Комиксы Недели #114 16 — 30 Ноября 2018

1 217

Немного припозднились. Вините Миракла!

Uncanny X-Men #1

Евгений Степин

На приложенной иллюстрации вы можете видеть человека, который предпринял отчаянную попытку втянуться в невразумительную вселенную современных Людей-Икс посредством прочтения очередного кроссовера с их участием. Уму непостижимо, насколько плохо «Uncanny X-Men» справляется со своей предполагаемой задачей – заинтересовать читателя в своих персонажах и перипетиях их тяжёлой мутантской судьбы. С вами когда-нибудь случалось такое, что вы приходили домой после тяжёлого дня, располагались в удобном кресле и собирались отдохнуть за чтением интересного комикса, но вместо этого засыпали, дойдя до его середины? Со мной вот – нет. До этого момента.

Первый выпуск глобального релаунча икс-линейки – феноменально скучное чтиво. В нём нет ни атмосферы большого события, ни интересного сюжета, ни впечатляющего визуального оформления, ни вразумительно прописанной динамики между персонажами, ни динамики, как таковой. Вместо всего этого – очередной крикливый ивент с вырвиглазной цветовой гаммой, полудурками, вместо супергероев, нравоучениями о том, что «все люди равны», и отсутствием какой-либо свежей центральной идеи. И даже клишированные, основополагающие идеи икс-франчайза сценаристы умудряются запороть наглухо. Основной конфликт данной истории – люди создают вакцину, способную предотвращать развитие мутаций у детей до их проявления, а МУТАНТЫ ПРОТИВ. Возникает логичный вопрос – по какой причине? На каждого Икс-Мена приходится по десять штук разнообразных Мистик, Магнето и Саблезубых, которых хлебом не корми – дай поубивать неполноценных людишек. Да и многим «хорошим» мутантам их способности доставляют массу хлопот, из-за которых они оказываются неспособны жить в социуме. Но это всё, конечно, глупости, на которые не нужно обращать внимания. Почему? Да чёрт его знает. Свою позицию Людям-Икс так высказать и не дают. Вернее – дают, но те только и делают, что лопочут какую-то несуразицу. История, слава богу, находит этому внятное объяснение. Вопрос в другом – есть ли в головах авторов внятное объяснение позиции протагонистов? Или сценическая импровизация Джейми Мэдрокса как раз таки передавала их собственные мысли на этот счёт?

При всём при этом – длина выпуска составляет аж семьдесят страниц. Зачем они нужны? Для кого они написаны? Почему ивент обзавёлся еженедельным графиком выхода? Что вообще происходит? Я, право, понятия не имею. На данный момент из прочитанного могу сделать лишь один вывод: «Disassembled» – явный духовный наследник отвратительного «No Surrender», позаимствовавший все его отрицательные черты. Уймы сценарной воды, неадекватные персонажи, визуальная какофония на каждой странице, очень скучный, избитый сюжет, явный перебор с количеством действующих лиц, игнорирование главных звёзд команды, насквозь вторичный антагонист, который вроде бы хороший, но мы то знаем… Перечислять можно очень долго, но суть у всего этого одна – не тратьте на это недоразумение время, силы (читать комикс себя приходится буквально заставлять) и, господи упаси, деньги. Кажущаяся адекватной цена в восемь долларов фактически является грабежом, учитывая суммарную смысловую нагрузку четырёх историй. Лучше, прежде чем начинать интересоваться вселенной Людей-Икс, подождите ещё немного. Пока горы не рухнут, вода в морях не закипит, Бишоп не научится нормально держать оружие, а главный офис Marvel не научится делать нормальные кроссоверы.

Mister Miracle #12

Антон Бордуков

«Mister Miracle» может легко смутить, откровенно ошарашить и оставить в состоянии «я ничего не понимаю, почему этот комикс так все любят, неужели люди видят в нём что-то, чего я не улавливаю?!». Со мной именно это случилось — вроде бы на руках есть всё что нужно, а катарсиса не случается. На его место встают тоска и интеллектуальная рефлексия. И в процессе последнего, до меня дошло – это не баг, это фича. На этом фоне вспомнился опыт просмотра «Sucker Punch» Зака Снайдера и «Evangelion» Хидэаки Анно. Произведений, имевших похожий повествовательный подход. Я отрефлексировал «Mister Miracle» через призму подобного опыта — и вот тогда наступил тот самый катарсис.

Если рассматривать «Mister Miracle» в таком ключе, то перед нами действительно история об эскапизме и депрессии, когда мир кажется недостаточно реальным, но достаточно разочаровывающим. Паранойя, тревога и экзистенциальная тоска – в эти три слова действительно можно уложиться, пытаясь описать «Mister Miracle». И в таком контексте, чувство потерянности и тотального непонимания происходящего – едва ли не самое аутентичное переживание, которое может испытывать читатель.

Будучи верным себе и своим заявлениям, Том Кинг действительно написал комикс-рефлексию, актуальную для сегодняшнего дня. В основном, конечно, гораздо более сильную для американской действительности и поколения миллениалов, но их проблемы не уникальны. Отсутствие уверенности в будущем дне, и уж тем более в настоящем, а так же грызущие изнутри сомнения о выбранном в жизни пути – достаточно общечеловеческая тема. Как быть? Ответа на этот вопрос никто не даст. Не стал давать его и Кинг. Каждый решает для себя сам. Скотт Фри со своим выбором определился, но это – отражение личной рефлексии автора. Задача читателя – отрефлексировать вместе с ним и сделать свои выводы.

Разумеется, эта проблематика направлена на определённую аудиторию. Не стоит переживать, если комикс вам не понравился или проблемы не близки – это просто значит, что вы не аудитория данного произведения. Такое бывает, в этом нет ничего плохого.

Удивительно насколько авторским получился этот комикс. Редко, когда в мейнстримной супергероике и комиксах «Большой Двойки» появляется подобная работа, которую при любом другом раскладе мы бы скорее всего нашли в несколько ином виде у Avatar Press или Fantagraphics. «Mister Miracle» уже нашёл свой отклик у огромного количества людей, в том числе и переживших клиническую депрессию. Они увидели в нём моральную поддержку и это помогло им понять, что не одиноки в своих чувствах. Это ли не показатель того, что комиксы – действительно искусство?

Евгений Степин

Главная заслуга этой серии заключается в том, что она существует. Она, прямо как Дарксайд – is. Насквозь авторская, очень личная для её создателей и весьма важная для прочитавших её людей. Вне зависимости от того, как они к ней относятся. В индустрии, построенной на франчайзах, множестве закостенелых образов, запутанных вселенных и превалирующей редакторской воле – она была написана и выпущена. И это хорошо. Большая часть возможных критических замечаний на её счёт отваливается, как только этот факт удастся уместить в своей голове.

Этот тот самый случай, когда комикс можно оценивать только с позиции «нравится/не нравится», которая зависит от личного читательского отношения к идее, заложенной в него автором. По своей сути – это не столько развлекательный продукт массовой культуры, сколько попытка автора разобраться со своими собственными проблемами через написание комикса. Подход, вне всяких сомнений, эгоистический, однако, в то же время, единственно верный. Любому писателю следует рассказывать о том, с чем он сам знаком не понаслышке. Том Кинг хорошо знаком с депрессией и чувством экзистенционального исступления, нередко возникающего даже у не самых потрёпанных жизнью людей. А Тома Кинга жизнь побросала. И даже после того, как самый трудный этап в ней был пройден, это непонимание феномена кажущейся бессмысленности собственного существования его не покидало. Так что он решил поделиться своим опытом и переживаниями с миром, в надежде, что кому-то эти ощущения окажутся так же близки. Судя по реакции публики – близки они оказались очень многим людям, что не только многое говорит о нынешнем поколении, но и о том, что автор попал в самую точку, создавая эту лимитку.

Честно – мне очень многое пришлось не по душе в «Mister Miracle» ещё тогда, когда я, скрипя зубами, давал ему титул одного из комиксов года в конце 2017-го. Мне не понравился медленный темп, визуальная репетативность, отсутствие чувства восхищения и удивления, которого я жду от комикса, полное отсутствие сюжетного развития, и так далее, и тому подобное. Однако, закрывая финальный выпуск, я, как и когда-то в прошлом году, чувствую, что просто не могу вытереть ноги о такую важную для её автора историю. Видимо, она просто не для меня. При этом, я с готовностью признаю её бесспорное достоинство – атмосферу депрессивности, безысходности и отказа базовых жизненных функций она передаёт идеально. А именно этого автор и добивался. Что самое замечательное – Кинг нашёл в себе силы закончить свой магнум-опус на нехарактерной для него (жизне-?) радостной ноте, сумев найти в ситуации героя нечто, что он готов назвать своей персональной формой счастья. Значит ли это, что автор перерос этот этап вместе с ним и в его творчестве появятся новые темы и мотивы? Искренне на это надеюсь.

Web of Venom: Carnage Born #1

Евгений Степин

Вы наверно подумали, что раз это ваншот, то комикс может быть прочитан сам по себе, в отрыве от онгоинга Венома, который пишет Донни Кейтс? Что сможете насладиться сольными приключениями Клетуса Кэссиди, для ознакомления с которыми не потребуется дополнительное чтение или запас терпения, чтобы дождаться продолжения? Вот Marvel предусмотрительно подумали, что вы так подумаете, и гордо поместили имя Карнажа на обложку. Только вот никакой это не «Карнаж», а просто очередной выпуск «Венома», вынесенный за пределы серии без всякой видимой сценарной нужды и закономерно продолжающий события её первой арки. Если вы ждали чего-то другого – проходите мимо.

Если вы ждали именно этого, то вы, разумеется, уже прочитали комикс. Однако, если по какой-то причине вы думаете, стоит ли это делать, то мой вам совет – сэкономьте время и просмотрите краткое содержание в интернете. Какой-то самостоятельной ценности ваншот не несёт в принципе. В нём нет ни интересного сюжета, ни увлекательных диалогов или монологов, ни каких-то особенно запоминающихся персонажей, а качество рисунка от страницы к странице очень не стабильно. Чего в нём предостаточно, так это расширения симбиотического лора, в котором так заинтересован Кейтс, и «развешивания сюжетных ружей», стрелять которым предстоит сами догадываетесь где. На этом, по сути, всё.

American Carnage #1

Евгений Степин

ВОТ. Вот оно. Кончик языка совершает путь в три шажка вниз по небу: Вер-ти-го. Чистое и неподдельное. Едва на крышку гроба бросили горсть земли, как импринт начал стучаться изнутри, пытаясь вылезти из могилы, в которую его погрузили. А руку сверху протягивали создатели «American Carnage» – Брайан Хилл и Леандро Фернандез – которые, видимо, единственные заинтересованные в его «возрождении» люди.

Это именно тот классический «вертиговский» подход к созданию комиксов, которым в своё время прославился импринт. Сюжет берёт корни в событиях

реального мира, но чрезмерно гипертрофирует их, успешно пытаясь впечатлить читателя. Проблема в центре истории, однако, всё такая же «актуальная», как и в предыдущих двух первых номерах «перерождения» – агрессивный белый расизм. Но, в отличие от них, у «Американской Резни» действительно достойный сценарист. Хилл, в одном из видео на своём канале YouTube, подробно объяснял, что подтолкнуло его к созданию комикса, и с чем ему, будучи темнокожим в Америке, пришлось столкнуться. Очень важно понимать, что это не столько попытка отразить действительность, сколько переживание и пережёвывание опыта из прошлого писателя, посредством создания комикса, прямо как это постоянно бывает у Тома Кинга. Разница между его работами и комиксами Брайана в том, что у Кинга опыт и собственные эмоции стоят на первом месте, в то время как Хилл старается отодвинуть их на второй план, низведя до едва заметных подтекстов, целиком сосредотачиваясь на создании интересной истории и персонажей. И у него это получается на редкость хорошо. Как часто вообще бывает такое, что имена героев запоминаешь после первого же номера?

Однако, вне всяких сомнений, это медлительное и нагруженное диалогами повествование не было бы таким увлекательным, если бы не рисунок Леандро Фернандеза, который делает всё, что в его силах, чтобы подобные длинные разговорные сценки не утомляли читателя. Одну из словесных перепалок «Американской Резни» можно использовать как учебное пособие по созданию беседы, во время которой персонажи неподвижно сидят друг напротив друга, на страницах комикса. Больше всего синергия между Хиллом и Фернандезом напоминает другой известный дуэт авторов, писавший для Vertigo – Брайана Азарелло и Эдуардо Риссо. Если совместные работы этих мастеров вам в своё время пришлись по душе, то пропускать первый стоящий комикс обновлённого импринта просто непозволительно. А следующей на очереди у нас самая мякотка. Самая сладкая часть перезапуска, характеризующая его с головы до ног. «Goddess Mode». Зои Куинн. Робби Родригез. 12-е декабря. Ух, что будет. Чует моё сердце, что и десяти «American Carnage» не хватит, чтобы перебить послевкусие.

Superman #5

Антон Бордуков

Брайан Майкл Бендис – человек, чьё имя подарило нам чудеснейший мем под названием «Бендис-спик». Злопыхатели так же могут рассказать о том, насколько «мастерски» он ведёт интриги, распутывая их недостаточно элегантно и изящно. «Superman» Брайана Би это не тот комикс, который можно назвать «Бендис-free». Декомпрессия? Есть. «Ты? Кто я? Да, ты. Точно я?» — тоже в наличии. Гомеопатическом, но всё-таки. Оно присутствует даже в этом номере!

Только всё это не имеет большого значения, потому что главное, что делает Бендис – не губит образ Супермена. Да, он тизерит то, что судя по всему будет будущим Супер-ивентом, связанным с Новым Криптоном. Да, он безбожно растягивает на шесть номеров историю, которую можно было бы рассказать, уложившись в три или четыре выпуска. Но его Супермен – остаётся Суперменом, проявляющим чуткость, понимание и не испытывающим презрения даже перед лицом существа, фактически дважды совершившего геноцид криптонцев. И намеревающегося совершить ещё больше убийств во имя одному только Рогол Зару понятой цели.

«Большой комикс про человека/криптонца с большим сердцем, большим масштабом и большой «S» на груди» — это действительно очень ёмкое описание комикса «Superman». Весьма здоровского, надо сказать, комикса. Не знаю, может быть Бендису суждено испортиться так же, как его попортили последние годы работы в Marvel, но пока что он пишет потенциально один из лучших ранов о Супермене. Надеюсь я не поспешил со столь оптимистичным прогнозом.

Комментарии