера. На самом деле, удовольствие, которое получаешь во время чтения настолько велико, что оказывает почти наркотический эффект. Не важно когда, не важно как, не важно чем ради этого придётся пожертвовать, но тебе любой ценой хочется читать такие комиксы, и читать постоянно. И если ради их создания нужно ждать пару месяцев, то это более чем справедливая цена.

По поводу самого выпуска достаточно сказать, что он, ожидаемо, лучший в серии на данный момент. По той простой причине, что Джефф Джонс здесь занимается тем, в чём ему нет равных – целенаправленно работает с одним персонажем, занимаясь раскрытием его целей, мотивов и детальной проработкой его характера. Получается, ожидаемо, великолепно. Джонсу потребовался всего один выпуск, чтобы превратить чёрного косплеера Роршаха в едва ли не более драматически мощного персонажа, чем сам Ковач в оригинальном романе. В одном Реджи Лонг однозначно оказался куда более удачен – в нём гораздо проще разглядеть обычного человека, чем в его предшественнике. Эмоциональный контакт с героем устанавливается почти моментально, на подсознательном уровне, к которому Джонс, в отличие от Алана Мура, всегда умел безошибочно подбирать ключ.

Да и вообще – Джонс и Фрэнк подходят на опасно близкое расстояние к уровню мастерства своих гениальных предшественников. Но покоряют эти вершины они своими способами. Мур гениально умел работать с нитью повествования. Джонс гениален, когда дело доходит до главных героев этого повествования. Мур рассказывал историю через её общую мысль, а Джонс рассказывает свою историю через многогранных, живых персонажей, каждый из которых несёт мысль сам по себе. Гиббонс идеально задавал общий стиль вселенной, чтобы подчеркнуть главенство идеи. Фрэнк же создаёт отдельный стиль для каждой из сюжетных линий, чтобы подчеркнуть главенство персонажей. Но борьба ли это на равных? Чтобы это понять, придётся как следует запастись терпением. Учитывая уровень проделываемой работы, будет неудивительно, если график выхода сменится на ежеквартальный.

Weapon H #1

Евгений Степин

Я решил прочесть этот комикс исключительно чтобы посмеяться. Я с полной уверенностью утверждаю, что каждый, кто открыл первый выпуск «Оружия Ха», сделал это по той же самой причине. Невозможно всерьёз воспринимать историю про персонажа, которого собственные создатели окрестили Халкомахой. Это не персонаж вообще. Это шутка. Причём такая, после которой вы даже не «ba dum tss» услышите, а стрёкот сверчков. Даже Грег Пак в послесловии подтвердил, что они с коллегами просто дурака повалять решили, когда придумывали концепцию героя. А потом, видимо, тоже в шутку, решили дать ему собственную серию. Которую, может в шутку, а может нет, попытались написать в предельно серьёзном и нетрэшовом ключе. Что вообще происходит в этой индустрии?

Возьмём вот недавнего Дэмеджа, например, с которым у меня Росомалк прочно ассоциируется. Я могу понять, для кого предназначен его онгоинг. Для людей, которые соскучились по перекаченной, брутальной маскулинности 90-ых. Которым лишь бы дай крутого, качественно нарисованного экшена, приправленного военной романтикой и капелькой анти-героизма. У «Damage» есть своя целевая аудитория, на которую можно рассчитывать. А что насчёт Фьють-Ха, от сольника которого стоило ожидать примерно того же? А у него тяжёлая военная драма о ветеране с ПТСР. И нужно отдать должное – она, блин, хорошо написана. Серьёзно, комикс можно было бы рекомендовать к прочтению, если бы не одно «но» — Халкомаха из него никуда не денется. И в момент его появления всякое серьёзное отношение к истории умирает в зачатке. На его месте появляется вопрос: для кого это написано?

И кстати: пока мы тут над «Защитниками» смеёмся, работу Сарика Гарниковича уже на цитаты растаскивают. Помните тот момент, когда на вершине Останкинской башни сходятся в поединке Арсус и Август Куратов? Откройте двадцать первую страницу и почувствуйте прилив гордости за родную страну. Запад официально равняется на нас.

Damnation. Johny Blaze: Ghost Rider #1

Антон Бордуков

Пожалуй, первый тай-ин к Damnation, за исключением Доктора Стрэнджа, который смело можно назвать не стыдным. Он в достаточной мере содержателен, а за счёт выбранного сеттинга и направления истории ещё и крайне приятно выглядит, будучи до краёв наполнен экшеном, слегка напоминающим последнего Безумного Макса. Сходство во многом проявляется из-за того, что почти весь выпуск – один большой «смертельный заезд». Ну и постапокалиптические, а в данном случае – адские оранжево-красные пейзажи так же навевают подобные мысли.

Вполне вероятно, что подобное положительное впечатление вызвано контрастом с основным событием, которое бывает достаточно бедным на внятность исполнения интересных идей, но вот, пожалуйста. Результат каков он есть. Выпуск помимо хорошо поставленного экшена исследует или вернее – слегка касается темы взаимоотношения Джонни Блейза и Духа Мщения, что в нём обитает. Возможно даже из идеи «Джонни Блейз – король Ада» выйдет что-то большее, чем «оправдание сюжетного хода внутри ивента».

The Terrifics #2

Евгений Степин

Ладно, быть может, я погорячился, когда назвал «The Terrifics» в рецензии на первый номер худшим стартом линейки «The New Age of Heroes». В конце концов – это всё равно единственная новая серия, у которой я прочитал второй выпуск, а это уже чего-то стоит.

А вот в том, что я прошёлся по Джеффу Лемиру, я не раскаиваюсь ни капельки. Если бы это был первый комикс, который вы у него открыли, вы бы почти наверняка окрестили парня бездарностью, и сделали бы это абсолютно заслужено. Но неудачный первый выпуск ещё удавалось как-то оправдать, ведь так называемый «синдром первого номера» присущ даже самым отменным писателям. Допустим, что высокий темп предыдущей части объясняется тем, что автору нужно было многое успеть рассказать и показать за эти двадцать страниц. Но почему у второй части темп абсолютно такой же? Допустим, что всех персонажей за один выпуск хорошо не напишешь. Но почему большинство из них (кроме очаровательной Линьи, за создание которой Лемира можно даже похвалить) написаны всё так же плохо и поверхностно во втором? Почему диалоги всё такие же карикатурные, а сюжетные повороты всё такие же притянутые за уши? Почему даже тогда, когда Лемир самыми примитивными способами заставляет команду держаться вместе, они всё равно не кажутся командой?

И знаете, что самое смешное? Все всё равно будут этот бред читать. Потому, что в рецензии на первый номер я был прав ещё кое в чём – Иван Рейс может лучше. И в этом выпуске он демонстрирует это на полную катушку. Комикс настолько красив, что дыхание во время чтения будет захватывать даже не в переносном смысле, а вполне буквально. Персонажи выглядят живыми, развороты выглядят эпическими, инопланетяне выглядят действительно инопланетно, а колоринг в комиксе настолько приятен глазу, что страницы из «The Terrifics» хочется сделать фоновым экраном телефона. При таком арте (от английского «art» — искусство), на писанину Джеффа становится как-то наплевать. Самому Лемиру, в том числе.

Комментарии