Комиксы Недели #121 11 — 14 Февраля 2019

1 363

Немного комиксов к этому вечеру.

Man and Superman 100-Page Super-Spectacular #1

Евгений Степин

Тот расцвет, в котором сегодня находится супер-линейка, последний раз имел место быть аж на периферии тысячелетий, когда она оказалась в руках Джеффа Лоэба. Сегодня у нас не так много серий, как тогда, однако все они выполнены на исключительно высоком уровне качества, будучи при этом связаны друг с другом, рассказывая свой кусочек общей истории, существенно расширяя границы мира персонажа и всей вселенной DC. Казалось бы – этого более чем достаточно, чтобы удовлетворить даже самого ненасытного фаната. Однако издательство совсем не против того, чтобы помимо основного блюда время от времени угощать читателей и десертом. Чем-то абсолютно необязательным, порой очень странным, но весьма интересным и освежающим. Как-то так можно описать этот толстенный комикс, который настолько же стоит читать, насколько это делать излишне.

Самое главное, что нужно по его поводу сказать – не верьте нескончаемому потоку похвальбы и словам о том, что это «лучший комикс про Супермена» и «идеальная точка старта для новичка». Насколько я могу судить – это один из тех случаев, когда энтузиазм автора, совмещённый с не слишком большой начитанностью людей, оказался заразителен, распространяясь от одного рецензента к другому. При этом – энтузиазм самого Марва Вулфмана мне более чем понятен. Как минимум – потому, что пронести созданный тобой комикс сквозь десять лет жизни и суметь вытащить из производственного ада для публикации – это действительно сильно, и свои старания ему стоит уважать.

Как максимум – потому, что он написал его просто отлично. «Man and Superman» – очень хороший, с сюжетной точки зрения, комикс о становлении заглавного персонажа. Вулфман очень много говорит о том, что он не хочет считаться «устаревшим классиком» и будет продолжать писать истории до тех пор, пока ему хватит сил. И надо отдать ему должное – в отличие от какого-нибудь Нила Адамса, марку качества он держит. Сценарий спокойно можно воспринимать в отрыве от времени написания и возраста автора, не делая ему никаких поблажек. За исключением пары неловких, очень «олд-скульных» моментов, сюжет «Man and Superman» вполне можно счесть за «современный», и даже положить его в основу какой-нибудь экранизации. Так что, как бы Вулфман не хвалил своё детище – его нужно слушать и вежливо ему кивать. Он действительно постарался на славу.

Сюжета, в принципе, уже достаточно, чтобы считать «Man and Superman» хорошим комиксом. Но хвалят его сейчас так, будто это комикс великий. А великий комикс от хорошего отличает рисунок. И вот с ним в здоровом графическом романе всё далеко не так хорошо, как должно быть. Во-первых – арт Клаудио Кастеллини, в отличие от скрипта Вулфмана, морально устарел. Большие, широкие лица, странновато нарисованные эмоции, экспрессивная передача движений тела – всё это отсылает нас как раз к той самой эпохе Лоэба, когда всё это было в норме вещей. А вот сегодня, в эпоху пижонства и показушного равнодушия, так рисовать не принято, что делает сто-страничник каким-то артефактом ушедшей эры.

Да и бог бы с ним. Что гораздо, ГОРАЗДО хуже – по страницам видно, что работа над ними велась долго, в разные моменты времени и спустя рукава. Порой доходит до смешного: разные страницы по разному оцифрованы, трейсинг то появляется, то пропадает, пустые фоны, незаконченные художником, затыкают безжизненными фотографиями, а волосы и костюмы персонажей меняют цвета в самые удивительные моменты. Сам Вулфман говорил, что будь у него выбор – он бы дал нарисовать эту историю абсолютно другому художнику, а с Кастеллини «поработал бы над чем-то ещё». Что переводится с вежливого как: «Я не хотел, чтобы мой комикс рисовал этот человек, но меня никто не спрашивал». И я вынужден согласиться с Марвом – Кастеллини история не подходит даже чисто стилистически.

По итогу – «Man and Superman» хороший, жирный комикс, достойный ознакомления, если вам интересен автор или хочется чего-то свеженького про молодые годы Кларка Кента. Этим, однако, его ценность ограничивается. Увы, но как какая-то определяющая история происхождения он точно не запомнится. С одной стороны – если новичок начнёт с комикса с таким рисунком, то желание продолжать знакомство у него отпадёт очень быстро. С другой – есть много похожих историй, которым «Man and Superman» всухую проигрывает как комикс для «первого контакта». Тот же «Kryptonite» Дарвина Кука и Тима Сейла, опубликованный в том онгоинге, в котором должна была появиться эта арка, несравнимо больше похож на «лучший комикс про Супермена, идеальный для новичка». Читайте лучше его. А потом можете и к этому сюжету вернуться.

Daughters of the Dragon #3

Евгений Степин

В целом, инициатива «Marvel Digital Originals» в той форме, в которой она представлена на данный момент, выглядит максимально неубедительно. Вспоминая те сильные заявления, которыми пиарщики издательства разбрасывались на этапе её анонса, очень смешно смотреть на то, чем оказался конечный результат. А им оказались максимально невдохновлённые цифровые комиксы средней паршивости, которые в лучшем случае были читабельными, а в худшем – откровенным мусором. Я честно пытался взяться за каждую из серий линейки и каждый раз честно для себя понимал, что читать их не имеет никакого смысла. Вырвиглазный рисунок отталкивал с первых же панелей, а скучные, неизобретательные диалоги никак не могли компенсировать внешнюю непрезентабельность.

Однако «Дочерей Дракона» я таки добил до конца, потребовав продолжения банкета как только закрыл финальный третий номер. Всё сказанное выше, в общем-то, справедливо и для них, пускай и в меньшей мере. Зачастую неплохой, Трэвел Форман здесь рисует спустя рукава, отвратительно отображая движение и (временами) мимику, да ещё и не особенно хорошо покрашен. Однако в некоторые моменты творец внутри него таки вылезает наружу, и тогда на страницах появляется изобретательная композиция и интересная, мультяшная стилизация. Сценарий Джеда МакКейя не хватает звёзд с неба и едва ли зацепит человека, который изначально отнесётся к «Дочерям» с предубеждением. Однако он достаточно увлекателен для того, чтобы целиком приковать к себе внимание читателя, которому приглянется основная тема и стилистика комикса.

Именно в ней заключена главная изюминка лимитки и вся её ценность, которая далеко не обязательно окажется такой уж ценной конкретно для вас. Главное достоинство «Daughters of the Dragon» – это очень нишевый комикс, рассчитанный целиком и полностью на фанатов старых азиатских фильмов о восточных единоборствах (и не очень старых западных клонов). «Дочери» как могут эксплуатируют ностальгию по практически мёртвому жанру и достигают немалого успеха в своём здравом начинании. Если вы регулярно пересматриваете финальные полчаса «Игры Смерти», на стене у вас висит постер с главным актёром этого фильма, а фамильной ценностью являются старые отцовские нунчаки, сделанные из ножек стула, то эта серия затянет вас с головой, не отпуская до тех пор, пока три увеличенных выпуска не будут прочитаны от корки до корки. Это очень правильный и тёплый привет из золотых 2012-2015-ых годов издательства, с их узконаправленными, собранными и обособленными онгоингами, который ни в коем случае не стоит пропускать, если вы являетесь фанатом тематики или героинь.

Daredevil #1

Антон Бордуков

До своего выхода, комикс от Чипа Здарски был тёмной лошадкой. Ожидать можно было чего угодно – от ухода в вайб историй о Сорвиголове 2000-х, до визионерства и креативности эпохи онгоинга времён Marvel NOW. Ореол таинственности немного спал перед релизом, когда была показана пара черно-белых страниц комикса, но в остальном держался он достаточно долго. Так ли это было необходимо? И да и нет. «Да», потому что в противном случае насчёт комикса было бы всё понятно с самого начала. «Нет», потому что в таком случае не получилось бы строить воображаемые воздушные замки относительно «будущего шедевра Здарски».

Тут стоит сделать важную оговорку: комикс не плохой. Выхолощенный? Да. Не будь на обложке имя Здарски, было бы весьма сложно угадать, кто из именитых или не очень авторов писал для него сценарий. Умение автора перевоплотиться, жонглировать темами, настроением и писать как-то неожиданно и по-разному – это очень хороший навык. Так почему же в тексте витают нотки разочарования?

Несмотря на то, что текст комикса очень крепко сбит, а Кекетто замечательно его оформил (вопросы есть разве что к колористу), новый «Daredevil» куда больше похож на ремесленную работу как раз к середине 2000-х и отсылающую. На что-то очень стандартное, хоть и компетентно поданное, нежели на нечто визионерское. Да, здесь есть всё то, что можно ожидать от комикса про Сорвиголову – страдания Мёрдока, флешбеки в его прошлое и его же католическую веру. К сожалению, именно с чем-то неожиданным тут очень туго. Разумеется, после финала рана Соула и интерлюдии в виде «Man Without Fear», опрометчиво было ожидать кардинальной смены настроения и экспериментов – Мёрдоку надо вновь научиться быть Сорвиголовой. Жаль, что самым оригинальным способом оказалось вновь примерить на персонажа амплуа страдальца, прилипшее к нему за десятки лет. И судя по клиффхенгеру в конце выпуска – причины для страданий Мёрдока будут лишь множиться.

Да, кстати, насчёт этого клиффхенгера. Я не социолог/теолог и компетенции в этих областях у меня нет, но насколько я понимаю – Сорвиголова может ломать черепа и при этом придерживаться принципа «не убей», даже если убивает случайно. Насколько мне известно, последовательные католики чётко разделяют преднамеренное и ненамеренное убийство. Впрочем, у органов правосудия на этот счёт есть своё мнение и тяжести содеянного это не отменяет.

А «визионерство» и оригинальный подход, кстати, есть в дополнительной истории, нарисованной самим Чипом Здарски. Вот она, несмотря на свой малый объём, приятно удивляет своим исполнением.

Female Furies #1

Евгений Степин

Представьте себе одинокую планету, находящуюся в ином измерении. Представьте себе, что её поверхность испещрена гигантскими огненными ямами, являющимися источником энергии. Представьте себе, что на этой планете царит вечная ночь и ни один звёздный лучик не проникает сквозь смог и смрад, извергаемый ими. Представьте, что всё население этой планеты – безвольные рабы, жизнь которых ничего не стоит, у которых нет шанса на будущее, нет надежды на спасение и нет ничего, что могло бы скрасить ещё один день пыток и работы, которая их буквально убивает. Представьте, что эта планета целиком управляется одним существом, которое почти наверняка является тем, что в известной книге называют «Сатана». Представьте себе, что единственная цель этого существа – полное подчинение его воле всех около-разумных форм жизни, а альтернативой этой цели является полная их аннигиляция. Представьте себе Ад. Знаете, что в этом Аду хуже всего? Что делает его по-настоящему Адским? Какое вселенское зло заставляет вращаться этот мир вокруг своей оси? Что самое ужасное в сердце ужаса? Ну конечно же ПАТРИАРХАТ, глупый ты угнетатель! Что может быть хуже ПАТРИАРХАТА???

Разве что комиксы, этот патриархат обличающие. Скажу честно – я один из немногих дураков, которые искренне ждали «Female Furies» и надеялись на что-то стоящее. Сесиль Кастеллуччи, вообще-то, написала один из самых нетипичных, мудрых и изобретательных комиксов последней пятилетки – «Shade, the Changing Girl». Настолько трогательные, смелые, запоминающиеся истории современная альтернатива порождает крайне редко. Ну а позвать проявившего себя альтернативного автора писать супергероику – дело самое правильное. К тому же Сесиль очень неплохо с супергероикой справлялась, что можно увидеть хотя бы в недавнем «Mysteries of Love In Space», где она написала коротенькую историю. Ничего не предвещало беды. Даже такая непростая тема, как феминизм, в руках талантливого автора должна показать себя с неожиданной стороны.

Я не знаю, что произошло. Была ли Кастеллуччи талантливым автором, или мне показалось. «Female Furies» – один из худших комиксов, что мне доводилось читать. В нём нет определённой стилистики – он мечется между комедией и драмой, пытаясь при этом говорить на довольно важную тему, из-за чего над шутками не хочется смеяться, на драму тебе наплевать, а существенный вопрос подан как пародия на самого себя. В нём отвратительный рисунок, который не может понять, на что он пытается походить – на мангу, классический американский стиль или европейские карикатуры – из-за чего смешивает всё подряд, в итоге превращаясь в тошнотворную кашу из кислотной краски, плохого знания анатомии, халтурно нарисованных ключевых панелей и жутко нудного визуального повествования.

В нём отсутствует всякое понимание созданного Кирби мира. Допустим, в главной обители страдания мультивселенной, Кастеллуччи решила заострить внимание на гендерном неравенстве, очевидно являющимся корнем всех бед. Почему нельзя было показать, как апоколиптианские женщины, надышавшись ядовитых испарений, рожают изуродованных детей, или оказываются съеденными своими соплеменниками, как «наименее продуктивные члены общества»? Что-нибудь действительно ужасное, характерное для Апоколипса, действительно показывающее исторически сложившееся уничижительное обращение с женщинами? Зачем было сводить эту важную, вроде как, проблему к конкурсам переодевания, готовке еды и домогательствам на рабочем месте? Кто-то серьёзно думает, что Фурии позволили бы так к себе относиться? Что Дарксайд бы спрашивал разрешения, прежде чем кого-то изнасиловать? Зачем превращать повседневные ужасы в комедию абсурда? Я очень сомневаюсь, что главное беспокойство вечных рабов состоит в том, что начальство хочет сексуализировать их образ.

Что забавнее всего – при таком поверхностном, вымученном раскрытии темы (при таком то гигантском потенциале!), Кастеллуччи ни на минуту не перестаёт напоминать читающему её комикс мужчине, что он – корень всех её проблем. Заголовок истории звучит как прямое обращение к читателю, на абсолютно каждой странице мужских персонажей уличают в угнетении женских (которые из матёрых убийц превратились в невинных мучениц), а заканчивается выпуск показательной казнью одного из угнетателей. Видимо, в такое устройство выпуска планировалось заложить какой-то месседж. Если я правильно уловил сигналы, сопоставив их со своей увядавшей с каждой страницей волей к существованию – в «Фуриях» сокрыта разгадка уравнения Анти-Жизни. Give in, ребят

Mysteries of Love in Space #1

Евгений Степин

Ни праздника у нас не проходит без очередного здорового спешала от DC. И вынужден признать, что их качество, в последнее время, начало сдавать. Летний злодейский ваншот был просто ужасен, хэллоуиновский восьмидесятистраничник наоборот – недостаточно ужасен, «Секретные Файлы Бэтмена» были очередной эксплуатацией персонажа, а зимний праздничный апокалипсис заставлял зевать. На этом фоне новый сборник, в этот раз ко Дню Святого Валентина, смотрится особенно выгодно не только потому, что выполнен куда более качественно, но ещё и потому, что в настроение празднества попадает идеально.

Полноценных историй в этот раз всего семь (плюс один репринт, с которым DC схитрили), ни одну из которых не получается назвать плохой. Объединяет их расплывчатая формулировка тематики, указанная в заголовке – любовь и космос. И более идеального сочетания человечество, кажется, ещё не придумало (не считая пива с водкой, конечно же). У большинства авторов очень точно удаётся поймать синергию между романтизированным образом космоса, каким его видят мечтатели, и обыденной романтикой между несколькими людьми разумными существами. При этом – любая из представленных историй несёт в себе свой особенный месседж, который далеко не всегда сводится к обобщённому пониманию любви, как явления. Любовь между машиной и человеком? Легко. Любовь между близкими друзьями? Пожалуйста. Восприятие любви как ошейника с прикреплённым поводком? Почему бы нет?

При этом разнообразии авторских взглядов на тему – спешал не ощущается как солянка из несвязных высказываний, а читается как вполне себе цельная работа, с ярко выраженной завязкой, кульминацией, заключением и послесловием, органично дополняющим предыдущие истории. Всю толстую книжку можно запросто читать залпом, почти не стопорясь на каких-то провисающих моментах или резких переходах между стилями. Даже художники постарались на славу, превратив комикс в весьма неплохую визуальную энциклопедию о любви за пределами земного шара. Самое лучшее – этой внеземной романтикой действительно проникаешься, всерьёз придавая какое-то значение празднику, на которой раньше даже внимания не обращал. Так что, если вашему гиковскому сердечку не хватает теплоты в этот холодный, снежный февраль – DC знают, как вам помочь. Без долгих раздумий принимайтесь за чтение.

Detective Comics #997

Степин: Первый из выпусков нынешнего рана, который без обиняков можно назвать отличным. Как минимум до тысячника за онгоингом следить крайне рекомендуется. Глядишь – Томаси и сможет написать о Бэтмене что-то такое, что запомнят надолго.

Batman #64

Бордуков: Очень мутная кашица с не менее мутным Гиллемом Марчем на рисунке.

Heroes in Crisis #5

Степин: А вы помните те времена, когда Том Кинг писал о чём-то ещё, кроме депрессии? Так вот – они прошли. Нынешний ивент настолько пустой, что с тем же успехом Кинг мог делать отдельные выпуски про каждую букву в названии этого заболевания. Как раз бы девять получилось.

Комментарии