Комиксы Недели #115 1 — 6 декабря 2018

1 018

Политически заряженные комиксы.

Action Comics #1005

Евгений Степин

Очередной выпуск «Action Comics» – очередной повод порадоваться, что Брайан Майкл Бендис пишет для всех нас комиксы про Супермена. Если в именном онгоинге нас потчуют роскошной, чистокровной супергероикой с высочайшими ставками и харизматичными персонажами, то здесь автор продолжает давать себе и читателю отдохнуть и отведать простого в своём устройстве, но очень продуманного по структуре процедурала. И то, и другое у него получается замечательно. Читая новый выпуск «Экшена» натурально с облегчением выдыхаешь. Находиться в центре этой истории попросту уютно.

Кажется, что в данном сюжете Бендис как бы прощупывает почву вселенной DC, морально готовясь погрузиться в неё с головой в будущих работах. Почти каждый выпуск представляет нам какого-то героя, необязательно популярного, и даёт распробовать то, что автор для него готовит. Конкретно этот номер стал для меня особенно приятным. Практически у каждого фаната супергероики есть условная троица любимых персонажей: один представляет собой «большую шишку», фигурирующую во многих сюжетах и довольно популярную среди масс, другая (-ой) фактически является «вайфу», которую читатель ценит за её выдающиеся внешние данные, а третий становится чем-то вроде тёмной лошадки, которая не так часто мелькает в историях, но когда всплывает в одной из них – непременно согревает фанатское сердечко. Лично для меня последним всегда был несчастный Вопрос, забытый всеми после того, как Роршах совершил свой экранный дебют. Забытый всеми, кроме Брайана Майкла Бендиса. Теперь «MAH BOI» снова в строю. Если между мной и бендисовским Суперменом оставался какой-то лёд – он был растоплен окончательно.

А в целом – серия всё так же хороша. Очень приятно наблюдать за тем, как писатель, осознавая свою состоятельность и понимая, что ему никто не указ, не торопится выкладывать козыри на стол, плавно развивая сюжет и наращивая интригу с каждым выпуском, без оглядки на ожидания публики. Если Бендис продолжит в том же духе – мы получим настоящую сериализованную сагу о современном Метрополисе, определяющую устройство мира вокруг Кларка на годы вперёд. Любители продуманного лора и многослойной вселенной – вам сюда.

Marvel Two-in-One #12

Антон Бордуков

Чип Здарски своими последними работами старался (с переменным успехом) доказывать, что он более чем компетентен писать не только юмористичные комиксы и уморительно вести твиттер. Как мы видим – Peter Parker: Spectacular Spider-Man закончился на очень сильной ноте, а Two-in-One… Тоже, на самом деле, показательный случай.

Тайтл про путешествия «Фантастической двойки» закрылся в основном из-за официального возвращения всего квартета иконической для Marvel семьи. И хотя Четвёрку Слотта сложно назвать плохим комиксом (да и откровенной неправдой это будет), всё же немного грустно от того, что один тайтл «убил» другой. Ведь у «Two-in-One» было то, что у четвёрки Слотта пока что получается несколько хуже – хороший юмор и не менее замечательная динамика между персонажами.

В последних двух номерах рана, разбитых на парные приключения Рида/Бэна и Сью/Джонни теплоты и так называемой «душевности» гораздо больше, чем в четырёх номерах свежего тома Фантастической Четвёрки. Оно, конечно и понятно, ведь перед тайтлами стоят несколько разные цели. Если главная серия призвана показать грандиозность возвращения Четвёрки в комикс-мир и использует фансервис как средство наращивания масштабов, не размениваясь на «нежности», то комикс Здарски гораздо больше сфокусирован на этих самых «отношениях». И фансервис работает на то, что у персонажей есть огромная история и им есть о чём друг с другом говорить. Учитывая, что Фантастическая Четвёрка всё-таки является семьёй – последний вариант звучит если не уместнее, то хотя бы симпатичнее.

Учитывая все успехи Здарски на писательском поприще, безумно интересно посмотреть, какие новые высоты он покорит (и покорит ли вообще) на Сорвиголове. Ждём? Лично я – жду.

Doomsday Clock #8

Евгений Степин

Технически, этот номер всё ещё не вышел, мы его всё ещё не прочитали и понятия не имеем, кто там засветился. Но злые русские хакеры, если верить западным СМИ, слили комикс в сеть, чтобы отомстить глупым америкосам за то, что покусились на святое (вернее святого). Но, эй, мы же всё-таки его прочитали, правильно? И не то, чтобы сейчас выходили комиксы важнее и интереснее. Так какого чёрта? Давайте обсудим восьмой выпуск прямо сейчас. Только никому не говорите. Пусть это будет нашим маленьким секретом. Мы ведь все здесь против пиратства и регулярно покупаем комиксы, правда?

Выпуск, если что, в очередной раз превосходный. И в нём, наконец-то, история фокусируется на главной звезде серии, если верить Джеффу Джонсу – на Супермене. Да, это восьмой выпуск, а главный герой показался только сейчас. Впрочем – вряд ли кто-то сильно против. Человек из Стали наконец-то вышел на сцену и, ожидаемо, притянул всё внимание к себе. Как можно было понять из предыдущих работ Джонса – понимание и любовь к персонажу у него очень сильные и ярко выраженные. Соединяем это с Гари Фрэнком и, вуаля – имеем на руках идеальный комикс о персонаже, на фоне которого меркнет даже отличный Бендис. Буквально всё в этом выпуске работает так, как надо. Фактурные, детализированные и очень «чистенькие» иллюстрации Фрэнка как нельзя лучше подходят для истории про Кларка Кента, наделяя страницы жизнью и чувством некой душевной чистоты, появляющемся когда на них смотришь. На руку играет и невероятное умение Фрэнка отображать мимику персонажей и эмоции на лицах, что для Супермена, принципиально не носящего маску, важно как воздух или солнечный свет.

Но большинство людей, разумеется, волнует совсем не это. Ведь в выпуске показали того, чьё имя я не буду называть, дабы не накликать случайных воинов справедливости, пришедших к нам на сайт для защиты чести вождя. Вам нужно знать лишь то, что Он тут есть. И, скорее всего, Ему здесь быть не следует. Разумеется, раз уж даже в собственной стране особой любви среди интеллигенции Он не сыскал, на западе Его вообще представляют олицетворением вселенского зла, похлеще их родного президента. И даже если это не настолько далеко от правды – Джонсу не следовало демонстрировать гордый лик нашей государственной опоры на странице комикса. Это не значит, что комиксу в принципе не следовало пытаться оседлать эту волну. Просто нужно было найти более изящный выход. Взять хотя бы тот же «The Dark Knight Returns», где действующий президент США тоже был главным злодеем, но ты пойди это докажи.

Однако то, что испортило бы любой другой комикс, в «Часах» просто кажется необходимым винтиком в механизме, благодаря которому локальная драма работает настолько убедительно. Раз уж показывают – значит надо. Никакой «клюквы» или русофобии в комиксе нет, как таковой. Это не аароновские «Мстители» с медведем алкоголиком, родом из совка. Это вполне себе современная Россия, с тем лишь отличием, что где-то в небе летают Пожар и его команда. Событиям комикса веришь и единственная мысль, возникающая во время чтения: «Ахаха, я здесь живу!». И с этой мыслью, мы прощаемся с «Doomsday Clock», чтобы снова увидеться уже в следующем году. Но, как вы прекрасно понимаете, мы обязательно ещё его вспомним в 2018-м. Ибо кто-кто, а уж работа Джонса и Фрэнка это заслужила.

DC Nuclear Winter Special #1

Антон Бордуков

В этом году DC решило отметиться не простым выпуском, а постапокалиптическим! Ещё на этапе опубликования в солицитах возникали некоторые сомнения относительно резонности выбора сего хмурого антуража для, казалось бы, такого праздничного выпуска. Иногда даже такие странные решения могут если не выстрелить, то как минимум хорошо сработать внутри самого комикса.

Структурно «Nuclear Winter Special» напоминает эпизод «Чёрный Музей» из сериала «Чёрное Зеркало». В роли рассказчика и связующего звена выпуска выступает Рип Хантер. Застряв в дистопичном послевоенном будущем, ему приходится рассказывать местным «бандитам» различные истории об их любимых супергероях, чтобы потянуть время и успешно зарядить свою временную капсулу. Все истории между собой объединены пусть и не напрямую, но складываются в тематически целостную картину.

Общего у них, на первый взгляд, разве что концепция – герои DC живут/выживают в мире, пережившем глобальную катастрофу. Бэтмен (Дэмиэн Уэйн, кстати), живущий в почти необитаемом Готэме. Аквамен – король мёртвых морей, обезображенных радиацией. Супергёрл берущая под своё крыло маленькую девочку и живущая в мире, где Солнце навеки скрылось за облаками. Марсианский Охотник, для которого главной катастрофой всей его жизни стала смерть всего Марса. Эту историю, кстати, написал Стив Орландо и она очень ярко демонстрирует, что автор персонажа очень любит.

Что общего у всех этих историй? Они все о том, что в каких бы ужасных ситуациях не оказались наши герои – всегда есть место для надежды, смирения, прощения. О том, что человечность – не пустой звук, даже перед лицом уже нагрянувшего апокалипсиса. О том, что жизнь не заканчивается, а даже если заканчивается, то её остаток можно прожить не зря. Для этого конечно же не обязательно было помещать персонажей в столь угнетающие условия, но подобная контрастность хорошо усиливает и без того не самые слабые стороны этой антологии. И пусть местами она слегка неказиста или некоторые истории «обычные». Контекст и контрастность позволяют ей быть или даже казаться немножко краше, чем она является на самом деле.

Ironheart #1

Евгений Степин

По своей сути, «Ironheart» – очередной косвенный признак того, что с современной индустрией комиксов что-то очень неправильно. Можно долго пытаться найти найму Ив Юинг оправдания, но давайте будем честны: нанимать человека писать персонажа просто потому, что у них одинаковые причёски, цвет кожи и место проживания, при полном отсутствии у этого человека опыта в написании комиксов – как минимум неэтично. И унизительно, в первую очередь, для самого нанимаемого. Хочешь писать про Рири, Ив Юинг? Начни с бэк-апов и коротеньких историй в ежегодниках, опробуй перо, а потом уже выходи в большую лигу с собственным онгоингом. Пользоваться внешними данными для того, чтобы проскочить этот тяжёлый путь, который проходит абсолютное большинство сценаристов – это что-то из разряда творческой проституции. Видимо, Юинг решила овладеть сразу двумя древнейшими профессиями.

Всё это, однако, совсем не мешает первому выпуску «Железного Сердца» быть достойным комиксом. В нём есть немного драмы, немного комедии, немного мелодрамы, немного боевика – всего в нём понемногу. Разброс в жанрах настолько велик, что номер ощущается солянкой из сразу трёх частей истории, которые было решено порубить на куски и склеить что-то цельное. И попытка оказалась более-менее удачной. Переход от одной трети к другой совершается достаточно плавно, хотя порой жанровое разнообразие всё же начинает резать глаз. Если принять как данность, что Рири, по своей сути, раздражающий персонаж – к героине быстро привыкаешь и начинаешь искренне болеть за неё в опасных ситуациях. Комиксу удаётся зацепить внимание и держать его до самой последней страницы, не нарушая установленный с читателем контакт какими-то чересчур глупыми или неестественными моментами. В итоге полученные приятные эмоции полностью перекрывают всякий возможный негатив, связанный с релизом. Нашу первоклассницу можно смело гладить по голове и ставить твёрдый зачёт.

Однако от того, что это работа первоклассницы никуда не деться. Весь выпуск ощущается как упомянутая проба пера, со всеми вытекающими. Здесь много претенциозности, характерной для писателей, старающихся впечатлить новую аудиторию, много чисто повествовательных неровностей, вроде тех же переходов от жанра к жанру, много неловких моментов, которые в будущем могут стать серьёзной проблемой. Согласно слухам – редакторы буквально держат Юинг за ручку и изо всех сил стремятся не облажаться, научив новичка писать так, как они считают должным. Если это правда, то нужно помнить, что рано или поздно Ив придётся ходить в школу одной. И вот тогда мы увидим, сколько в ней на самом деле от сценариста комиксов. На данный момент от меня – осторожная, но рекомендация.

Бордуков

Aquaman – Justice League Drowned Earth #1. Ваш типичный ивент категории «прилетают пришельцы захватывать Землю, а она – не поддаётся!». Не то, чтобы это было плохо само по себе, скорее на любителя.

Action Comics #1005. Не то, чтобы интрига с личностью Красного Облака не читалась заранее, но «эффект Бендиса» всё ещё работает. Комикс умеет понравиться потенциальному читателю, даже не прилагая для этого каких-то особых усилий. Обычно это значит что-то плохое, но я хочу быть оптимистичен.

Daredevil #612. Сорвиголова мёртв – да здравствует Сорвиголова! Вообще, за использование тропа «сон собаки» принято порицать, но нет ни сил, ни желания. Складывается ощущение, будто Соул хотел закончить свой ран красивой фразой на последней странице, а как к этому приведёт нарратив – совершенно не важно. Зато Фил Ното рисует красивые картинки, можно полистать хотя бы ради них.

Amazing Spider-Man #10. Как бы витиевато/красиво/скучно/интересно ни писал Спенсер, стоит увидеть рисунок Рамоса – сразу руки опускаются. Прекрасно осознаю, что безмерно клёвый паучий арт из-под пера Оттли требует времени, но восприятие изрядно искажается, принимая во внимание как долго Рамос рисовал Паука для того же Слотта. Вот и ощущение свежести быстро пропадает.

Комментарии