Комиксы Недели #130 30 августа — 6 Сентября 2019

1 136

Часы Судного Дня и история жизни Человека-Паука

Legion of Super-Heroes: Millennium #1

Евгений Степин

«Миллениум» – уже второй около-ивент Брайана Майкла Бендиса в этом году, который я вроде как оправдано хайпил. Как и в случае с «Левиафаном», всё в нём с виду было складно и ладно. Небольшая основная серия, плавная, интересная подводка, интригующие глобальные последствия и отличные художники. Чего ещё надо? Хорошего сценария, разумеется. И Бендис за прошедший год непрерывно доказывал, что он такие делать умеет. Более того – не просто умеет, но делает. Делает и в «Левиафане», и тут. Но хоть убей – чего-то не хватает.

«Миллениум» и выглядит, и читается отлично. Плавное повествование, съедобные диалоги, интересно написанные персонажи, каждый со своим выраженным уникальным характером. Всё есть. Но всё, почему-то, пролетает мимо цели. Дело тут в том, что быть просто хорошим для события, даже такого небольшого, недостаточно. Событие должно быть крутым. Желательно – супер-крутым, чтобы поджилки дрожали от зашкаливающего уровня адреналина в крови. Никакие взрывы, смерти важных персонажей и прорва действующих лиц тут не нужны – того же самого эффекта можно добиться одним лишь увлекательным рассказом. У Бендиса в обоих ивентах нет не только первого, но и второго тоже. Он просто монотонно повествует о в меру интересных случаях из жизни каких-нибудь героев. И всё. Со стороны это напоминает не художественное произведение, а компетентный отчёт с места происшествия, написанный грамотным языком. Такие ли ивенты нам нужны?

 

Окончательно убивает запал комикса не только его монотонность, но и предсказуемость этой монотонности. Абсолютно всё сколько то важное, что было показано в первом выпуске «Миллениума», угадывалось ещё на стадии анонса. Было очевидно, что Бендис вводит Шип не просто так. Очевидно, что Терри МакГиннес появится в одном из сегментов и поговорит с протагонистом. Очевидно, что реально склеивать версии будущего вселенной DC никто не будет – ограничатся пробежкой по ним в хронологическом порядке, чтобы создать видимость последовательности. Сюрпризов или «вау»-моментов просто нет. Это всё ещё неплохой уровень, но совершенно точно не тот уровень к которому нас готовил Бендис своими комментариями. Кто знает, может с полноценным стартом онгоинга что-то изменится?

Spider-Man Life Story #6

Антон Бордуков

Чип Здарски написал «любовное письмо» Человеку-Пауку. В принципе – на этом можно было бы и закончить: если вы фанат или просто неровно дышите к персонажу, то скорее всего и без того знаете, за что эту лимитку можно любить. Так как ни к фанатам, ни к неравнодушным мне себя отнести сложно, то и причин именно «любить» этот комикс я нахожу сильно меньше, чем хотелось бы.

С одной стороны, Здарски умудрился действительно удачно и ёмко вместить всю нелёгкую жизнь Паркера в единый таймлайн, где персонаж живёт, стареет и с годами набирается не только опыта, но и копит горечь сожаления. С другой стороны, решение отвести по одному номеру на декаду оставило не так уж и много простора: зачастую история видится сумбурной и поспешной, пытающейся уместить гораздо больше, чем этого позволяет выбранный формат.

Помимо этого, есть вопрос к пропорциям историчности: комикс делает слишком большой упор на том, чтобы вобрать в себя все самые значимые моменты истории Человека-Паука, но слишком малый – на временные особенности отдельного десятилетия. Комикс с ними обходится чертовски избирательно. Если в первом номере затрагивается тема Вьетнама и даётся интересная затравка для Капитана Америка, то дальше разве что упоминается 11 сентября и то – вскользь и осторожно.

Эти самые «значимые моменты», конечно, были весьма добросовестно ремейкнуты, но вместе с тем – Life Story умудряется «терять» персонажей. Рид Ричардс, играющий достаточно важную характерообразующую роль, в один момент просто-напросто теряется где-то за кадром, а учитывая, что последняя декада имеет отношение к Думу – это моментально становится чем-то дешёвым и ленивым.

Не имею ничего против Марка Багли. Этот человек – довольно знаковый для Человека-Паука художник, поэтому говорить, что он здесь временами находится «не в своей тарелке» будет глупо, согласитесь? И не сказать, что он плохо справился, но отовсюду торчат уши упущенного потенциала. Возможно, будь у этой лимитки чередующиеся художники и каждое десятилетие имело свой чёткий стиль, отсылающий к временной эпохе (поставить Багли на выпуск про 2000-е – золотое решение, в таком случае) и комикс бы от этого только выиграл. Как минимум в концептуальности.

Но всё вышеперечисленное – скорее придирки, нежели серьёзные претензии к комиксу или его проблемы. «Spider-Man: Life Story» это по большей части складный комикс, за которым можно провести приятный вечер. Может быть не веха в печатной истории персонажа, но иногда достаточно и чего-то просто хорошего.

 

Doomsday Clock #11

Евгений Степин

Цитируя Гари Фрэнка – оно существует. Четыре месяца спустя, мы таки держим в своих руках предпоследний номер «Doomsday Clock». Главный вопрос – нужен ли он вообще кому-то, спустя всё это время? Тем более на фоне Джонатана Хикмана, написавшего сопоставимую по размаху и серьёзности историю, которую можно читать еженедельно? И речь сейчас не только о читателях, но и о редакции и руководстве DC, которые совершенно точно увели свою вселенную в абсолютно другую сторону. Нужен ли этот комикс посреди всей этой какофонии, при гарантированном отсутствии весомого вклада в общую, глобальную картину? С удивлением для самого себя, я обнаруживаю, что ещё как нужен. И даже больше – его стоило ждать всё это время.

 

Одиннадцатый выпуск «Часов Судного Дня» – совершенно точно лучший выпуск серии. И всё благодаря одному важному качеству, которое выносит его за рамки конвейерной супергероики, превращая в самостоятельное художественное произведение. В «Часах» Джефф Джонс не просто заигрывает с временными линиями и превращает их непостоянство в невероятно удачный повествовательный механизм. Он заставляет персонажей осознать существование этого механизма и то катастрофическое влияние, что он оказывает на их мир. Иными словами – он не просто оповещает героев о парадоксе, но даёт им понять, что этот парадокс выходит далеко за пределы их собственной компетенции. При этом – комикс не превращается в очередное экспериментальное взаимодействие с четвёртой стеной, оставаясь цельным, «классическим» художественным произведением. По большому счёту – «Doomsday Clock» уже даже не просто комикс про супергероев. Это комикс про супергероев, супергероику и феномен её непрекращающегося существования, как таковой.

Но даже это не та главная, отличительная черта, что выделяет «Doomsday Clock» на фоне вообще всего, что писалось о супергероях. Главное в нём – то, как писатель комментирует весь этот феномен «нескончаемой битвы». Обычно, если автор мельком пробегается по подобной теме, то сводит её к хэппи-энду, с воодушевляющей надписью «never the end». Джонс выкидывает это заплесневелое клише из окна. Вы когда-нибудь задумывались, каково это – застрять в бесконечной петле, где каждое твоё действие имеет минимальную отдачу и влечёт за собой лишь ещё одно бессмысленное, отчаянно-беспомощное действие? Задумывались над тем, какая это сокрушительная, доводящая до безумия экзистенциальная агония? Именно в этом порочном круге увязли наши герои, вместе с «шизофреническим обществом, одержимым супер-силами и костюмами». Насколько счастливым покажется подобное бытие, когда ты, наконец, осознаешь всю его страшную правду? На что ты пойдёшь, чтобы, наконец, обрести покой? И будет ли героизмом поступок того человека, что попытается удержать тебя в подобном состоянии? Точно ли это героическая «never-ending battle»? Или всё-таки куда более прозаичная «irreversible fight»?

Джонс последовательно задаёт все эти, и многие другие вопросы, таким образом формируя идеологически идеальный сиквел-антипод «Хранителей», которому остаётся один единственный, последний рывок (который, надеюсь, случится в декабре), чтобы войти в историю. А может и нет. Быть может, я всё это придумал. «You see what you want to see», правда?

Absolute Carnage #1-2

Антон Бордуков

По прошествии половины 2019 года, хочется отметить, что на Marvel он, кажется, подействовал довольно оздоровительно. Не считая парочки относительно скандальных случаев вроде «открытого письма» Сины Грейса, дела идут в общем-то неплохо. Одним из факторов в этом «неплохо» являются наши “любимые” глобалочки – они, в общем-то, не провальные и весьма приятные!

 

«War of the Realms» хоть и стал очень важным водоразделом, подводящим черту под отличным раном Аарона на Торе, но отметилось событие кое-в-чём другом, а именно – оно смогло хорошо развлечь! Правда там, где «War of the Realms» делал это через эпичность и масштаб (хоть и ощущавшийся не везде и не всюду), то «Absolute Carnage» в качестве метода выбирает висцеральный ужас.

Разумеется, прям совсем-совсем на территорию «Immortal Hulk» это событие ещё не заходит, но местная интерпретация Карнажа и его симбиотов-культистов – уже само по себе весьма отталкивающее (в хорошем смысле) зрелище. Чтобы вы примерно понимали, с каким уровнем «брутальности» и «хоррора» мы имеем дело: Клетус Кэссиди разрывает себе грудную клетку, достаёт оттуда симбиотических червей и вальяжно расхаживает по тюрьме, раскидывая их и заражая заключённых.

Стоит признать, что насколько бы животрепещуще ни были написаны подобные сцены – они бы вряд ли настолько ярко заиграли своими красками без художественного таланта Райана Стегмана. «Venom» и вся связанная с ним деятельность, можно сказать, раскрыли потенциал ранее не то, чтобы примечательного художника. Донни Кейтс, хоть и в соавторстве, уже имел опыт в написании комиксов-событий – достаточно вспомнить Damnation – но для Стегмана это буквально его звёздный час.

Безусловно, после двух выпусков выводы не делаются – надо подождать финала, в котором некоторым персонажам обещают «судьбу хуже, чем смерть», но если «Absolute Carnage» будет успешен, то Marvel в этом году выстрелит сразу двумя хорошими глобальными событиями дуплетом. А это воодушевляет.

Marvel Comics #1000

Евгений Степин

 

У меня есть полезная привычка всё делать за один подход. Это касается и чтения комиксов. Размер не имеет никакого значения. Двадцать страниц или двести – я, во что бы то ни стало, их прочту за первый же присест. Так я поступал чуть ли не всю свою сознательную жизнь. Но этому сборнику удалось меня сломать. Спустя какое-то время я остановился, чтобы посмотреть, сколько осталось страниц до конца. Увидев, что остаётся половина, я очень грязно выругался, вышел на улицу покурить, заварил чаю и только тогда принялся за остатки. И это единственная причина, по которой я таки решил написать о «Marvel Comics #1000». Я убил на него кучу времени и нервов, и очень хочу заставить себя поверить, что я сделал это не зря.

Если у вас нет какого-то окольного пути, типа моего, который придал бы дополнительное значение прочтению комикса – ни в коем случае не прикасайтесь к этой книжке. Это девяносто страниц чистой боли и ада, визуального и смыслового, которые не оставляют после себя ничего, кроме чувства внутренней опустошённости. Это тот самый случай, когда предвзятость действительно может сыграть вам на руку, а уж причин для предвзятости просто куча. И я даже оставлю в стороне самую очевидную, которая про то, что этот фейковый «тысячник» выпускается исключительно в погоне за хайпом на четырёхзначные числа. По итогу – мне бы было на это абсолютно наплевать, стань оно поводом для хорошего журнальчика.

Но ведь нет – «тысячник», это такой комикс, который нужно было забраковать ещё на уровне задумки. Кому, мать вашу, пришло в голову, что делать антологию из восьмидесяти историй на одну страницу – хорошая идея? Кто этот великий разумист и знаток редакторского дела? Неужели непонятно, что произойдёт либо одна из следующих вещей, либо все эти вещи сразу? Либо сценарист напишет слишком много (запихнуть хорошую историю на одну страницу очень трудно), либо слишком мало (один рисунок займёт всю страницу, а такому место в арт-буках), либо слишком пусто (зачем мне тратить время на «воду»?), либо слишком «смешно» (вы когда-нибудь слышали восемьдесят плохих анекдотов подряд?), либо решит не париться и запихнёт тизер к своей будущей работе (так сделал Хикман, так что тут без негатива). Так мало этого – вы решили усложнить людям задачу и привязать каждую страницу к какому-то году и комиксному событию, что тогда произошло. Ведь было невозможно догадаться, что авторские желания и хронология будут конфликтовать, и куча важнейших событий в истории вашего издательства не попадёт в сборник, правда?

Всё вышеописанное – чистая, незамутнённая суть этого комикса. Стены текста сменяются страничными рисунками, безвкусные шутки сменяются нудными тирадами о «правде и справедливости», а двухчасовые поиски смысла во всей этой каше так и не приводят хоть к чему-то определённому. Забудьте про якобы важную сквозную историю. Потому, что вы буквально про неё забудете, когда будете продираться сквозь очередные десять страниц графомании каких-то ноунеймов, по каким-то причинам оказавшихся в важном юбилейнике. И господи упаси вас тратить на это убожество десять долларов. Даже не сомневайтесь, что «Marvel Comics #1000» отправится на свалку истории сегодня-завтра, как и его куда более достойные предшественники, выпущенные DC. Лучше две копии «House of X» с разными обложками купите. Или вообще что угодно другое. Сами уж придумаете.

И кстати – что за гений троллинга позволил написать страницу про Карателя Мэттью Розенбергу?

Batman/Superman #1

Евгений Степин

Самое ужасное в случае с серией, у которой в заголовке стоят имена двух самых известных супергероев в истории – мне про неё нечего сказать. Это комикс. Его можно читать и разглядывать. Вы получите какую-то порцию удовольствия. Всё.

На этом можно было бы и закончить. Но это, вроде как, реально важный старт, так что попробую рассказать ещё что-нибудь. Например – было колоссальной ошибкой ставить на серию Джошуа Уильямсона. Главное его достоинство, как писателя – он умеет складывать буквы в слова и ставить их в ряд таким образом, чтобы по ним можно было пробежаться глазами и не почувствовать подступающий приступ тошноты. Кроме шуток – в 2019-ом году за это даже можно отдать деньги, если хочется прочесть какой-то комикс. Но это не просто какой-то комикс. Это комикс про двух важнейших персонажей всей комикс-индустрии, в котором начинается глобальная кроссоверная история, которая будет тащить DC оставшийся год. Ставить на первую арку такого онгоинга сценариста без буквы «А» в условном ранге – дать читателю понять, что вы, как издательство, не принимаете этот онгоинг всерьёз. И это ещё в лучшем случае. В худшем – у DC реально было больше некого поставить на такую серию, кроме Уильямсона. В этой ситуации – земля пухом.

Впрочем, если попытаться взглянуть на это назначение позитивно – может быть здесь просто был нужен какой-то не совсем стыдный писатель, который дал бы сценарную опору творчеству Дэвида Маркеза. Стоило ли оно того – вопрос, как мне кажется, дискуссионный. Маркез рисует очень прилично, но не настолько, чтобы оправдать персональный художественный уголок, где он мог бы играться с двумя самыми важными игрушками издательства. Временами его контуры кажутся такими пустыми, что, боюсь, убери из комикса калоринг – и он бы испарился прямо в наших руках. Но, поскольку он этого пока не сделал – у вас всё ещё есть время решить. Хотите ли вы тратить время на потенциально важный комикс с недурным визуалом и терпимым сюжетом? На самом деле, учитывая мизерное количество времени на прочтение – ничего не мешает вам хотя бы полистать первый выпуск и проверить.

House of X #2

Степин: Хикман гений.

Powers of X #2

Степин: Хикман гений.

Powers of X #3

Степин: Хикман гений.

House of X #3

Степин: Хикман гений.

Absolute Carnage #1

Степин: В принципе – вполне себе крепкое начало события. Арт Стегмана в этот раз слегка грязноват, а общие сюжетные закономерности репетативны, но даже при этом – стиль, взаимодействия персонажей и ощутимая атмосфера уязвимости не отпускают до самой последней страницы.

Batman/Superman #1

Бордуков: Что ожидал, то и получил – потрясающего Дэвида Маркеза и обычного Джоша Уильямсона.

Punisher Kill Krew #1

Степин: Это забавно. Это красиво. Никакой реальной альтернативы тому кошмару, что творится в онгоинге, лимитка не предлагает, но чисто как опциональное чтиво для любителей персонажа – более чем достойно.

Valkyrie #2

Степин: Если первый выпуск меня реально взбесил своей невыразительностью, то второй добавляет ровно столько экшена и интересных концепций в общую картину, чтобы дать мне возможность со спокойной совестью сказать, что при желании серию стоит попробовать.

Silver Surfer: Prodigal Sun #1

Бордуков: Питер Дэвид пришёл и показал всем, как надо писать диалоги под водой.

Event Leviathan #3

Степин: Вместо насыщенного триллера, «Левиафан» всё больше походит на хорошую шпионскую комедию. Последняя страница просто берёт золотую медаль. Показать изображённого на ней персонажа таким идиотом и, одновременно, настолько крутым – это нужно уметь.

Бордуков: Ивент уже перевалил за экватор, а событийность как была низкой, так ей и осталась. Плохо!

Superman #14

Степин: Главный урок, который преподаёт нам этот выпуск – никогда не верь обложкам. Это даже не столько про её замену и отзыв предыдущей партии, сколько про то, что никакого финала тут нет. Лишь небольшая передышка перед заключительной фазой этой длиннющей арки.

Superman’s Pal, Jimmy Olsen #2

Степин: Я сомневался во Фрэкшене, в чём теперь искренне раскаиваюсь. Умно, красиво, изобретательно, захватывающе и, наконец, РЕАЛЬНО СМЕШНО. Хочется верить, что одной этой серией Мэтт не ограничится.

Absolute Carnage: Separation Anxiety #1

Бордуков: Отличный и довольно криповый ваншот о том, как симбиоты семью поглощали.

Lois Lane #2

Степин: А вот на Раку я делал ставку, в чём тоже раскаиваюсь. Карикатурно-злые русские, феминистические (в самом худшем смысле этого слова) истины через страницу, фейковый Вопрос, клишированные коррупционеры и много чего ещё, чем можно было испортить комикс про Лоис. Всё в одном флаконе. За что?

Daredevil #10

Бордуков: Этот выпуск нарисовал Хорхе Форнес и он – восхитительный.

Action Comics #1014

Степин: Мне кажется, или Бендис и все остальные реально стараются структурировать комикс так, чтобы поляку приходилось «рисовать» как можно меньше?

The Warning #10

Степин: Посредственный рисунок, малосодержательные диалоги, трудноперевариваемая сюжетная начинка, путаное повествование… и просто потрясающий комикс в итоге. Главное – открыть первую страницу и постараться поймать нарративную волну. Жду не дождусь второго тома

Marvel #1000

Бордуков: Минуя шутку про потерянные выпуски, хочется сказать, что не считая парочки странных историй и не менее странных событий, отмечающих некоторые года (и опечаток – Стэн Ли не играл Наблюдателя, что бы ни говорилось в этом комиксе), Marvel выпустили потрясную антологию. Эла Юинга тут много и, судя по всему, его страницы здесь важны для будущего комикс-вселенной.

Комментарии