Комиксы недели #76: 27 декабря 2017 — 9 января 2018

14

Все, что накопилось за новогодние праздники и первую неделю 2018 года в рубрике Комиксы Недели.

 

Batman and the Signal #1

Евгений Степин

Чем больше я смотрю на Дюка Томаса, тем больше убеждаюсь, что от крутого дизайна зависит, как минимум, половина успешности героя. Костюм Дюка выглядит так нелепо, что следить за его приключениями мне заведомо скучно. Ну как можно рассказать серьёзную историю о персонаже, который выглядит как какой-то могучий рейнджер с фетишем на летучих мышей?

Старт собственной лимитки Томаса вышел под стать персонажу – скучным. Во-первых – сама идея «дневного» защитника Готэма выглядит притянутой за уши. Абсолютно непонятно кому и зачем этот защитник нужен. Кроме Бэтмена, разумеется, который просто пришёл и поставил Сигнала (какое же дурацкое прозвище) перед фактом – он должен будет горбатиться пока Уэйн спит. Где-то за кадром готэмская полиция открывает шампанское – теперь можно не работать в обе смены. Во-вторых – все попытки придать персонажу глубины через проработку его окружения выглядят, в лучшем случае, неубедительно. Вот у нас большой брат, который заботится о Дюке в отсутствие родителей. Вот у нас его девушка, которая пилит Томаса за то, что он ей внимания уделяет недостаточно. А вот у нас его подруга, которая помогает герою с «технической» частью вопроса. Где мы это видели? Да в любом другом современном комиксе о молодом супергерое. И в большинстве из них все эти идеи тоже не работали как надо. И в-третьих – нет, придумывать супергерою-подростку кучу суперзлодейских сверстников уже не модно, не круто и не оригинально. И никогда не было. И хватит так делать.

За одно комикс похвалить стоит – он умеет иронизировать над самим собой. «Да, я вторичен, скучен и долго не протяну, но прошу – дайте мне шанс» — это основной посыл первого номера лимитки, о чём протагонист говорит нам с порога в лицо. Давать или нет – дело ваше. Одно вам знать стоит: не верьте обложке! Ни Бэтменом, ни Скоттом Снайдером здесь и не пахнет. Вам всё ещё интересно?

 

Captain America #697

Евгений Степин

Великолепный выпуск. Абсолютно безупречная динамика повествования и накал событий. Крису Сэмни хочется аплодировать стоя за то, каким образом он обошёлся с размещением панелей на странице. Каждая панелька идеально соответствует ситуации, в которой оказываются персонажи. Если нам показывают драку, то страница как бы превращается в набор разорванных фрагментов, мелькающих в ритме вашего сердцебиения, как будто у самого читателя кипит кровь и адреналин бьёт через край. Если между персонажами завяжется диалог, то вы почувствуете себя его третьим молчаливым участником. Когда главный герой теряет сознание и чуть позже приходит в себя, комикс, как и его читатель, засыпает и просыпается вместе с ним. Когда Капитан говорит услышать шум океана, вы, чёрт возьми, его услышите. Это абсолютно мастерская работа, которую стоит увидеть, если вам вдруг было интересно, как должна работать повествовательная структура комикса.

Больше, в принципе, здесь и сказать нечего. Сюжет не поднимает никаких животрепещущих тем, что даже идёт выпуску на пользу, если вспомнить то, с какой нелепой наивностью их раскрывал Уэйд в 695-ом (первом) номере. Вообще то, как Марк Уэйд пишет, очень часто вызывает некоторые опасения за его психическое здоровье. Кажется, что сценарии для «Капитана Америка» придумывает ребёнок с психической травмой, полученной от жестокого обращения. Комикс всячески пытается выглядеть жизнеутверждающим и весёлым, в духе серебряного века, но то и дело проскакивают неуместные шутки о половых органах, кровавые сцены расправ и тому подобные штуки, совсем не вписывающиеся в общее настроение истории. На фоне этих вещей вечно радостный Стив Роджерс выглядит как-то пугающе.

А если не придираться, то я с чистым сердцем могу советовать читать «Капитана Америку». Тревожные звоночки 695-ого (первого) выпуска оказались пустым звуком, а все те достоинства, которыми мог похвастаться 696-ой (второй), были преумножены во многие разы. Так держать, Капитан!

 

Doomsday Clock #2

Евгений Степин

Джонс, какого чёрта? Нормально же общались. Мне же так понравилось, как аккуратно ты обошёлся с детально проработанной вселенной Мура, а ты уже во втором выпуске начинаешь топтать её ногами. Неужели нельзя было обойтись без подобного дешёвого трюка, рассчитанного исключительно на мощность клиффхэнгера? Он-то у тебя удался, а вот общее впечатление от всей этой затеи с сиквелом подпортилось очень серьёзно. О каком вообще достойном наследнике может идти речь, когда автор не понимает, что оригинал был отнюдь не о персонажах, а о тех идеях, что они воплощают?

При этом, копируются приёмы создателей оригинала почти без изменений, но в отличие от первого выпуска, который был о Хранителях целиком, во втором они работают достаточно скверно. Муру и Гиббонсу нужно было создать целую вселенную с нуля – для них дополнительные материалы, не являющиеся частью основной истории, были необходимостью. Джонс и Фрэнк же работают с комикс-вселенной, которой несколько десятков лет, но всё равно считают за хороший тон делать для комикса приложение, в котором текста больше, чем в самом комиксе, а информация критически важна для понимания происходящего. И при этом, события, которые по прихоти сценариста начали происходить в DC вселенной, слизаны с «Хранителей» буквально точь-в-точь. Они интересны, да, они хорошо вписываются в саму суть её устройства, но это не оправдывает то, что из-за них выглядывают уши творческой импотенции.

Тем не менее, читать это всё так же приятно. Уже без тех восторгов, с которыми я встречал первый номер, но с таким же большим удовольствием. В основном это заслуга Гэри Фрэнка, который рисует невероятно живо и атмосферно. Сейчас стало абсолютно очевидно, почему Джонс так в него вцепился и не хотел писать комикс без его участия. И я не могу не похвалить ту единственную вещь, которую авторы скопировали абсолютно правильно – планировку страницы. Она, без малого, идеальна. «Мистеру Мираклу» определённо стоило бы поучиться у «Doomsday Clock».

 

Антон Бордуков

Давайте я сразу задам контекст того, в каком виде я рассматриваю эту серию, чтобы не было лишних вопросов, касательно восприятия данной лимитки. У меня совершенно нет проблем с тем, что это «продолжение Хранителей». Оригинальные Хранители – произведение цельное, со вполне законченной мыслью. Его нельзя «сломать» продолжением спустя 30 лет. Его нельзя «сломать», воскресив парочку персонажей. Его просто нельзя испортить потому что его мысль от начала и до конца раскрыта, а посыл – донесён, поэтому я рассматриваю Doomsday Clock, как произведение, построенное на наследии Хранителей, и из кирпичиков его лора, но не как что-то «паразитирующее».

Теперь, когда мы определились с контекстом, пора задать вопрос: «как там второй номер?». Да великолепно! Это лучшее, что писал Джонс за последние лет пять, а может даже и больше. Его приятно читать, у него всё прекрасно с режиссурой и постановкой – в контексте комикса, само собой. Это что-то очень кинематографичное, не в последнюю очередь благодаря Гэри Фрэнку. Не менее прекрасно у него всё и с идейной стороны – да, город «восстаёт» против Бэтмена, никогда такого не было и вот опять, но это отлично подкреплено появившейся внутри нарратива вещью под названием «Теория Суперлюдей». Вот вам никогда не казалось странным, что наибольший процент мета-людей находится в Америке? Мировое сообщество, внутри комикса, вот показалось. Это очень интересная мысль, за которую стоит хвататься и развивать – надеюсь, что Джонс не просто постарается её раскрыть, но и максимально плавно впишет в нарратив.

Если первый выпуск был максимально аккуратным и осторожным, и неторопливо убеждал всех в том, что «всё делается правильно», то второй резко выжимает педаль газа и ускоряется, вместе с тем отбрасывая в сторону аккуратно. Да, я говорю о Комедианте. Буду честен, я не вижу здесь большой проблемы, особенно учитывая весьма туманную роль и цели Манхэттена внутри этого произведения. Можно начать вопить что-то вроде: «но в оригинальном романе он не был настолько силён!», однако во «всемогущество» Манхэттена не так уж и сложно поверить. Особенно учитывая то, какой образ рисует ему Джонс. Так что давайте просто подождём, и посмотрим во что это выльется. Должна же быть у всего этого какая-то определённая цель.

 

 

Exit Stage Left: The Snagglepuss Chronicles #1

Евгений Степин

Странно это говорить по отношению к тайтлу про персонажа детских мультфильмов, в котором половина действующих лиц животные с неестественно окрашенной шерстью, но я ожидал большего. Или меньшего? Я ещё не до конца разобрался.

Дело вот в чём, первый выпуск лимитки про прямоходящего розового тигра получился довольно серьёзной политической сатирой, без единого намёка на мультяшность и комедийность. Даже рисунок выглядит так, будто бы читаем мы не историю по мотивам персонажей Hanna-Barbera, а какую-то остросоциальную графическую новеллу, какие иногда выпускает Image. И если рассматривать «Exit Stage Left» именно в этом свете, то выглядит он довольно выгодно. Проблемы эпохи маккартизма представлены в комиксе очень живо и со вкусом. Как Марк Рассел и обещал в своих интервью, все эти темы: агрессия общества по отношению к гомосексуалам и давление на деятелей искусства со стороны общества и власти – вполне себе актуальны и в наше время. Комикс очень сильно напоминает не так давно вышедший фильм братьев Коэнов «Да Здравствует Цезарь», разве что юмора и легкомысленности здесь поменьше. И вот это «поменьше» напрягает больше всего. Тяжело воспринимать комикс, который на таких серьёзных щах рассказывает нам про персонажа, принципиально не носящего штаны.

Всего этого мультипликационного цирка и заигрывания с экранным образом главного героя очень не хватает. Не совсем понятно, зачем было делать такого комичного персонажа героем истории, которая до самой последней станицы не даёт повода улыбнуться. Рассел объяснял это тем, что подобный подход позволит ему говорить с читателем наиболее прямо и открыто, при необходимости сводя весь разговор к шутке, но звучит это не слишком убедительно. «Exit Stage Left», безусловно, поднимает важные для современного, и любого другого, общества темы, но делает это не то, чтобы смело. Думаю, что к следующему выпуску ситуация со стилистикой и манерой подачи прояснится окончательно, но до тех пор мы имеем лишь первый номер, болтающийся на периферии жанров и степени читабельности.

 

Hawkman Found #1

Евгений Степин

Чисто технически Хоукмэна нашли в последнем номере «Metal». Здесь не нашли никого. Даже не объяснили толком, как Картер стал тем, чем он сейчас является. Комикс не вносит абсолютно ничего нового в общую сценарную канву эвента, и потому может быть с чистой совестью проигнорирован, если вам, вдруг, не интересен этот не слишком популярный персонаж.

А вот если герой вам симпатичен, то спешу вас обрадовать – комикс сосредоточен именно вокруг него и занят тем, что показывает нам всю его крутость. Ничего более здесь нет, только Картер Холл, который ведёт себя так, как ему вести себя следует. Наслаждаться тем, как он надирает пернатые задницы мэнхоуков мешает только рисунок Брайана Хитча, который, по моему мнению, очень хороший художник, но его стиль для этого комикса не подходит совершенно. Тёмная мультивселенная подразумевает некую загадочность, которая должна быть отражена в рисунке в том числе, а мелкие штрихи и глубокие тени Хитча создают ощущение фотореалистичности, и совсем не вяжутся с настроением выпуска.

Помимо брутальности заглавного героя обсуждать в ваншоте больше нечего. Он ни в коем случае не плох, но послевкусие оставляет неприятное. Очевидная параллель с другим схожим ваншотом, «Batman Lost», абсолютно не играет ему на руку – история про Бэтмена ощущалась как очень важная часть события, и читать её было сплошным удовольствием, благодаря нетипичному, запутанному способу повествования, да и нарисована она была гораздо более аутентично. «Найденный» банально не соответствует своему названию, из-за чего после прочтения на него так и тянет нацепить клеймо главного разочарования «Металла». Что, на самом деле, справедливым не будет – это вполне себе крепкий комикс про персонажа, про которого давно ничего не было слышно. Дальше вы уж сами решайте, достаточно ли вам этого.

 

The Kamandi Challenge #12

Евгений Степин

Только я собирался разнести «The Kamandi Challenge», как, абсолютно внезапно, заключительная его часть оказывается крайне приятным комиксом, ругать который нет никакого желания. Новогоднее чудо, не иначе.

Тем не менее, пожурить серию всё равно придётся. Кажется, когда идея для неё появилась в головах редакторов DC, они просто не поняли, как её реализовать. Либо поняли, но решили, что игра свеч не стоит. Дело в том, что, когда берёшься за такой амбициозный проект, авторов нужно подбирать соответствующих. Особенно это касается художников, ведь история в подобной серии абсолютно естественно отходит на второй план и балом правит голый «вау-эффект», который, не в последнюю очередь, достигается благодаря красоте рисунка. По каким-то непостижимым причинам рисунок почти во всех номерах был отвратительным. И это очень сильно подпортило общее впечатление от лимитки.

А теперь о хорошем – заключительный выпуск вышел вполне достойным. Не подвели ни сценарий, ни визуальное оформление. Что лично мне показалось особенно приятным: авторы честно признались, что понятия не имеют, как этот гордиев узел из двенадцати клиффхэнгеров развязать. А потому позвали того, кто определённо бы нашёл способ – Джека Кирби. И он смог дать этой истории достойную, пускай и слегка аляповатую, концовку, которая не добавляет серии особенной целостности, но очень органично вплетена в саму идею этого «Испытания».

Чего мне понять не суждено, так это смысла этой лимитки. Вроде каждый выпуск должен оказаться событием, которое заставит читателя вжиматься в кресло при прочтении, но этого не происходит. Вроде цель серии – увековечить идеи Кирби, но дали нам это почувствовать всего лишь дважды. И вроде как мы прочитали двенадцать номеров, но связной истории так и не получили. И тем не менее – этот выпуск замечателен и последняя его часть заставит расплакаться даже самого чёрствого фаната. Стоит ли ради всего этого прорываться сквозь одиннадцать абсолютно пустых номеров? Вот это действительно важный вопрос.

 

Punisher – The Platoon #4

Евгений Степин

Интересно, что самые напряжённые и адреналиновые моменты в комиксах Энниса вовсе не те, где герои палят во все стороны, а те, где они останавливаются на дороге, проложенной сценарием, чтобы отдохнуть и поговорить о том, что же с ними вообще происходит. Именно вокруг этого сосредоточен четвёртый выпуск «Взвода»: герои пьют, смеются, ведут разговоры о доме и снимают проституток. Типичный день во Вьетнаме.

Для американцев, по крайней мере. Комикс продолжает раскрывать тему вьетнамского конфликта глазами обеих сторон, и в этом номере контраст между интерпретациями событий показан особенно ярко. Пока бойцы взвода лейтенанта Кастла напиваются в отгуле, солдаты Вьетконга, под руководством полковника Летронга Джиапа, отсиживаются в окопах, ведя партизанскую войну с превосходящими силами противника. На фоне тех карикатурных вояк, будто сбежавших из «Крепкого Орешка», которых мы вынуждены лицезреть в основном онгоинге Карателя, местные «плохие парни» выглядят как едва ли не самые интересные антагонисты в современных комиксах. Как оказалось, чтобы сделать их таковыми потребовалось всего лишь дать им внятную, человеческую мотивацию, в которую читатель сможет поверить. Здесь этой мотивацией выступает защита родины и, что иронично, месть за семью. Никаких коварных планов или хитрых схем, лишь простое, чистосердечное стремление защитить дорогие тебе вещи. И как бы «в лоб» эта тема не была здесь представлена, работает она великолепно.

А быть может, что именно вот этот вот подход «в лоб» делает эту лимитку такой качественной. Создатели не пытаются изобрести велосипед или добавить собаке пятую ногу – они просто хорошо пишут и рисуют, безо всяких выкрутасов. Персонажи здесь живые, их рост заметен от страницы к странице, конфликт показан убедительно, нарисовано всё это добротно, а каждого выпуска ждёшь с нетерпением. Чего ещё надо от военного комикса?

 

Rise of the Black Panther #1

Евгений Степин

Тяжело сказать, что раздражает больше: полное нежелание DC подкрепить успех своих фильмов комиксами об их героях или назойливое желание Marvel выпустить максимальное количество продукции, связанной с премьерой грядущего блокбастера. Количество, как правило, обратно пропорционально качеству, и «Rise of the Black Panther» прекрасная тому иллюстрация. Страшно сказать, это комикс про главного чернокожего героя индустрии, выпущенный крупнейшей её компанией (которая, к тому же, владеет правами на персонажа), но при этом умудряющийся по качеству быть сравнимым с третьесортными комиксами по кинолицензиям, вроде тех, что любит выпускать Dynamite. Кошмар? Не то слово.

Именно то, как эту лимитку позиционирует издательство, раздражает в ней больше всего. Что до самого выпуска, то он… никакой. Ни хороший, ни плохой. Вполне реально вытерпеть и дочитать его до конца, но желания это делать нет никакого. Вероятно, что подобный расклад дел даже хуже, чем если бы «Пантера» был просто плохим. Плохие комиксы хоты бы умеют быть смешными. «Пантера» к себе предельно серьёзен. Такое чувство, что сценарист не комикс писал, а роман, вроде «Преступления и Наказания». Здесь море текста, почти половина каждой страницы занята облачками с репликами героев или закадровым повествованием, но смысловой нагрузки в нём ноль. И чем дальше во всю эту графоманию углубляешься, тем больше задаёшься вопросом: а зачем я это читаю?

При этом я не могу сказать, что диалоговые окна крадут внимание от графического оформления номера. Оно здесь тоже абсолютно безынтересное. Более того, быть может, если бы сценарист оставил для художника чуть больше места на страницах, то результат оказался бы ещё хуже. И вот именно из такой коллаборации пресного арта и скучного фанфикшена обычно и состоят комиксы по лицензиям, каким «Rise of the Black Panther», вне всяких сомнений, и является. Если вы ожидали чего-то вроде «Year One» для Т’чаллы, то вы явно не по адресу.

 

Spider-Men II #5

Антон Бордуков

…Бендис? Я же только на прошлой неделе хвалил тебя за Defenders!

Давайте я не буду писать ничего про этот номер, кроме самого главного, и сразу перейду к выводу относительно всей лимитки: «Зачем?». Пять номеров, заполненных пустотой, отвечающей на крайне скучный, запоздалый и, благодаря последней Secret Wars, абсолютно не нужный вопрос: «Кто же такой этот 616-Моралес?». И ответ этот, до зубного скрежета, не вдохновляющий – обычный бандит, который дружит с Уилсоном Фиском. И у которого есть драма, на которую совершенно плевать. Поэтому и я о ней упоминать не буду, несмотря на то, что она приводит к тому, о чём сейчас пойдёт речь.

Брайан Майкл Бендис, с барской руки, возвращает 1610-вселенную. Ultimate. Голова тут же взрывается миллиардом вопросов: «Как? Нас ждёт возвращение Ultimate-линеек? А почему? А что там делает Рири «Ironheart» Уильямс? А почему там есть Ultimate Тор и у него Ultimate Мьёлнир? Майлз перестанет быть Человеком-Пауком? А какого, твою мать, Бендис, хрена?». Возможно это дело рук Ричардса, а может быть и редактуры, пропустившая это без изменений. Миллиарды этих «а может быть», а итог всё равно один – нам всем в очередной раз напомнили, что в большой двойке очень любят проводить эксгумацию покойников, и не любят оставлять их в покое.

Говоря об Ultimate Торе – может быть это и есть объяснение тому, почему Военный Тор так быстро «сломался»? Я сейчас говорю не о редакторских решениях, а именно об объяснении внутри вселенной? Как было сказано, этот молот – «агония целой погибшей вселенной», а Мангог всего лишь – «гнев миллионов и миллиардов во плоти». Как-то несоразмерно получалось – во вселенной явно наберётся живности побольше, чем на миллиард. Теперь же, когда вселенная возродилась – агонии нет, значит и молот перестал быть значимым. Я не хвалю данную мысль, потому что это шито такими былыми нитками, что им впору быть Белым Фонарём, и тем не менее – занятно было бы, будь это правдой.

 

Teen Titans #15

Антон Бордуков

«Supersons of Tomorrow Part 3»

DC получило нового злодея! Это совершенно новый персонаж, пришедший затмить Kite-Man’a! Ни разу до этого нигде не фигурировавший персонаж! Встречайте, Спаситель! Что и от кого он будет спасать? Ну, очевидно – время Томаси и Глисона, которое они могли потратить на написание действительно хороших историй, допустим, о Супермене.

Спаситель – это всё тот же Тим Дрейк из будущего, пришедший убить Джона Кента. Зачем он сменил свою личину? Чтобы гипервремя не отбросило его обратно. Да, я уверен, оно именно так и работает. Хит-парад идиотов среди персонажей, тем временем, продолжается – этот трагический инцидент из будущего и правда произошёл по вине Тима. Он и правда пришёл убить Джона лишь потому что, цитирую, «ему нужен был виноватый», сиречь – крайний. Более того, вместо того, чтобы попытаться его остановить – половина команды к нему присоединяется! Придурок-Бистбой в их числе. Худший. Персонаж. DC. На данный момент. Помимо этого, событийность этой части находится на крайне низком уровне – Дэмиен спас Джона (их диалог, кстати, единственный хороший момент за весь номер), команда разделилась и вторая половина отправилась спасать останавливать Тима.

Спасти этот кроссовер может только чудо, вот только надеяться на него уже не получается. Если всё это нужно было только ради того, чтобы DC показало «мы помним про Барта, Кассандру и Коннера, вот они!» — заберите обратно, пожалуйста.

Комментарии