Комиксы Недели #129 1 — 8 Августа 2019

366

ЛЮДИ-ИКС.

Second Coming #1

Евгений Степин

Величайшая ложь во всей этой истории с Vertigo заключается в том, что импринт, якобы, умер сам. Что в нём, якобы, отпала необходимость. Что якобы другой баннер на обложке путает покупателей, отпугивая от продукта, спрос на который удовлетворяют и другие издательства, помимо DC. Всё это наглое враньё. Каждое из этих утверждений в пух и прах разносит один единственный комикс. Вот этот вот комикс. «Second Coming» – наглядное подтверждение тому, что Vertigo никогда не умирал. Его убили.

По синопсисам сразу и не скажешь, но «Второе Пришествие», на самом деле, не столько сатира на христианство, сколько воспевание достоинств фигуры в центре этой религии – того самого Иисуса. Можно быть самым атеистичным атеистом среди всех атеистов, но всё равно не получится с умным лицом спорить с тем, что Христос был весьма славным парнем, совершавшим преимущественно правильные поступки и говорившим преимущественно правильные вещи. Марк Расселл явно не относится к верующим, но ему хватает ума и писательского таланта, чтобы признавать очевидные достоинства главного героя своего произведения и, оглядываясь по сторонам, видеть вокруг себя то, что Иисус определённо бы попытался исправить. Об этом и рассказывает «Second Coming». Христос попал в наш мир, и оказался мягко говоря не в своей тарелке. Но нужно ли сыну божьему подстраиваться под изменившееся окружение, или окружению стоит попытаться дотянуться до его уровня?

 

Неожиданно, но Расселл настаивает именно на втором. Принимая это во внимание – может ли этот комикс кого-то оскорбить? Вообще-то – да, может. Большинство современных жителей развитых стран, культура и образ мышления которых тут высмеиваются гораздо активнее, чем что либо ещё. Критика в «Second Coming» – это именно критика нашего общества, а не какой-то там дурацкой книги. Но разве DC не отказались от него в первую очередь потому, что он мог нанести непоправимый вред психике особо религиозных представителей человечества? Ну, вообще-то, помня ситуацию с «Batman: Damned», у меня закрадываются другие подозрения. Так уж получилось, что в комиксе есть аж целое дерево, увешанное плодами фаллической формы. Всё. Других причин для отмены и перехода серии в стан Ahoy я найти не могу. Фишка в том, что ни у Ahoy, ни у нынешних DC в помине нет «родных» комиксов, похожих по задумке и качеству её исполнения на «Пришествие». Где они были? Вы и без меня прекрасно знаете.

Flash #75

Антон Бордуков

Чуда не случилось, “фокус” не произошёл: Уильямсон завершил в целом скучную, предсказуемую арку весьма скучным и предсказуемым образом. Как обычно — с Флэшем можно сделать столько всего интересного, а получается поверхностная жвачка. Очень не хочется входить в режим нёрда и начинать рассказывать прохладные истории в духе:

«Да одному только кольцу Флэша можно посвятить отдельный выпуск! Однако вместо этого — Барри собирает его как бы между делом, задвигая не вдохновляющий монолог об Айрис».

И ладно кольцо — оно тут просто как пример углубления в детали истории персонажа. Беда в том, что комиксу толком нечего предложить, кроме хорошего рисунка Говарда Портера.

Фансервис? Ну да, он есть — Уильямсон и Портер как бы хлопают читателя по плечу и говорят: «А помнишь, что в комиксах про Флэша когда-то было обширное семейство спидстеров? Так вот они — все здесь на крутом развороте, даже Портера снова подключили! А помнишь Year One про Уолли Уэста? Так у нас сегмент о прошлом в финале перетекает в начало той истории! И даже Музей Флэша восстановили! А вообще, помните Showcase #4? Там был и Черепаха и путешествия во времени — в новом ориджине они тоже есть!». Чудесно, в мой “гиковский нерв” вы попали, а что ещё может предложить этот комикс?

А предлагает он очередной уход в нарративную петлю, состоящую из: Барри в очередной раз понял — надо надо найти в себе надежду и вскоре отправился причинять другим людям эту самую надежду. Прекрасно понимаю, что я сам, вместе с комиксом, из раза в раз бегаю по кругу с одними и теми же тезисами, но к 75 выпуску это становится чем-то очень болезненным и щедрая охапка фансервиса уже никак не помогает. А уж тэглайн следующей истории “Спидфорс умирает!” и вовсе уже сейчас, с берега, воспринимается как контрольный выстрел в голову.

Batman: Curse of the White Knight #1

Евгений Степин

Не знаю, как вы, а я заранее поставил крест на сиквеле «Белого Рыцаря». Просто потому, что Шон Гордон Мёрфи – ещё один художник, который очень хочет, но не очень умеет писать. И в этом нет ничего страшного. Рисовать он всё ещё умеет, так что полистать его комикс не зазорно. Каково же было моё удивление, когда я совершенно случайно обнаружил, что прочитал первый выпуск от корки, до корки. Почему? Может Шон Гордон Мёрфи не умеет писать, но он определённо умеет учиться.

Судя по выпуску, над ошибками оригинала была проведена долгая и старательная работа. Например, над самой главной – над неосведомлённостью читателя об описываемом мире. Помните, как первый номер прошлого «Белого Рыцаря» сразу закидывал вас в ад параллельной вселенной, в которой Мёрфи чудил, как хотел? «Проклятие Белого Рыцаря» осознанно избегает этой промашки, целиком посвящая вступительный номер увлекательной экспозиции и знакомству читателя с новыми версиями знакомых героев, которые кажутся привлекательными с самых первых страниц. В номере нет вообще ничего лишнего, только самая важная информация о самых важных участниках готовящегося конфликта, показанная через призму полученного в первой части опыта. Можно было написать лучше? Можно. Но совершенно необязательно.

 

По итогу впечатление о Мёрфи складывается скорее не как о неуклюжем писателе, а как о весьма перспективном начинающем сценаристе, уровня того же Питера Томаси, которому слишком рано позволили слишком много. Ему не престижную мини-серию про альтернативную реальность писать надо, а небольшой ран на каком-нибудь из основных онгоингов, чтобы набить руку, а уже потом разворачиваться на полную катушку. Я даже уверен, что будь прошлогодний «White Knight» подкорректирован под основную вселенную DC и издан в каком-нибудь «Detective Comics» с качественной редактурой – мы бы получили арку, которая вполне могла бы стать классической. Но раз уж всего остального нам не светит – хотя бы редактора дайте ему нормального. От тех же абсолютно неуместных «s#!t» порой натурально глаза ест.

House of X #1

Антон Бордуков

Для комиксов Marvel наступила новая эпоха. Можно подумать, что это излишне широкое обобщение, ведь Хикман пришёл воскрешать и курировать мутантов, а не всю вселенную, а значит новая эпоха настала именно для комиксов о Людях-Икс. Возможно, но «Люди-Икс» это настолько громкое имя само по себе, настолько “вселенная внутри целой вселенной”, что ответ долго искать не надо — Хикман это не тот автор, который может ограничиться чем-то локальным. Впрочем, первый выпуск “House of X” вовсе не старается кого-то в этом разубеждать.

Можно было бы начать текст с фразы “это типичный Хикман” и всё стало бы кристально ясно с самого начала: комикс состоит из схемочек/ворлдбилдинга/событий гаргантюанского масштаба/пока всё не очень понятно, но вроде эпично. Это действительно комикс Джонатана Хикмана с ярким авторским почерком. Иногда даже слишком ярким и явным, ведь общий концепт “людское правительство и супергерои опасаются роста державы сверхлюдей, творящих чудеса” — это фактически содержание захода автора на Ultimates. В данном случае, чудеса не техногенные, а биологические, а Ксавье — не Творец, но визуально и эстетически они очень близки друг к другу.

Однако некоторая вторичность концепции здесь совершенно не мешает: сверхдержава Творца ковалась где-то в параллельной вселенной, тогда как история мутантов создаётся прямо на наших с вами глазах в реалиях Земли-616. Немаловажно и то, что комикс, являясь огромной экспозицией для последующих работ Хикмана, структурирован очень последовательно и понятно. Схемы и инфодампы, объясняющие новое мироустройство, очень вовремя перебивают сцены комикса, объясняя контекст произошедших изменений.

Впрочем, “легко читается” применительно к Хикману — это очень относительное описание. House of X действительно вполне легко читается относительно его же Мстителей или Фантастической Четвёрки или других работ вне Marvel. Хикман в целом — автор скорее «технический», чем «повествовательный». Это не значит, что один аспект совсем затмевает другой, рассказчик из Джонатана всё ещё отличный. Просто специфика его работ такова, что они порой кажутся чересчур сложнее, чем они есть на самом деле или же слишком нагруженными.

House of X начался с обещания серьёзных перемен, большой тайны и не менее большого потенциала. Начало положено: фанатам Людей-Икс и неравнодушным к важным событиям мира комиксов людям предстоит провести интересную пару-тройку, а то и больше, лет.

Евгений Степин

Хикман – гений.

Но не будем забегать вперёд. Хикман в любом случае остаётся гением нарративного дизайна. Вопрос только в том – насколько широк обхват его гения. Назвать первую часть «House of X», в здравом уме и памяти, иначе как великолепной – просто не получается. Однако всего в этой истории шесть кусков, а то и двенадцать. И нет никакой гарантии, что целиком она будет также хороша. Всё зависит от одной, невероятно важной детали, которая должна склеить паззл – авторской позиции. Взглянуть на нынешнюю ситуацию в мире Marvel можно с двух сторон. И то, какую из них в итоге займёт автор – решит абсолютно всё.

С одной стороны – Хикман делает нечто действительно смелое, необычное и уникальное. Он превращает мутантов (в том числе и Людей-Икс) в то, что можно назвать «идеальным антагонистом». Это такой «злодей», действия и позиция которого предельно ясны, а то и симпатичны читателю/зрителю, но сторону которого он принять просто не может. Последний яркий пример чего-то подобного в гик-культуре можно найти в фильме другого гения, про столкновение двух видов и их сражение за господство над Землёй. Можете ли вы сказать, что поступки Дру-Зода были беспочвенны? Можете ли вы сказать, что у генерала был иной выход из положения, когда весь его народ находился на грани вымирания? Можете ли вы поставить себя на его место и почувствовать, что персонаж Майкла Шеннона, в общем-то, не сделал ничего, чего не требовала от него критическая ситуация? И при всём при этом – Зод был, и всегда будет для нас «злодеем». Потому, что реализация его планов подразумевает наше полное исчезновение. Примерно вот этим «Зодом» Хикман делает мутантов в «House of X». Если вы помните цитату из тизеров: «Когда два агрессивно настроенных вида делят одну среду обитания, эволюция требует адаптации или превосходства». Все мы знаем, к какой логической развязке пришёл конфликт Homo sapiens с неандертальцами. Держа его в уме – осознать, чем чревато сосуществование Homo sapiens и Homo sapiens superior достаточно просто. А, как мы помним, именно простое – гениально.

С другой стороны – Хикман гипотетически может сделать глупость, которую до него делал тот же Том Тейлор. А именно – малевать супермасистов-мутантов как героев дня, восставших против человеческого угнетения.

Теоретически – в этом есть смысл. Но стоит подключить интуицию на самом базовом уровне, чтобы понять, насколько это не подходит для комикса про группу, всю свою историю боровшуюся с этим самым супермасизмом во всех его проявлениях, и искавшую мирное разрешение межвидового конфликта. Более того – стоит начать представлять поступок мутантов в положительном свете, как вся история расходится по швам. Получается – люди правильно боялись и ненавидели мутантов все эти годы? На каких основах строится новое мутантское государство? На чисто физиологических? Получается, все шестипалые люди могут объединиться в одну страну? А можно ли этих шестипалых людей тоже считать за «богов», которыми себя объявляют мутанты? Просто если взять мутацию того же Циклопа, то её среднестатистическая полезность граничит с полезностью выпавшего пролапса.

Зная Хикмана – я бы даже не переживал по поводу шанса второй трактовки, если бы не пара «но». Во-первых – в анонсах октябрьской Икс-линейки только и говорят, что о светлом мутантском будущем, и о том, как у них всё хорошо. Во-вторых – клеймо «репрезентации меньшинств» слишком закрепилось за Людьми-Икс в комиксах. И будет просто уморительно, если, при нынешнем информационном климате, главное комиксное «меньшинство» вдруг объявят злодеями. Но Хикман на то и Хикман, что многое может себе позволить. Если серия удержит планку качества первого выпуска и будет придерживаться заданного в нём курса – никаких сомнений в его гениальности не может быть. А коли всё развернётся по второму сценарию… Комментарий за меня уже дал Фрэнк Миллер, устами Бэтмена, отвечавшего на ультиматум криптонцев в недавнем «Master Race».

Go to hell.

American Carnage #9

Евгений Степин

И снова мы возвращаемся к Vertigo. Вероятно – в последний раз в этой рубрике. Ведь девятый номер «American Carnage» – заключительный номер серии, которую вне всяких сомнений можно назвать лучшей в прошлогодней линейке новинок импринта. Слава богу – это не закрытие и не переход в руки другого издательства, а планомерное завершение истории, какой её задумал Брайан Эдвард Хилл. И в том виде, в котором она увидела свет – её можно назвать лучшим драматическим произведением этого года. Как в комиксах, так и за их пределами.

Самое лучшее качество «American Carnage» – его честность. И речь сейчас не о какой-то обличительной, провокативной честности, которую стоит ожидать от художественного произведения с прилагательным «American» в заголовке. Брайан Хилл старался быть честным по отношению к самому себе. Будучи комиксом про расизм, «American Carnage» предлагает взглянуть на него под абсолютно новым, до жути очевидным углом. Здесь не обвиняют белых в том, что они колонисты. Не обвиняют чёрных в том, что они дикари. Не предлагают отбросить расовые предубеждения и обнять ближнего своего. Не призывают искать проблему в государственных структурах и социальном устройстве общества. Хилл сводит проблему расового противостояния в Америке к самым базовым импульсам человека – желанию обладать властью над другим человеком, и вечному конфликту, который это желание порождает. Пытаясь найти оправдание этой жажде и причину собственного превосходства – люди пойдут на любые ухищрения. Придумают систему мировоззрения, непринятие которой карается преследованием. Разделят общество на классы, принадлежность к одному из которых подразумевает неполноценность. Или сделают цвет кожи определяющей личностной характеристикой. Последнее выпало на долю жителей США. И именно в этом конфликте заключается их персональная, американская бойня.

 

И Хилл абсолютно не скрывает своё участие в ней, открыто заявляя, что жизнь посреди этой бойни оставила свой отпечаток на его характере. Автор не представляет проблему односторонней ненавистью по отношению к угнетённым, которые просто выживают, как могут. Неожиданно – стрелочка поворачивается, и темнокожий вполне может быть точно таким же жестоким и мстительным уродом, как вчерашний угнетатель. Какой из этой ситуации выход? Да нет его. Человек всегда останется потенциальным агрессором, а конфликт между двумя агрессорами может закончиться только пулей во лбу каждого из участников. Единственный вариант её избежать и выжить – уступить оппоненту. Но чего вообще стоит такая жизнь?

Powers of X #1

Евгений Степин

Не совсем понятно – стоит ли вообще писать об этой серии, учитывая её явный дополняющий характер. Совершенно очевидно, что события, происходящие в «House of X», важнее и первичнее, чем повествование о «Силах Десяти». С другой стороны – именно здесь Хикман ещё раз показывает, что он умный мужик и гениальный рассказчик, выводя события первого номера в нужное, разрушительное русло, а заодно хвастаясь своим умением придумывать хитрые повествовательные механизмы.

Насколько можно судить на данном этапе – ни события «House of X», ни события «Powers of X» не важны. Важно то, что произошло между этими историями. Что-то действительно сложное, страшное и апокалиптическое. Но что именно это было – мы узнаем ещё не скоро. На данный момент: автор предлагает нам уникальнейший приём по созданию мыслительного эксперимента для читателя, который должен, смотря на предпосылки и последствия, сам осознать, что произошло посредине. Делать это, рассматривая страницы и вчитываясь в информационные сводки, невероятно интересно и затягивающе. Настолько, что по ходу чтения даже не замечаешь, что и художник здесь слегка похуже, и от повествования тем уровнем грандиозности не пахнет, и погружение некоторые моменты ломают. Не может быть сомнений, что эта лимитка всё-таки вторична. Точно так же, как не может быть сомнений в том, что она действительно необходима.

Но вообще – любая претензия застревает комом в горле, когда осознаёшь, что это первый супергеройский комикс со времён «Doomsday Clock», на прочтение каждой части которого ты тратишь не менее сорока минут, но совершенно о них не жалеешь. Вот только новый выпуск «Часов» выходит раз в квартал, а новый комикс про Людей-Икс от Джонатана Хикмана мы будем получать каждую среду, на протяжении двух месяцев. Какие тут вообще могут быть жалобы, вот скажите?

Valkyrie: Jane Foster #1

Бордуков: Отличный вводный выпуск, инкорпорирующий вполне типичные, но не менее приятные элементы супергероики: двойная жизнь и тайна личности, великая сила и большая ответственность, шесть злодеев разодетых под Power Rangers и красивые сцены экшена.

Captain America #11

Бордуков: Капитан Америка мёртв, да здравствует Стив Роджерс! Нынешние работы Коатса, в каком-то смысле, работают по методу Тома Кинга – их место в континьюити прозрачно и туманно, они нацелены на «долгую игру» и с ними примерно так же сложно в плане «нравится/не нравится». Но главный хайлайт выпуска: костюмы Кэпа и количество щитов. Зачем ему столько и откуда они у него?

Dial H for Hero #5

Бордуков: Киньонес оказался превосходным художником для серии, которая вся из себя представляет «любовное письмо» идее супергероики. Отдельный восторг – художник очень нестыдно имикрирует под Дарвина Кука.

Black Hammer/Justice League: Hammer of Justice #1

Бордуков: Age of Doom потерял растерял свой запал, а лимитка-кроссовер началась симпатично, но очень вяло. Лемир, делающий прямолинейную супергероику – повод для беспокойства, т.к по-настоящему он выстреливает крайне редко.

Power of X #1

Бордуков: Если «House of X» был интересен в принципе почти всем своим содержимым, то тут есть любопытные концепты, но в целом – комикс воспринимается как мутная кашица. Однако, учитывая взаимопереплетаемость тайтлов, кашицу эту придётся хлебать с непонимающим видом, в надежде потом что-нибудь понять.

Comments