Комиксы Недели #128 28 Июня — 5 Июля 2019

3

Финал Ходячих Мертвецов и не только.

Silver Surfer: Black #1

Евгений Степин

Самое главное в случае «Black», как это бывает с любым комиксом, в создании которого принимает участие Трэдд Мур – рисунок Трэдда Мура. Вычурный, яркий, необычный, зачастую бессвязный, но чрезвычайно привлекательный. Не в обиду Донни Кейтсу, но «Black» легко мог обойтись и без него. Талант Мура настолько велик, что практически какой угодно сценарист подошёл бы, если художник сохранит свою творческую свободу. Совершенно незазорно будет, пролистав выпуск единожды и как следует рассмотрев каждую детальку, отложить его в сторону, в идеале сделав себе заметку о приобретении всей серии, после её выхода, в качественном формате, чтобы поставить красоту себе на полочку.

При этом – Кейтс выполнил свою задачу тоже вполне достойно. Если не придираться, то «Black» в принципе лишён каких-то недостатков. В нём хорошо прописан внутренний мир главного героя, интересно показаны его взаимодействия с окружающим миром и населяющими его персонажами, присутствует качественная драма и атмосфера загадочности, которая так и манит читателя повариться в ней ещё немного. Даже классический (в хорошем смысле) «вот-это-поворот» есть, дающий затравку на ещё более интересные грядущие выпуски.

 

Но мы здесь именно для того, чтобы придираться. И если это делать, то излишнее желание Кейтса связать ВСЕ свои комиксы в один клубок начинает немного нервировать. Речь идёт не о тех маленьких отсылочках и пасхалочках, что запихивает Брайан Бендис, серии которого отлично читаются и без их понимания. У Кейтса всё совсем не так. Конкретно «Black» выдергивает важные куски повествования сразу из двух текущих онгоингов Донни: из «Стражей Галактики» извлекли всю историю возвращения провалившихся в чёрную дыру героев, а из «Венома», кажется, целиком похитили предысторию центрального антагониста. Это приводит к ещё одной распространённой проблеме современных комиксистов – Кейтс слишком сильно зацикливается на использовании придуманных им концепций, забывая про характерную для комиксов преемственность. Если в «Стражах» он хоть чуть-чуть старается работать с построенным до него миром, то «Веном» практически целиком завязан на ретконах и авторских нововведениях. И «Серфёр» ближе ко второму. Это не обязательно плохо, но какого-то баланса между новшествами и фундаментом видеть бы хотелось.

Особенно если Кейтс решил превратить «Black» в трибьют Стэну Ли и его наследию, как он заявляет.

War of the Realms #6

Антон Бордуков

Откровенно говоря, всю дорогу этот ивент вызывал у меня приблизительно одинаковые индифферентные ощущения. «Ну ок, началась Война, к которой так долго подводили». И вроде был масштаб, и вроде бы мистер Джейсон Аарон накидывал очень симпатичные концепции вроде Сорвиголовы-бога-который-видит-всё, а какого-то особого кайфа не было. Того самого, который обычно испытываешь, когда видишь, как распутывается многолетний клубок сетапов и передвижений шахматных фигур. Во всяком случае, так я думал до заключительного выпуска.

В War of the Realms разыгрывается прикольная зацикленность формата «с чего начинали, тем и заканчиваем»: Аарон зашёл на Тора с God of Thunder, в котором сталкиваются три Тора из разных временных промежутков – здесь происходит примерно тоже самое, только к ним присоединяется Джейн Фостер. «Четыре Тора отправляются в фигуральное сердце бури побеждать Малекита, вооружившегося симбиотом» — потрясающее по эмоциональному накалу зрелище. Единственное, что расстраивает – это непосредственный финал, в котором Малекита, грубо говоря, «предают его же подданные». Да, это в принципе сходится с образом Свартальфахейма, который Аарон выписывал всю дорогу, но ощущается всё равно банально.

Комиксу очень сильно помогло то, что тай-ины были в основном завязаны сами на себя и рассказывают о сторонних событиях Войны. Это не что-то капитально новое и инновационное – практика «основная лимитка ивента максимально самодостаточна и не требует дополнительного материала» в данном случае работает исправно. Да и в целом событие вышло просто ну очень красивым. Рассел Доттерман и Мэтт Уилсон ещё на Mighty Thor продемонстрировали своё величие, а тут и вовсе проявили чудеса расторопности: арт у комикса более, чем роскошный, при этом все номера – вышли в срок без потери в качестве!

Возможно War of the Realms не очень успешно отдаёт ощущением именно «глобального события, изменяющего ВСЕ уголки вселенной» — уж очень сильно оно сфокусировано вокруг Тора и его окружения – но чисто формально не придерёшься. Неплохая глобалка, хорошая кульминация многолетнего пути. Оно того стоило.

Тем не менее, ран Аарона на Торе ещё не закончился. Впереди остаётся эпилог, арка в серии Thor и лимитка про сражение «Старика Тора» и «Некро-Локи» в конце времён. Прощание немного затянулось, однако нет ничего плохого в том, чтобы просмаковать момент.

Flash #72-73

Антон Бордуков

Каждый уважающий себя автор комиксов рано или поздно приходит к одной мысли:

«Было бы круто написать свою версию ориджина персонажа».

 

Джошуа Уильямсон, не будучи дураком, тоже об этом подумал и, судя по сказанному в многочисленных интервью, задумался он об этом едва ли не с самого начала своего рана. Отчасти – это заметно: по своему наполнению этот комикс является своеобразным приветом из 2016. Это значит, что Year One практически избавлен от самых вопиющих болячек условной «второй половины» рана. Аллен ведёт себя достаточно ответственно, не топчется на месте, а сам комикс весьма компетентно совершает заход на тему «начинающий супергерой помогает всем по мере сил» – пусть и делает это достаточно тривиально.

Характеристика «комикс не бесит и этого достаточно» — весьма уничижительна. Использовать такой подход при оценке фикшена в принципе не очень красиво, но после череды не самых удачных арок – даже что-то «нормальное» будет восприниматься как значительный шаг вперёд. Так и тут: Year One, пока что, это вполне нормальная арка. Пока что. Учитывая тенденцию к тому, что каждый 25 номер серии выкидывает умопомрачительные фокусы – возможно финал арки, намеченный на 75 выпуск может подкинуть немало сюрпризов.

На данный момент мне не совсем ясно, в чём заключается глобальная задача арки помимо «написать свой Год Первый для Флэша». Уильямсон в интервью как-то так и говорит, между прочим! «У Уолли был Year One, мне показалось, что настало время написать его и для Барри». Единственное, что я могу углядеть из интересного – это попытку сместить Обратного Флэша с пьедестала архиврага Барри.

В каком-то смысле это действительно имеет свой резон – более прямолинейного (несмотря на временную запутанность) «противостояния», чем Флэш/Обратный Флэш ещё стоит поискать. Сейчас Уильямсон выписывает не бесперспективную «битву противоположностей» — торопливого Флэша и терпеливого Черепаха. Пока что я смотрю на это не без интереса, к тому же тут есть на что поглядеть! Говард Портер сейчас на пике своего артистического таланта, поэтому видеть его на страницах Флэша – сплошное загляденье.

Superman: Year One #1

Евгений Степин

Наверно, никто толком не мог представить, чего ждать от этого комикса. С одной стороны – Фрэнк Миллер мог в очередной раз пойти в разнос, балуясь с доверенными ему игрушками так, как ему захочется. Потому, что – что ты ему сделаешь? Он Фрэнк Миллер и живёт в Нью-Йорке. С другой – интервью с ним и Ромитой-младшим, где они называли «Year One» буквально «лучшим комиксом, что вы прочитаете», настраивало на позитивный лад. Что вышло в итоге? Да чёрт его знает. Но вроде вышло неплохо.

 

При этом – все характерные черты творчества обоих авторов в комиксе присутствуют, со всеми вытекающими последствиями. Миллер пишет свою историю очень грузно – с пафосом, с непрерывным закадровым повествованием, с обильным использованием литературной лексики и с постоянной провокацией, направленной против читателя. Ромита-младший остаётся Ромитой-младшим, которому всё так же не достаёт чувства пропорций и умения подчеркнуть детали, но опыта вести визуальный рассказ хватает. Если у вас с чем-то из этого были проблемы раньше – комикс, разумеется, не для вас. Заодно «Год Первый» не подойдёт всем, кто ждал, что действие быстро наберёт обороты и размах, перейдя от истории становления к первым супергеройским стычкам. Первая часть, при объёме в шестьдесят с лишним страниц, даже не показала читателю главного героя в полном боевом облачении. Да что там говорить – даже герб биологической семьи Кларка появляется на панельках всего пару раз.

Однако, при всём при этом – читать «Year One» достаточно легко и приятно. Повествование Миллера как всегда отличается изобретательностью. В этот раз фишкой стала невозможность присвоить закадровый голос кому-либо из действующих лиц. Вещи, обсуждаемые в рамочках, явно не пришли бы в голову юному Кларку, Джор-Эл вроде как мёртв, а больше такую заботу и знание природы растущего Кэла ждать не от кого. Иными словами – Фрэнк, видимо, решил говорить о персонаже напрямую, самостоятельно, что весьма непривычно для современных комиксов и ощущается как нечто свежее. Сама история не настолько свежа, учитывая, что пересказ ориджина – один из самых популярных шаблонов в комиксах о Супермене, но всё равно занимательна. Такого количества времени на процесс исследования его взросления ещё не выделял, кажется, никто. Отсюда достаточно забавные бытовые сценки и подробно расписанные взаимодействия молодого Кента со сверстниками. Тем не менее – всё основное действо нам ещё только предстоит увидеть, так что делать какие-то далеко идущие выводы пока непозволительно рано. Кроме, разве что, того, что комикс вполне заслуживает ознакомления.

Event Leviathan #1

Антон Бордуков

Пожалуй, самое главное разочарование, касающееся начала ивента, заключается в том, что первый выпуск – максимально вводный и оттого очень водянистый. Дело даже не в жутком декомпрессе – в самом-то деле, неужели за столько лет мы не привыкли к стилю Бендиса? – а в том, что весь номер это большой сетап к предстоящим событиям. Казалось бы, ну что тут такого? Обыкновенная повествовательная структура – первый акт закладывает фундамент, развешивает ружья, а «стрелять» это всё будет потом. Формально всё так, но на деле есть один нюанс.

 

У Левиафана уже имеется обширный сетап – в сериях Action Comics и большом 80-страничном спец-выпуске. Подобное в принципе часто распространённое явление среди «больших протяжённых нарративов» — каждая история не столько история сама по себе, сколько большой тизер грядущих событий. Теперь, оглядываясь назад, достаточно резонно будет сказать, что те комиксы были «тизером тизера». И нет в сериализированном фикшене ничего хуже, чем «рассказывать историю, обещающую рассказать историю, обещающую рассказать историю…».

В остальном же – это ну очень малосодержательный номер. Левиафан вновь атакует, герои-детективы находят друг друга, подозревают друг друга, долго выясняют между собой отношения и отправляются в следующий номер. Пересказ событий, разумеется, утрированный, но довольно корректный. Сейчас, чисто на интуитивном уровне, Event Leviathan напоминает Secret War всё того же Бендиса – шпионско-детективное направление, декомпрессия и блёклое (не путать с оценочным «плохое») настроение комикса передаваемое через рисунок. Даже нарративная цель немного схожа – это реорганизация шпионской жизни комикс-вселенной.

Не хочется сбрасывать Event Leviathan со счетов прямо сейчас, но грядущие планы Бендиса на Легион Супергероев на данный момент кажутся куда более привлекательными. Кто знает, может быть это потому что мы ещё не увидели их конкретную реализацию?

Batman: Damned #3

Евгений Степин

Знаете тот тип историй, феноменальная ценность которых толком не понятна до самого последнего кадра, до самой финальной панели, до заключительной фразы и конечной остановки сюжета? Пока ты следишь за их развитием – тебе тяжело, тебя ломает, тебе может не нравиться, где-то вовсе хочется всё бросить и забыть. Но как только этот самый финал сваливается тебе на голову, картинка складывается воедино и ты осознаёшь, что тебе посчастливилось взять в руки… ты натурально теряешь дар речи, медленно начинаю осознавать всю силу произведения и мастерство автора. «Damned» – именно такая история. И, дьявол, как же этот проклятый «Damned» хорош.

Просто забудьте все эти глупости, связанные с тем, что чью-то детскую психику травмировала демонстрация полового органа Бэтмена. Просто забудьте. «Damned» в принципе не предназначен для людей, что так отреагировали. «Damned» – это, как оказалось в итоге, живое воплощение тех основ, на которых изначально подразумевалось строить уже-не-импринт «Black Label». Это чрезвычайно взрослое произведение не столько по содержанию, сколько по духу, подаче, задумке и смыслу. В нём вас не только считают за равного, умного человека, что способен понять и оценить нелинейное повествование, сложный нравственный посыл и максимально недружелюбную, буквально противоестественную манеру, в которой история рассказывается. Вас натурально делают вторым автором, которому позволено трактовать рассказ Брайана Аззарелло так, как вы считаете нужным.

 

При этом – некоторые основы этой истории высечены в камне, и от них вам никуда не деться. Но вот в чём загвоздка – наличие этих основ вам неведомо до самого конца. Практически с каждой панели Аззарелло вам в лицо кричит об их существовании, но вы просто неспособны расшифровать хитрый художественный язык автора. И автор, разумеется, об этом в курсе. И, пожалуй, именно эта особенность «Damned» является самой важной, а заодно и самой интересной. Брайан даёт крайне ёмкий комментарий по поводу исходного материала своей работы – вселенные комикс-издательств и их фанаты настолько застряли в чудесном мире грёз, что малейший выход за его пределы и «прикосновение к земле» трактуется как нечто намного более невероятное и неприемлемое, чем параллельные реальности и летающие люди.

По большому счёт, «Damned» – аналог одной известной истории Нила Геймана, только работающий совершенно иначе и подходящий к проблеме с абсолютно другим отношением. Это не «признание в любви» и воспевание героизма некой иконы. Это суд над непростым человеком, на котором его будут судить так, как он судил других. А соответственно и автор, который выступает судьёй, не является лояльным обожателем подсудимого. Он холоден и беспристрастен. Как итог – финальный вердикт получается не только более суровым, но и намного более справедливым. При этом, одно сходство у рассказов всё-таки есть: без преувеличения – «Damned» заслуживает называться одной из лучших историй про Бэтмена, среди всех когда-либо написанных. С другой стороны, если следовать идее книги – этот вывод следует оставить на личный суд каждого читателя.

The Walking Dead #193

Сергей Афонин

Выход 193 выпуска Ходунков стал настоящим событием в комикс-коммьюнити: индустрия все еще способна удивлять, даже если ты обчитался комиксами по самое «не могу» и устал от душных ивентов раз в месяц. Роберт Киркман просто взял и внезапно закончил свою 16-летнюю историю. При этом, предварительно наврав везде, где только можно о том, что комикс продолжится дальше после смерти главного героя.

Но это все лирика, о чем конкретно выпуск? Киркман просто взял и запилил эпилог на 70 страниц с таймскипом. Внезапно, оборвав некоторые сюжетные линии, он сразу прибежал к эпилогу, стремясь показать нам, к чему собственно шла эта Вселенная.

И черт подери, это бесконечно трогательно. Киркман вновь играет на простейших эмоциональных, приземленных триггерах, показывая нам стандартное «И жили они долго и счастливо». Отдельно, конечно, хочется отметить мир Фом Непомнящих, что с одной стороны печалит Карла Граймса, а с другой стороны крайне реалистично, что обычная пацанва не знает «Рики воевали Мишонн помогали». Сценарий целенаправленно не ставит задачи глубоко исследовать сформировавшийся мир, оставляя нам лишь тот уголок, который нужен конкретно сейчас. Тем не менее, мы знаем, что цивилизация цветет, железная дорога строится, а люди по сути забыли про существование зомби. И это круто, ведь самый банальный финал любой зомби-истории — «Их все же сожрали». Оглянитесь на кино, игры и другие комиксы, подавляющее число концовок будет соответствовать этому. Даже сам Киркман планировал такой финал изначально. И спасибо ему за то, что он отказался от первоначальной идеи.

Признаюсь, когда в финале Карл читает своей дочке историю Рика Граймса, а панели показывают нам героев, что с ними стало, я всплакнул.

Ушла эпоха, без всякого сомнения. Ходячие были феноменом вне Большой Двойки. И они ушли именно такими же. Спасибо, Роберт Киркман, за эти 16 лет и 193 выпуска, за спин-оффы и все остальное. Это было круто.

 

Black Cat #1

Евгений Степин

Вообще – я из совершенно противоположного лагеря кошатников, и зацепил первый номер первого онгоинга Чёрной Кошки чисто мимоходом, подойдя к его прочтению с изрядной долей предвзятости. Тем лучше, что выпуску удалось меня приятно удивить, оказавшись не неуклюжей альтернативой историям про Селину Кайл, которую я ждал, а совершенно другим комиксом про другого персонажа, единственная похожесть которого в аналогичном гиммике.

Ключевая разница заключается в том, что Marvel-овская Кошка, какой её пишет Джед МакКэй – не сумасшедшая социопатка с садомазохистскими наклонностями из DC, а вполне себе спокойная, дружелюбная светская киса, пускай и любящая стащить кошелёк-другой. К тому же, в отличие от Селины, Фелиция любит воровать картины и действовать сообща с другими ворами. В первом номере у неё есть целых два подручных, которые по каким-то причинам преданы ей всей душой, что сразу же задаёт серии нужную командную динамику. Нет и намёка на какой-то психологизм, интриги, нуар, сексуальные подтексты и прочие присущие комиксам про Кайл качества – всё легко, весело, с огоньком и улыбкой на лице. Если сравнивать с фильмами про ограбления, то в «Catwoman» мы имеем кубриковский «The Killing», а в «Black Cat» что-то вроде «How to Steal a Million» с Одри Хепбёрн. Каждый вариант по-своему хорош, согласитесь.

 

Что разочаровывает буквально с первой панели – рисунок Трэвела Формана. Я уже и не знаю – были ли те времена, когда он был хорошим художником, на самом деле, или мне всё это приснилось? Очень плохие контуры, очень низкая и смазанная детализация, повсеместные цифровые задники и крайне нелепая компьютерная обработка. Информацию рисунок доносит, но делает это как будто против воли художника, который в аду видал это ваше рисование. Первый номер, слава богу, компенсирует это не только жирностью и разнообразием контента (три сюжета!!!), но и участием ещё одного японского рисовальщика, придумавшего приторно-умилительную, но вполне неплохую сценку о Кошке и её кошках, на которую приятно смотреть. Если в следующих номерах не будет чего-то подобного – у онгоинга могут появиться серьёзные проблемы.

Detective Comics #1005

Степин: Я серьёзно не понимаю, что делать с Томаси, который, вопреки всяким традициям, начинает арку за упокой, а кончает за здравие. Но вот что делать с замечательным Брэдом Уолкером для меня очевидно – любоваться плодами его работы. Жаль, что на серии он не задержится

Silencer #18.

Бордуков: Нормальный финал в целом нормальной серии. Из всего, что было в New Age of Heroes это, пожалуй, было наиболее нестыдным тайтлом. Что, конечно, следует держать в уме, если когда-нибудь хотите взяться за его прочтение.

Action Comics #1012

Степин: НАГЛЯДНЕЙШИЙ пример того, что хорошего комикса без мало-мальски приличного рисунка быть не может. Видит бог – Бендис ПЫТАЕТСЯ, но оказывается абсолютно бессилен перед польской оккупацией. Будет забавно, если выяснится, что он сам и позвал оккупанта рисовать.

Dial H for Hero #4

Бордуков: Даже несмотря на то, что с выдумкой у авторского состава всё хорошо, есть небольшие опасения насчёт того, что на 12 выпусков идей может не хватить. Впрочем, пока что комикс держится очень солидно и доставляет много удовольствия.

Invaders #6

Бордуков: Я вряд ли когда-нибудь подумал бы, что в 209 году буду отзываться о Чипе Здарски, как об отличном авторе драматических серий вроде Daredevil или Invaders. Тем более Invaders! Для серии, события которой в принципе являются спин-оффными по отношению к Мстителям – тут всё максимально достойно и роскошно.

Superman #12

Степин: Пожалуй, один из самых впечатляющих как визуально, так и повествовательно номеров супергеройских онгоингов, что я читал. А ведь всё самое интересное только впереди…

Deathstroke #44

Бордуков: Мне одному кажется или Прист, приближаясь к финалу своего рана, посылает издательству очень чёткие сигналы в духе «дайте мне писать Бэтмена, смотрите как я могу!»? Если да, то он всё делает правильно и «Battle for the Cowl» от мира Дефстроука движется в правильном направлении.

Event Leviathan #1

Степин: Главная загадка этого ивента на данный момент: где заканчивается прелюдия и начинается само событие? А то пролог как-то понасыщеннее казался.

Thor #14

Бордуков: Аарон немножко дополнил события War of the Realms #6 и написал свою версию ситуации «как Тор Мьёльнир поднимал». Вышло очень мило и симпатично.

Spider-Man: Life Story #4

Степин: На данный момент кажется, что Здарски совершил самую удачную попытку написать историю «героя во времени» из всех, что были. Грустную, меланхоличную и, в лучших традициях Человека-Паука, до мозга костей мелодраматичную. И лучше бы двум последним выпускам эту планку не уронить.

Афонин: Эта работа Здарски рискует стать еще одной моей любимой историей о Человеке-Пауке наряду с тем, что вытворили Сэйл и Лоэб в свое время или 248 выпуском Эмейзинга. Ну и к тому же, финал рана Здарски на Дружелюбном Соседе показал, что Чип понимает суть Паука гораздо больше, чем люди с основных онгоингов. Чип, держи планку!

 

Комментарии