Комиксы Недели #128 31 мая — 7 июня 2019

1 479

Листаем-обсуждаем.

Heroes in Crisis #9

Антон Бордуков

«Heroes in Crisis» — это комикс, который откровенно передержали. Ему не нужно было 9 номеров – может быть от 4 до 6, если быть совсем щедрым. Всё те же многочисленные интервью героев можно было убрать под один спецвыпуск увеличенного формата — какой-нибудь условный «Heroes in Crisis: Secret Files/ Annual #1». В итоге получилось, что получилось, а именно – серия, которая, кажется, по вполне очевидным причинам никого не оставила в числе довольных.

В особенности – поклонников Уолли Уэста. Эти ребята с 2011 года и вовсе словно заключены в горькую петлю страданий, ведь Уэста фактически убили: его вычеркнули из континьюити и поспешили закрепить это как можно более губительным образом для персонажа. Все его характерные черты поспешили вписать в образ новой инкарнации Барри Аллена. «DC Universe Rebirth #1» спустя много лет чисто номинально вернул Уэста в комиксы DC и даже наградил его знаменем «вестника надежды», но что по сути произошло? Во основной вселенной стало два Флэша, между которыми нет принципиальной разницы, будто это всё реставрация того мемного кадра из мультсериала про Человека-Паука 60-х. Конкретно того, где два Человека-Паука указывают друг на друга и который замечательно воссоздали в сцене после титров «Spider-Man: Into the Spider-Verse».

Это очень неправильная ситуация, потому что Уолли Уэст уже давно «вырос из ботинок Барри Аллена» и стал совершенно другим персонажем: Флэшем совсем иного толка. Кем был Барри Аллен? Учёным. Криминалистом. Барри – это Флэш, который не является задорным весельчаком. Барри – это Флэш, использовавший преимущества скорости, чтобы обдумать и проанализировать ситуацию. В каком-то роде – исследовать её, а потом – решить проблему. Уолли же – задорный весельчак, у которого нет должного образования и умения «полагаться на цифры». Его специализация – решение проблемы через прикладное использование спидфорса. Во многом, потому что у него с ним очень сильная связь.

Повешу на стену вопрос: «когда в последний раз Барри Аллена прописывали как Барри Аллена?» Мой ответ – у Кристофера Приста в его кратком, но замечательном заходе на Лигу Справедливости. В том транзитном ране, предваряющим приход Скотта Снайдера, Барри – это не разменивающийся на хи-хи человек, а серьёзный, просчитывающий разные математические штуки на лету. Он не действует по наитию, а старается серьёзно подходить к появляющимся проблемам. И это – едва ли не единственный такой случай за период пост-Флэшпоинта. Во всех остальных же случаях, разница между Барри Алленом и Уолли Уэстом, на котором росли многие поколения читателей, состоит исключительно в имени. На мой взгляд это ещё раз показывает: Уэсту нет места в мире, где весь его персонаж поглощён кем-то другим. И этот «кто-то другой» полностью его собой заменяет. Даже в ране Джошуа Уильямсона (большого фаната по его собственным заявлениям – а как иначе) на The Flash, Барри будущего – это семьянин с двумя детьми-спидстерами. Тут и параллели с аналогиями проводить не надо! «Флэш-семьянин с детьми-спидстерами» — установка Уолли Уэста, а не Барри Аллена.

Перед Heroes in Crisis стояло две задачи – показать проблемы людей с ПТСР и их тяготы, а также наконец дистанцировать характер Уолли Уэста подальше от нынешнего Барри Аллена. Первая задача местами выполнена очень хорошо, но в рамках супергероики, как показывает реакция читателей, куда важнее — вторая. Может быть, она появилась уже в процессе планирования комикса, а не задавалась изначально, кто знает? Однако есть позиция – Уолли Уэста надо было менять. Для того, чтобы Уэст не становился «неуместным пережитком прошлого» и вновь воспринимался другим, обособленным персонажем – в его характере должны произойти перемены. Его необходимо было начать по-другому писать, назначить ему другую роль, не повторяющую роль нынешнего Флэша. Потому что иначе никак и всё возвращение, в таком случае, было напрасно.

Heroes in Crisis – определённо жестокий и бескомпромиссный способ решить эту задачу. Жестокий, в первую очередь, по отношению к фанатам персонажа, но необходимый к исполнению. Возможно не таким способом, но, как известно, «нет времени лучше, чем сейчас». Однако даже в это «сейчас» сложно поверить. Было заявлено, что «Уэста разовьют дальше когда-нибудь в дальнейшем» и это обещание вызывает море справедливого скепсиса. Особенно в том случае, когда с предыдущего раза прошло не так уж и много времени.

Superman: Leviathan Rising Special #1

Евгений Степин

Главная и единственная проблема этого комикса в том, что он является уже седьмой по счёту главой очень длинной и насыщенной прелюдии к лимитке, для создания заинтересованности в которой уже было сделано всё, что можно. И сделано прекрасно. Отличная вводная арка из пяти частей и лучшее превью в дешманском ваншоте «Года Злодеев» были целиком посвящены «Event Leviathan» и весьма удачно рассказали потенциальному покупателю всё, что ему нужно о готовящейся истории знать. По большому счёту – в этом здоровом сборнике не было бы никакого смысла. Не было бы, не будь он так хорош.

По своей сути – «Leviathan Rising» представляет из себя насыщенное погружение во вселенную Супермена и концентрированное удовольствие для любого фаната этого мира. За последние десять лет он схлопнулся до такого смешного состояния, что для полного раскрытия каждой актуальной его стороны потребовалось всего восемьдесят страниц. На них вам и главного героя покажут, и его ближайших союзников, и злейших врагов, а до кучи ещё и в который раз потыкают в лицо тем, что намечается в июне. Придя почитать ваншот, просто нельзя остаться разочарованным. Тут в полной мере есть и жанровое, и визуальное, и сценарное разнообразие. От по-хорошему карикатурного рисунка Стива Либера, до чисто классического Эдуардо Пансика. От типичного Бендиса, до потешного Фрэкшена. От запутанного детектива, до качественной супергероики. При этом – всё на своём месте, всё взаимосвязано и всё прекрасно работает как в контексте комикса, так и в контексте глобальной истории, которую Брайан последовательно рассказывает вот уже год.

В этом, скорее всего, и был резон выпускать «Leviathan Rising». Бендис даёт себе право блеснуть лысиной и талантом, как бы напоминая миру, что он всё ещё здесь, всё ещё классно пишет супер-комиксы и всем, кто не запрыгнул на этот неспешный поезд в прошлом году, стоит сделать это сейчас. Если вы в апреле-июне 2018-го резонно опасались брать в руки историю, написанную этим человеком, то с этим сборничком вам даётся ещё один шанс влиться в течение после того, как остальные провели для вас «бета-тест». Если почитать форумы, то соотношение положительной реакции к отрицательной, в противовес прошлому году, примерно равно 3/1, а заявления о том, что это «лучший Супермен за двадцать лет», звучат всё чаще. Учитывая, что где-то эти двадцать лет я комиксы про него и читаю – с чистой совестью прикладываю свою рекомендацию. Не упускайте свой второй шанс приобщиться к самому интересному уголку в нынешних комиксах DC.

Peter Cannon: Thunderbolt #5

Антон Бордуков

Я не буду вас грузить сложными конструкциями вроде «этот комикс – постмодернистский мета-комментарий об индустрии и нынешнем положении супергероики». Это скучно, уныло да и попросту очевидно с самого анонса. И даже без знакомства с текстом анонса – всё это очень быстро усматривается уже внутри самого комикса. Все сомнения улетучиваются буквально с первого же номера и аллюзии на Хранителей, ведь как известно: если хочешь поговорить о комиксах серьёзно, начни с Хранителей. Хранители, Хранители, Хранители. Никуда от них не деться, правда?

В этом отношении, «Peter Cannon: Thunderbolt» – комикс, абсолютно лишённый какой-либо самостоятельности. Он использует всевозможные отсылочные приёмы: от простых словесных реверансов и сходства образов, до прямых цитат и аналогичной формы повествования. С какой-то стороны, для любителей такого «отсылочного порно», этот комикс является настоящим клондайком. Потому что всего вышеперечисленного здесь много, а степень узнавания – огромная. И хотелось бы сказать, что это накладывает определённый отпечаток, из-за которого порог вхождения у комикса становится выше «нормы», но в общем-то – это всё неправда. Мало кто не знаком с теми же Хранителями даже на уровне экранизации, а все отсылки и приёмчики, лежащие вне плоскости комикса Алана Мура – считываются достаточно быстро, если вы читаете комиксы не первый год. Достаточно быть в курсе существования комикса «Ultimates» (не Юинга, это важно).

Насколько я понимаю, а не понять было очень трудно, настолько он неглубоко зарыт, комментарий Кирона Гиллена читается следующим образом: «Вы неправильно поняли Хранителей. Вы пытаетесь войти в одну и ту же реку дважды, стараясь повторить успех этого комикса, а вследствие – лишь захламляете индустрию нескончаемым потоком деконструкции. Остановитесь, хватит. Есть и другие книжки с картинками.». Отчасти, комментарий достаточно справедливый, хоть и очевидный. Какой же выход из этого тупика, помимо прекращения потока деконструкции, предлагает автор?

«Надо быть лучше и искать способ делать что-то новое, не засиживаясь на одном и том же».

Спасибо за столь пошлую банальщину. Пожалуй, не лишним будет подкинуть какое-нибудь аналогичное по силе и изящности высказывание вроде: если голоден – сходи покушай.

Однако не буду лукавить – удовольствие от прочтения комикса я получил, но приходится отдавать себе отчёт в том, что оно во многом строится на узнаваемости и игре со знакомыми, и до какой-то степени любимыми, элементами других произведений. Пока комикс оставался относительно лёгким и злобно-ироничным попурри на тему «Тёмный век комиксов» — было хорошо. Увы, на этом запас хороших слов у меня закончился.

Killer Groove #1

Евгений Степин

На этом месте должна была быть рецензия на «Heroes in Crisis», но мне лень обсасывать всё то же самое, что Антон, скорее всего, прекрасно расскажет без моей помощи. Давайте вместо того, чтобы вести бессмысленные споры о вкусах и давиться депрессивной, постмодернистской супергеройщиной, поговорим о чём-то лёгком, свежем и выделяющемся на её фоне. Вот «Killer Groove», например, отлично нам подойдёт.

О чём вообще комикс? Семидесятые, Америка, закат поры любви и свободы. Джонни, главный герой, далеко не красавец и, на первый взгляд, особо ничего не умеет, кроме как неплохо играть на гитаре. Но и на поприще музыки ему добиться успехов не удалось. Зато он славный парень, и увидев, как в переулке один человек пытается пристрелить другого – Джонни бросается на помощь и инстинктивно, в целях самозащиты, убивает агрессора. Правда оказывается, что спас от пули он наёмного убийцу, который находился посреди выполнения халтуры, во время которой удача от него отвернулась. Киллер настолько признателен и впечатлён хладнокровием своего спасителя, что предлагает ему попробовать себя в роли помощника в этом трудном бизнесе. Джонни, очевидно, привык плыть по течению. Да и особых планов на будущее у него нет. Иными словами – завязочка уровня хорошей криминальной комедии.

Дело за малым – за хорошей реализацией этой задумки. И с этим создатели нисколько не подвели. Изображение персонажей, их взаимодействие и диалоги в первом выпуске настолько живые, что комикс воспринимается лучше, чем большинство фильмов на эту тематику, вроде «The Nice Guys». Практически все шутки бьют прямо в цель, а реплики действующих лиц идеально передают характеры и моментально помогают запомнить если не их имя, то их образ. Что интересно – комикс фактически обходится без всякой комиксоидности, не злоупотребляя гипертрофированными образами и карикатурностью, которой грешат многие альтернативные серии. Всё очень просто, сдержанно,  приземлённо и аутентично, а важнее всего – атмосферно. Что может быть лучше, чем почувствовать дух солнечной Калифорнии, пока обливаешься потом, сидя жарким летом на работе в России? Вот и я думаю, что ничего. Обязательно читаем.

Batman — Last Knight on Earth #1

Антон Бордуков

Не могу не отметить ироничный факт – «последняя история о Бэтмене от Скотта Снайдера» выходит практически под самое десятилетие «последней истории о Бэтмене Нила Геймана». Прямого сравнения этих двух работ здесь не будет. Во многом – потому что история Снайдера ещё не закончена. Конечно, можно было бы саркастично провести черту, мол «где Снайдер, а где Гейман», но лучше обойтись без этих излишних колкостей. Да и размах у комиксов немножко разный.

Несмотря на обособленность от основного континьюити, «Batman – Last Knight on Earth» тесно связан с похождениями Скотта по комиксам о Бэтмене времён New 52. То тут, то там можно заметить достаточно крупные отсылки к тем или иным элементам его рана: вроде машины, «делающей Бэтменов» и бледного мужчины в белом пиджаке, так сильно похожего на Джокера. Конечно, Скотт не забывает напомнить о том, что он ещё и Лигу Справедливости пишет и там происходят «важные, меняющие мир события» ™, отражения которых как бы имеют место на страницах этого комикса. Всё это используется исключительно как описательные вещи, призванные насытить деталями образ обречённого постапокалиптичного мира комикса. Мира, где хорошие парни проиграли – и виноваты в этом вовсе не злодеи. Нельзя сказать, что у него это совсем не получается, но есть нюансы.

Проблема первого выпуска заключается в том, что даже при увеличенном формате сингла, позволяющем вместить больше крутых вещей – в нём всё дико недокручено. А что-то просто не работает. Например: первые несколько глав, в которых Брюсу, да и читателям, морочат голову темой «Бэтмен – фикция безумца и всё происходило как бы понарошку». Возможно это тонкий реверанс в сторону того самого комикса Геймана, но проблема даже не во вторичности самой концепции. В контексте этой истории твист не работает, так как мы уже и без него знаем, что комикс – это история про Бэтмена, путешествующего по пустошам с болтающейся головой Джокера. И не то, чтобы душевные метания Брюса по Аркхему были настолько интересны сами по себе. Я достаточно толерантен к теме постапокалипсиса, но пустоши здесь весьма поверхностные, а голова Джокера оказывается не таким уж забавным собеседником. Наоборот – на редкость занудным. Местный мир хоть и богат на любопытные образы – Грег Капулло верен себе и выкладывается на все 100% – но по-плохому хаотичен.

По состоянию на первый выпуск, у комикса не чувствуется наличия какого-то направления. Безусловно, у персонажа цель: Бэтмен движется в Готэм, чтобы остановить неостановимое зло. Зло это, по совместительству – кто-то из его Готэмских соратников. Вроде интересно, вроде интригует, но весь этот пролог – вялый и совершенно невыдающийся. По большей части, на данный момент он кажется сборником прикольных концептов, которые скопом накинули в один комикс, дали рисовать хорошему художнику, и из-за этого оно как-то само должно заработать. Работает-то может и не очень, но выглядит красиво.

Doomsday Clock #10

Евгений Степин

На данный момент десятый выпуск является самой странной частью подзатянувшейся саги о редакторской безалаберности, которой является «Doomsday Clock». Бог с ними, с переносами – они всецело окупаются. Важнее тут то, как вообще «Часы», которые вроде должны были перевернуть вселенную DC и завершить начатое в «Rebirth», вписываются в нынешнюю картину комиксов издательства. Ответ очень простой – никак. С одной стороны – это не так уж важно, если вы читаете комиксы ради хорошей истории, как их читать и стоит. Но если вы пытаетесь понять хронологию, расстановку сил, положение героев и занимаетесь прочими несуразными вещами, которыми очень хочется заниматься – вы гарантированно останетесь у разбитого корыта. События остальных уголков вселенной никак не сочетаются, а порой и противоречат всему происходящему здесь, порождая всё новые и новые вопросы о том, какое вообще имеет значение лимитка.

Обостряется кризис идентичности серии ещё и благодаря тому, что она активно пытается доказать читателю свою важность в рамках глобальной DC-шной структуры. По идее – здесь происходят самые масштабные и значимые для мультивёрса вещи, со времён, собственно, «Multiversity». Вводятся новые концепции, налаживаются старые механизмы и собираются в единый пучок все разрозненные события, что когда-либо происходили. В общем – всё глобально, тяжеловесно и внушительно. Проблема в том, что всё это крайне затрудняет восприятие «Часов» как какого-либо наследника «Хранителей» в любой возможной форме. Это чистой воды DC-шная «глобалочка», только с персонажами из левой вселенной и полной оторванностью от, собственно, глобальности. События «Doomsday Clock» не имеют никакого значения за пределами «Doomsday Clock». Но «Doomsday Clock» об этом не в курсе, и всё ещё пытается корчить из себя главный столп современных мифов издательства. И в данной ситуации так и хочется Джонсу с Фрэнком сообщить, что они обделались, призвав немедленно проснуться.

Проблема (проблема ли?) в том, что они не обделались. Прямо как толстый Одинсон в «Эндгейме», если бы они решили удостовериться, достойны ли – молоток послушно прилетел бы в руку. Сценарий чертовски умён, диалоги великолепно написаны, напряжение идеально поддерживается, читателя постоянно вознаграждают за терпение, а визуальная составляющая всё такая же безупречная. Но как быть с тем, что совершенно непонятно, для чего и как вся эта красота создаётся? Если взглянуть на нынешнюю линейку издательства, то чётко видны три её уголка – Снайдер, Бендис и Джонс. Снайдер явно кооперируется с Дэном ДиДио, который уже какой год пользуется одной и той же нерабочей схемой, Бендис на планировании и строительстве вселенных собаку съел, и в его уголке с этим всё замечательно… а потом есть Джонс и его одинокие «Часы», которые пытаются говорить за всех остальных, когда эти остальные забыли об их существовании. По итогу, у нас нет иного выбора, кроме как ждать окончания саги, чтобы окинуть всё произошедшее взглядом и раз и навсегда осознать, что мы вообще такое читали. Но до этого нам ещё… сколько, кстати?

Immortal Hulk #18

Бордуков: Эта запись служит здесь дежурным напоминанием о том, что «Immortal Hulk» всё ещё невероятно крутой комикс. Крутой даже в те моменты, когда казалось бы ничего кроме разговоров и редких-редких появлений гигантских монстров в нём нет.

Daredevil #6

Степин: Пока что, наверно, лучший выпуск рана Здарски, избавленный от лишней претенциозности в сценарии и «кинематографичности» в арте, сосредоточившись на простой, качественной истории и точно таком же рисунке.

War of the Realms – War Scrolls #2

Бордуков: Две их трёх историй в целом хорошо соответствуют названию и показывают те детали войны, которые в главной серии не освещены. Третья же – про Локи – куда уместнее смотрелась бы внутри серии «Thor».

Batman: Last Knight on Earth #1

Степин: Худший комикс, что написал Скотт Снайдер, который абсолютно не работает ни как постапокалиптика, ни как супергероика, ни даже как трэш. Чудо-Женщина с ирокезом – одна из самых кринжовых вещей, что я видел в этом году.

Detective Comics Annual #2

Бордуков: Достаточно окейный комикс, очень сильно опирающийся на бэт-комиксы Моррисона: тут и Batman Inc упоминается, и появляется его злодейскй аналог. Нормально.

Степин: Когда самая примечательная часть комикса, это интегрированный в него мем – это очень плохой знак.

Catwoman Annual #1

Степин: Идеальный ежегодник и лучшая история на выпуск, что я читал в этом году.

Thor #13

Бордуков: Аарон сделал крутую вещь – взял персонажа, который уже какое-то время выпал из внимания и поместил его в центр повествования. Отличный выпуск, посвящённый брату Одина – Кулу Борсону.

Angel #1

Степин: Отличный комикс про вампиров, который напоминает не столько «Баффи», сколько старый, добрый «Маскарад». Лучше комплимента и придумать нельзя.

Catwoman Annual #1

Бордуков: Отличная done-in-one история, рассказанная через интересную последовательность интервью, телефонных съёмок и приёма «ненадёжный рассказчик».

 

Комментарии