Комиксы Недели #131 4 — 12 Октября 2019

1 544

Ежемесячные комиксы недели.

House of X/Powers of X #6

Евгений Степин

Хикман гений?

Да, в этот раз, это скорее вопрос, чем уверенное заявление. И от ответа на этот вопрос зависит вообще всё отношение к «HoX/PoX». Которые, кстати, категорически невозможно воспринимать как две самостоятельные лимитки. Это один еженедельник в двенадцати частях, который рассказывает одну историю, раскрывая все её нюансы с самых различных сторон. Странное чередование выпусков – прямое тому подтверждение. Одну из них просто нельзя отделить от другой, сохранив при этом целостное видение картины и не принеся в жертву какие-то ключевые части повествования.

При этом – саму эту картину тоже не получается назвать самостоятельной, на что лично я (подозреваю, что не я один) очень надеялся. Мы имеем дело не с обособленной историей, а с тем же самым, чем в прошлом году являлась лимитка «Man of Steel» – своеобразной «Новой Надеждой» в очередной комиксной саге, за которой последуют ещё как минимум два эпизода. Это, пожалуй, именно то, что расстроило меня больше всего. «HoX/PoX» не дарит ощущение «точки», или даже «точки с запятой». Что он дарит, так это анонс шести онгоингов на последних страницах заключительного номера, в которых и без того насыщенная и протяжённая история продолжит своё развитие. То, насколько этот анонс критичен, зависит от одного простого нюанса – насколько важна будет каждая отдельная серия для понимания общей картины? Если достаточно будет читать лишь основной онгоинг Хикмана – ладно, так уж и быть. Но если ребята, стоящие за «Dawn of X», всерьёз пытаются заставить меня читать серии со сценаристами типа Тини Ховард и польским рисунком – пришло нам время прощаться.

Однако минусы ограничиваются не только организацией. К Хикману, как к писателю, тоже появились некоторые вопросы. Самый главный из них – насколько радужными он видит перспективы нынешней «нации мутантов»? Дело в том, что любой знакомый с историей человек прекрасно понимает – долго такая страна едва ли протянет. Лично я отчётливо вижу в Кракоа аналог той ситуации, что была у нас в 1917-ом году. Мутанты достигли своей цели – вышли из под человеческого гнёта. Главная историческая проблема их новой страны решена. Пора как-то дальше жить и, желательно, процветать. И вот тут возникает загвоздка. Сформированное коалиционное правительство состоит из членов фракций, взгляды которых диаметрально противоположны. Основная идея, которая могла служить точкой пересечения их интересов – фактически убрана с доски. А видение «процветания» у каждого своё. И вот мы имеем Хавьера, Магнето, Циклопа, Апоколипса, Синистера, Фрост и прочих «лидеров мнений», запертых на Кракоа, как крысы в бочке. Сможет ли прийти такое количество людей, которые привыкли жить по законам военного времени, к какому-то мирному компромиссу, касательно будущего их нации? Шансы сами можете прикинуть. Скорее всего – в этой ситуации произойдёт третья «Гражданка». А мало какая гражданская война проходит без иностранной интервенции. И если у советской России ещё были какие-то пересечения с окружающим миром – у Кракоа их нет, по определению. Весь оставшийся земной шар – их эволюционные враги. Масштабы и цели интервенции, скорее всего, тоже будут соответствующие. Иными словами, полный геноцид мутантов, как вида, в ситуации с Кракоа – не вероятность, а практически решённый вопрос.

И тут хочется спросить Мойру (а следовательно – Хикмана) – чем ты, дура, думала? Ты прожила тысячи лет и десяток жизней. У тебя есть, как минимум, два примера провалившейся попытки создать подобное националистическое государство, не считая реальных, исторических. И лучшая идея, что пришла в твою голову – повторить опыт предшественников, но в ещё более радикальной форме, с выдвижением ультиматума и требований всему миру? Ты потому Дестени оживить не хочешь, чтобы не расстраиваться от осознания ваших перспектив?

Возвращаясь к тому, с чего я начал – для меня всё держится на одном тезисе, который я постоянно прокручивал в голове, как мантру, пока читал: «Хикман – умный мужик». И малейшее доказательство ложности этого утверждения станет той каплей, после которой я решительно скажу: «No more». Если прибавить к этому чисто субъективные, фанбойские претензии (как он вообще Шторм пишет?) – картина станет вовсе печальной.

Однако, при всём при этом, уже сам факт того, что еженедельник заставил меня поднять подобные вопросы – знак, что «HoX/PoX» действительно качественный комикс. Взятые по отдельности, «PoX» #3 и «HoX» #4 – вообще шедевральны. Объективно – он заслуживает внимания и ознакомления, если сеттинг и мир вас интересуют. Субъективные оценки, хорош он или плох, можно будет выносить тогда, когда Хикман закончит свою очередную сагу. То есть – через несколько лет. Хорошо устроился дядя, ничего не скажешь.

Spider-Man #1

Антон Бордуков

Анонс этого комикса на какое-то время всколыхнул новое обсуждение о том, кому стоит давать писать комиксы, а кому нет. Так, например, Джон Лэйман, сейчас работающий над отличным комиксом Outer Darkness для Image, не упустил возможность пожаловаться. Дескать, “в Marvel долго морозились с моим питчем, а вот Абрамсам дали зелёный свет потому что имя громкое, будто они так много сделали для индустрии!”. Лучше бы с тем же рвением отстаивали неоднократно высказанную позицию “комиксы — для всех”.

В кого же метит комикс четы Абрамс и Сары Пикелли? По наблюдениям — в тех подростков, которым лишь бы “мрачнее, да эджовее”, потому что подобных экзерсисов в Spider-Man #1 наложили нехилую горочку: ультражестокость с весьма наглядным отображением открытого перелома, убийство ключевого персонажа (Мэри Джейн утрамбовали в фигуральный холодильник), заросший однорукий Питер Паркер в многолетней депрессии, отказывающийся от прежних принципов. Сценарий первого выпуска наступает в такое количество избитых приёмов, от которых не столько возмущаться хочется, сколько закатывать глаза.
Зато повествование — абсолютно киношное. Сцена, в которой сын Паркера защищает паренька от школьного задиры по исполнению напоминает раскадровку для сториборд, так ещё само действие очень “по-киношному” осталось за кадром. Такое можно понять, читая комиксы Миллара — он их пишет, чтобы успешно продать права на экранизацию. Здесь ситуация обратная: в комиксы пришли “киношники”, которым это и не нужно, иначе зачем весь “дауншифтинг”, но с киноязыка на язык комиксный перестроиться — по очевидным причинам — не получается.

Также “не получается” и с рисунком. Сара Пикелли хуже рисовать, к счастью, не стала. Однако без Джастина Понсора её рисунок потерял былую привлекательность и выглядит уже не так цепляюще.

Первый выпуск лимитки вызывает стойкое ощущение “здесь уже всё понятно, следить тут не за чем”. Единственный вопрос, который хочется задать — исключительно архивный. “А почему Spider-Man?”. Почему не какой-нибудь Spider-Man: Legacy? Ведь это очевидно элсворлд-лимитка, никакого отношения к 616-ой Земле не имеющая. Лишь нумерацию томов запутываете.

 

The Green Lantern #12

Евгений Степин

За всеми этими криками о гениальности некоторого автора, мы, кажется, стали забывать, кто тут был настоящим, всамделишным гением последние 20+ лет. Я считаю, что это непростительная ошибка, которую нужно срочно исправлять. Так что, разнообразия для и справедливости ради, я напоминаю: Моррисон – гений. А весь «первый сезон» «The Green Lantern» – очередное подтверждение этой аксиомы в очень длинном списке точно таких же подтверждений.

Первое, что мне нравится в «Фонаре» – с точки зрения организации и позиционирования, с ним всё понятно. Грант сделал ровно то, что обещал. Это ежемесячный онгоинг, первый кусок которого состоит из двенадцати номеров и концентрируется на коротких, насыщенных зарисовках из жизни космо-копа, с едва заметным «сквозняком». Все, кого на стадии анонса привлёк тезис об «обособленности» номеров – смело читайте серию. Единственное исключение, которое того стоит – #10-ый и #11-ый выпуски, образующие одну арку. Если забыть про них – рассказы получились настолько разношёрстными и неоднородными, что подобный «винегрет» стал главным минусом серии. В какой-то момент ты оказываешься настолько увлечён знакомством с новыми концепциями и красочными приключениями, что совершенно забываешь про главную сюжетную линию, встречая её возвращение удивлением, а затем отрицанием. Не только потому, что солянка из кучи коротких историй тебя радовала, но и потому, что совершенно забыл про то, с чего там всё начиналось.

А вспоминать – дело, прямо скажем, непростое. В отличие от более примитивных наркотиков – к писанине Моррисона толерантность не вырабатывается в принципе. Хоть всё его творчество изучи – новый комикс Гранта всё равно будет для тебя как первый, вызывая всё такой же культурный шок. Если Хикман любит разжёвывать свои концепции по две страницы, то с Моррисоном – ты либо на одной волне, либо перестаёшь заниматься сёрфингом. Читать и понимать «Фонаря» иногда действительно сложно, и требует определённых мыслительных усилий. Хорошие новости в том, что эти усилия целиком окупаются. Как только способ мышления Гранта начинаешь понимать – испытываешь настоящий восторг от того, насколько круто и изобретательно всё это написано.

Ну и конечно – картина не была бы полной без Лиама Шарпа. Эти двенадцать номеров, пожалуй – вершина его мастерства на данный момент. Абсолютно всё в «Фонаре» нарисовано не только с душой, но и с нехилым уровнем «скилла». Дизайны существ и декораций впечатляют не только своей изобретательностью, но и объёмом проделанной работы. Смотря на определённые страницы, задаёшься вопросом – как давно Лиам начал трудиться над онгоингом? Мои предположения колеблются от года, до трёх лет. В независимости от реальных цифр – я чертовски впечатлён этим человеком. Очень может быть, что это лучший визуал в комиксах на данный момент.

Самое сладкое – серия даже на перерыв, де-факто, не уходит. Уже в следующем месяце нам предстоит читать лимитку «Blackstars», про всё того же Хэла Джордана, который будет заниматься всё той же космической борьбой с преступностью, пусть и в новых, зловещих условиях. А после её завершения, я надеюсь – официально вернётся и сам онгоинг, с обещанным «вторым сезоном». Иного варианта DC допустить просто не могут, ведь «Фонарь» – самое самобытное, весёлое и уникальное, что есть в супергероике сегодня

 

Batman Universe #3

Антон Бордуков

Понимайте как хотите, но Бендис пишет очень балдёжного Бэтмена. Возможно сказывается то, что он его пишет совершенно не так, как кто угодно это делал за последние лет семь. Может быть эффект достигается из-за чертовски крутого Ника Деррингтона, рисующего этот тайтл от и до. Вполне вероятно, имеет место клинический случай, когда Бендис совершенно не заморачиваясь пишет первое, что на ум придёт. А может быть он просто, в первую очередь, развлекает себя и художника, а читательский кайф — явление остаточное.

Самое важное, на мой взгляд, что здесь вообще есть — это единство Бэтмена со Вселенной. Комикс, несмотря на то, что он вроде бы живёт в вакууме и обособлен от магистрального континьюити, не стесняется помещать Бэтмена в различные уголки вселенной DC. Особенно в такие, к которым в бэт-комиксах вроде бы принято не обращаться.

Бендис и Деррингтон, начиная со стандартной погони за Риддлером, отправляют героя то в пригородные районы (обязательно днём!), то устроят тим-ап с Зелёной Стрелой, то забросят Тёмного Рыцаря на Танагар, где он примерит на себя высокотехнологичные крылья, то вместе с Зелёным Фонарём полетит к динозаврам. Экскурсионный охват комикса весьма широк. И хоть Batman Universe редко задерживается на одном месте — возможно, здесь сказывается формат историй для Уолл-Мартовских сборников — это лишь работает на высокую динамику повествования.

Комикс в принципе выходит очень насыщенным: за один выпуск Бэтмен умудряется вляпаться в передрягу, выйти из неё, по пути блеснув остроумием и направиться к дальнейшим приключениям. Всё это контекстуализировано сквозным сюжетом и последовательно шагает от точки А до точки Б, чтобы затем от точки Б перейти к В и так далее.

Фактически же, ключевое отличие Batman Universe от подавляющего большинства современных бэт-комиксов заключается в жанровой специфике — это комикс-приключение. Не комикс-метафора, как Batman: The Last Knight on Earth, использующая приключение как средство передачи этой самой метафоры, а произведение, где приключение и есть самоцель. С яркими локациями, остроумными диалогами (главное не забывайте, что речь всё ещё идёт о Бендисе), насколько это возможно — нетипичными ситуациями при весьма пунктирном сюжете, изобилии фансервиса (много разных бэт-образов) и общем приподнятом настроении духа.

Если вас уже задушило то, что сейчас происходит с Тёмным Рыцарем в комиксах DC, то попробуйте дать шанс Бендису и Деррингтону. Вдруг зайдёт?

 

Flash Forward #1

Евгений Степин

Продолжая сегодняшнюю тему с объявлением чьего-то превосходства: Уолли Уэст – лучший Флэш. Сколь угодно пытайтесь – в обратном вы меня не убедите. Все лучшие раны, все главные моменты в современной истории мира Алого Бегуна – все они были про Уолли. Как уже подмечал Антон – Уолли настолько крутой спидстер, что большинство его характеристик перекочевали к Барри, после New52, за неимением лучшей альтернативы. Самого Уолли, при этом, списали со счетов. А недавно – прямо кардинально списал со счетов Том Кинг, сделав убийцей и сумасшедшим. Что особенно характерно – и то, и другое, было сделано к месту. Худо-бедно, но Кинг задал Уолли новый вектор движения, вписывающийся в его современный образ, которому его долгое время не хватало. Дальнейшее его продвижение в этом направлении выпало на долю двух достаточно посредственных ребят – Скотта Лобделла и Бретта Бута. И удивительно, но, судя по первому выпуску, у них есть шансы справиться с задачей.

Первый номер «Flash Forward» даёт лично мне, как фанату героя, именно то, что требуется – собственное супергеройское приключение Уолли. Без изысков, без какого-то новаторства. Просто – добротный, увлекательный комикс, целиком посвящённый Уэсту. Даже Бут, кажется, отложил в сторону своё неумелое подражание стилю Джима Ли, продемонстрировав крепкий, приятный рисунок, напоминающий позднего Марка Багли. Сюжет, ожидаемо, фокусируется на последствиях инцидента, произошедшего в «Heroes in Crisis», быстренько показывая душевные мучения героя и раскаяние в непреднамеренном, ужасном поступке, что он совершил. А после – тут же закидывает в водоворот очередного «кризиса», оставляя вопрос его разрешения целиком на плечах Флэша, попутно вешая на стену парочку невероятно интригующих сюжетных ружей, на выстрелы которых лично мне крайне интересно полюбоваться. Никаких прорывов и революций здесь, конечно, не предвидится, но сам факт того, что эти два автора смогли написать что-то добротное про персонажа, которому добротные комиксы сейчас необходимы – маленькая победа. Искренне надеюсь, что ей дело не ограничится

Justice League #33

Антон Бордуков

Вы когда-нибудь задумывались “а что может мотивировать Монитора и Анти-Монитора”? Скотт Снайдер и Джеймс Тайнион IV, по всей видимости, посчитали, что эти абстрактные примордиальные сущности обязательно должны не просто принимать участие в мультивселенской заварушке, но и обладать серьёзным морально-этическим компасом. Ведь бытие хтонического существа — это недостаточно внушительно и эпично, необходимо чётко понимать, на чьей стороне оно хочет сражаться.

Клоунада имени “хотим как Хикман, но не понимаем, в чём заключался успех его рана на Мстителях/Новых Мстителях” продолжается уже третий десяток номеров и грозится вылиться в ивент Кризисного уровня. Самое ужасное здесь то, что комикс плохо работает и как блокбастер — слишком много болтовни и слишком мало действия, и как фансервис, направленный работу с персонажами. Тошные диалоги, в которых персонажи дублируют текстом свои же собственные действия и изливаются многотонными монологами по поводу и без — это совершенно не уровень серии, которая посягает на лавры флагманской.

Событийно тоже творится какое-то пространственно-временное шапито. Три брата-акробата (Монитор, Анти-Монитор и Кузнец) единоразово сливаются в одного большого Вольтрона Ультра-Монитора и сражаются со злой-презлой матерью-создательницей мультивселенной. Звучит как фарс и абсурд, но комикс словно сам не хочет этого признавать и ломает об колено любые попытки посмеяться над самим собой, делая невероятно серьёзное лицо.

Хотя, чего ещё можно было ожидать от комикса, с абсолютно неироничным видом задающим вопрос в духе “а какое моральное право имеет создатель мультивселенной на [подставить любое действие]”.

 

SFSX #1

Евгений Степин

Главное, чем примечателен «SFSX» лично для меня – он окончательно подтверждает мою гипотезу. Современное руководство DC – мерзкие ханжи, которым плевать на содержание комикса, если в нём есть демонстрация человеческой наготы. В этой серии нет абсолютно ничего настолько провокативного, чтобы её отменить, кроме того, что уже было в отличных «Batman: Damned» и «Second Coming» – пениса. DC боятся члена, как вампиры креста, и старательно выкорчёвывают все его изображения отовсюду, откуда только можно. Это было бы смешно, не будь это так грустно. Ведь «SFSX» – тоже вполне неплохой комикс.

При этом – у него есть одна громадная проблема, которая имеет шансы определить вообще всё его будущее, поставив крест на достоинствах. Хребет истории – противостояние группы «борцов за свободу» карикатурно-тоталитарному режиму, выдвигающему карикатурно-дурацкие требования для граждан. В этот раз – секс-работники борются с правительством, которое де-факто запретило секс в современной Америке. Это настолько наивная и детская дистопия, что даже критиковать её бредовость не нужно – всё ясно из определения. Однако, если сделать колоссальное усилие воли и пройти мимо этой задумки, закрыв на неё глаза – читать «SFSX» вполне себе интересно. Более того – комикс ломает некоторые жанровые клише, сформировавшиеся в последнее время. Например – злым диктатором здесь является женщина, а протагонистом становится не дерзкий бунтарь, а более чем конформный «раб системы», вынужденный примкнуть к оппозиции. И даже реально интересные авторские решения есть – за «экшен» в комиксе отвечают сцены совокупления. Согласитесь – это круто.

Но больше всего, конечно, подкупает бэкграунд автора. Тина Хорн вела подкасты, писала книги и статьи, а также участвовала в гражданском активизме, связанном с секс-работой. Она не только знает, о чём пишет, но и даёт возможность реальным профессионалам этой сферы поделиться с нами опытом и информацией в дополнительных материалах в конце выпуска. Обычно, я бы не стал уделять этому такого внимания, сказав, что те времена, когда подобные темы были строго табуированы – уже в прошлом. К сожалению или к счастью – DC очень вовремя меня в этом разубедили. Посему, уже из-за одного факта прямого и честного разговора о самых насущных вещах, который ведёт этот комикс – я настоятельно рекомендую его к ознакомлению. Вполне возможно, что он станет той самой вещью что сломает лично ваш шаблон о сексе и всём, что с ним связано.

 

Spider-Man #1

Степин: Очень крутой первый номер, сумевший не только привлечь меня качеством своей написанности/нарисованности, но и удивить сюжетным поворотом. Я не знаю, какой из Абрамсов несёт большую ответственность за его качество, но если сын – у парня талант не хуже, а то и лучше, чем у папки.

Batman/Superman #2

Бордуков: Уильямсон начал рассказывать примерно ту же самую историю, что и Снайдер в Batman Who Laughs, только вместо Бэтмена заражается Супермен. Удивительно, насколько громко это кричит о творческом банкротстве писателя.

Superman #15

Степин: С одной стороны – номер очень эпичен и невероятно увлекателен. С другой – «птичку» жалко. Бендис, за выделенное ему время, успел прописать персонажа так хорошо, что уже и избавляться от него не хотелось, как это было раньше.

Marvel Comics #1001

Бордуков: Сборник несмешных анекдотов, среди которых внимания достойны разве что страницы Юинга и Спенсера с Либером. 

Nomen Omen #1

Степин: Сумбурный и сбивчивый комикс, который, тем не менее, имеет шанс стать лучше в будущих номерах. Автор, кажется, действительно заинтересован в том, чтобы нас увлечь

Harleen #1

Бордуков: “Степан Шеич на минималках”. Можно ещё пошутить, что это PG-13 Sunstone, но пожалуй будет слишком в лоб. В остальном: весьма неплохо, а некоторые ситуации и вовсе весьма нестыдные. Например происхождение клички “Харлей” и диалог с Дентом — и вовсе даже неожиданно остроумно написаны. Мы ещё успеем устать от Харли в Black Label, поэтому спасибо, что она зашла с приятного комикса.

Степин: Это не плюс и не минус, а скорее констатация факта – это чистый женский роман, под прикрытием супергероики. Кому-то это придётся только по вкусу, и я за них рад, однако сам продолжать чтение не стану.

Inferior Five #1

Бордуков:  Комикс, который можно описать фразой: “я недавно перечитывал Invasion и всё равно не въехал”. Гиффен и Лемир так и не смогли убедить меня в том, что этот комикс имеет хоть какую-то ценность.

Batman #80

Степин: Том Кинг наконец пробил дно. Бэтмен использует жизнь своего сына как разменную монету. Ну а зачем он нужен, когда новая женщина появилась, правильно?

The Riddler: Year of the Villain #1

Бордуков:  Прикольный ван-шот, протаскивающий Риддлера через спонтанный кризис среднего возраста и обещающий серьёзное изменение статуса-кво для Эдварда. Не уверен, что у этого решения будет большие и красивые последствия, но Рассел пишет уже второй неплохой комикс для злодейской инициативы. Весьма недурно.

Blade Runner 2019 #3

Степин: Интересный, хоть и довольно блеклый комикс по лицензии. Если хотите ещё раз погрузиться во вселенную – смело открывайте.

Coffin Bound #2

Степин: Крутая серия с нестандартной концепцией, отличным рисунком и классным подходом автора к написанию диалогов. Отдельные номера наполнены достаточно, чтобы серию можно было читать ежемесячно.

House of X #4-6
Powers of X#4-6

Бордуков: Я не знаю, кого мы должны благодарить за Джонатана Хикмана, но кто бы ты ни был — спасибо!

Everything #2

Степин: Достаточно странный, хоть и весьма интригующий хоррор с остро-социальной темой и креативным подходом к визуальной подаче истории.

Strange Skies Over East Berlin #1

Степин: Из серии – «ничего непонятно, но очень интересно». Рисунок, как минимум, приятный.

Комментарии