Комиксы Года (2017)

1 178

Редакционные итоги 2017 года.

Это не привычный топ лучших комиксов за прошедший год с огромным жанровым и количественным разбросом. Это несколько тайтлов, которые показались нам самыми интересными. Максимально субъективный, но в то же время аргументированный взгляд, на комиксы 2017 года.

 

Deathstroke

Антон Бордуков

Кристофер Прист и его Дефстроук. Я никогда не думал о том, что про Дефстроука можно писать настолько хорошо и объёмно. Конечно, был «Контракт Иуды», но то было во второй половине предыдущего столетия и фокусировалось далеко не на одноглазом наёмнике, а непосредственно мощной сольной серии о Слэйде Уилсоне, кажется, и не было вовсе. Не считать же New 52 онгоинг чем-то хорошим, правда? Был, конечно, второй том Titans, который под конец превратился в историю о том как Дефстроук команду набирал ради непонятных целей, но это немного не то. А потом пришёл Прист и, простите мне мою пошлость в формулировках, «перевернул игру».

Он деконструировал нашего «героя». Разобрал его по кусочкам, проник в его мысли и обнажил самую суть, показав всю неоднозначность протагониста. Важно понимать, что Дефстроук Приста – отнюдь не «лёгкое чтиво». История скачет по таймлайну туда-сюда, показывая контекстно важные куски истории, словно мы смотрим Бэтмена Нолана, присутствует вездесущая разбивка на «главы», текст, при том, что отлично написан, порой всё-таки требует определённой вовлеченности и знаний английского «выше среднего». Да и с читателем Прист не сюсюкается – внимательность при чтении онгоинга вполне обязательное условие, иначе рискуешь запутаться при очередных флэшбеках и упустишь важные параллели с пересечениями. Однако оно того стоит.

При этом в «открытиях» не просто так находится ещё и сам Прист – именно Дефстроук, лично для меня, раскрыл этого крайне талантливого писателя. Заставил открыть его биографию и начать «копать». Культовый, в определённых кругах, ран на серии Black Panther, второй том The Ray, много других интересных комиксов – это всё Прист. Но то было в девяностых, а с тех пор он не так уж и много написал, из самого заметного – The Return of Quantum and Woody для Valiant. Надеюсь, именно его работа над Дефстроуком откроет Кристоферу дорогу к окончательной славе и признанию. И, кажется, это уже началось – абы кого не станут ставить на онгоинг Лиги. Да?

 

Mister Miracle

Евгений Степин

Скажу прямо, я не понимаю, за что тайтл так хвалят. При всех тех плюсах, которых у него навалом, это всё ещё очень монотонный и излишне серьёзный по отношению к себе комикс. И меня, блин, утомила эта сетка. Серьёзно, пять выпусков по двадцать страниц, каждая из которых выполнена в одной и той же манере. Им самим это не надоело? Добавим к этому то, что я не могу не сравнивать «Миракла» с другим совместным проектом Кинга и Джерадса, «Sheriff of Babylon», который я едва не назвал комиксом года, несмотря на то, что в 2017-ом вышел лишь один выпуск. Да, жанры разные, да, объединяет их лишь креативная команда, но я не могу выкинуть эту параллель из головы, и «Mister Miracle» не смотрится особенно выигрышно на фоне той невероятно умной и трогательной драмы, основанной на реальных событиях и опыте сценариста.

Но тут вот какое дело – в ушедшем году, гениальному творцу и самому влиятельному человеку индустрии, Джеку Кирби стукнуло бы аж целых сто лет. И для меня, как, я думаю, и для многих других, год прошёл под знаком этого юбилея. Странно то, что индустрия эту дату почти не заметила. Кроме нескольких портретов, которые художники публиковали в Твиттере, единственное, что нам напоминало об этом событии, были те три лимитки, что публиковались DC, да парочка ваншотов от них же. Что из этого было действительно достойно внимания, так это «Bug!: The Adventures of Forager», да вот – «Миракл». И если смотреть на 2017, как на год Кирби, то, наверно, не было более важного комикса, чем эта арт-хаусная история о божественной семейной паре.

Чем же она так хороша? А тем, что это единственный, за долгие годы, комикс, который пытается сделать с мифами, созданными Кирби, что-то новое. Впервые обитатели Четвёртого Мира предстают перед нами как живые существа, которые заняты не только своими божественными делами, но и не чужды простым человеческим удовольствиям. У Кинга получается превратить непогрешимых архетипичных божков в противоречивых и неоднозначных персонажей, каждый из которых представляет из себя куда большее, чем кажется на первый взгляд. Деконструкция, как она есть, получите и распишитесь. Кроме того, Mister Miracle — это самая загадочная история, опубликованная большой двойкой в этом году. Каждый раз, когда, казалось бы, всё становится понятно, Кинг разворачивал историю на 180 градусов, чтобы всё снова стало чертовски загадочно. Ни один другой комикс в этом году не вызывал у меня подобных эмоций. Что радует ещё больше – впереди целых семь выпусков. Я понятия не имею, что там у Кинга и Джерадса на уме, но никакая дурацкая планировка панелей не заставит меня отказаться от того, чтобы это выяснить.

 

Punisher – The Platoon

Евгений Степин

Не знаю почему, но мне непременно хотелось хоть как-то отметить «The Platoon», когда дело дойдёт до подведения итогов прошедшего года. Но, поскольку номинации «Флэшбэк Года» у нас нет, почему бы просто не назвать его одним из лучших комиксов 2017-ого? Не вижу ни одной причины этого не сделать.

Чтобы понять, почему я его таковым считаю, можете просто полистать наши «Комиксы Недели», где я облизывал каждый номер «Взвода» так, как, наверно, ни один другой комикс. Он хорош, буквально, с каждой стороны. Рисунок Горана Парлова подходит для тематики лимитки просто идеально: сцены боёв жестоки, эмоции героев чувствуешь так, будто они сидят рядом с тобой, лицо каждого персонажа идеально передаёт его характер и, господи, как же хорошо у него получается рисовать Фрэнка! Что до Гарта Энниса, то для него серия стала своеобразным искуплением грехов. То, что Эннис пишет в последнее время для DC, это уровень современного Нила Адамса, а ниже этого упасть практически невозможно. В роли сценариста «Взвода» он чувствует себя как рыба в воде – тут и Каратель, которого он писал большую часть своей карьеры, и война во Вьетнаме, тему которой он тоже не раз поднимал, и, что самое важное, все действующие лица – живые, настоящие люди. И никто другой не умеет писать реальные человеческие характеры, как Гарт Эннис.

Всё это, впрочем, делает «Взвод» всего лишь ещё одним хорошим тайтлом, каких в этом году было немало, но никак не выдающимся. Что же в нём такого необычного? Иронично, но это, главным образом, его «обычность». Комиксам вообще свойственен эскапизм. Какие только бредовые идеи не воплощали на их страницах – от говорящих животных, до существ из других измерений – каждый может найти извращение на свой вкус. И на фоне всей этой клоунады «Взвод» стоит особняком, оставаясь одним из последних комиксов «для нормальных людей» на рынке. Здесь нет ничего, что могло бы отпугнуть человека, незнакомого с трендами индустрии или персонажем. Ничего такого, что могло бы помешать читать лимитку, как самодостаточную историю о Вьетнамской войне, ни в чём не уступающую тому же киношному «Взводу», а в чём-то его и превосходящую. Всё просто, доступно, интересно и очень близко каждому из нас. И для того, чтобы создать подобную историю, авторы не стали выдумывать свой собственный мудрёный мир, или напяливать на героев цветастые костюмы – они просто огляделись вокруг.

Это настолько редкое явление, что со стороны кажется настоящим подвигом. Поистине воинской отвагой. Давайте же наградим Энниса и Парлова медалью за храбрость. Они определённо её заслужили.

 

Shade, the Changing Girl

Евгений Степин

Запуск импринта «Young Animal» в прошлом году, который должен был выпускать необычные комиксы для пресыщенных супергероикой молодых читателей, оказался противоречивой идеей. По началу казалось, что мы действительно можем получить глоток свежего воздуха – авторы сериям были подобраны интересные. Но когда дело дошло до самих комиксов, то они вышли не совсем тем, что ожидалось и хотелось увидеть. В них была некоторая бунтарская жилка, но выражалась она, в основном, в том, что персонажи не боялись со страниц выпуска помянуть чью-нибудь маму добрым словом. В остальном же, новые онгоинги были не слишком впечатляющими и делились на две группы: супергероика с «проблемными» персонажами (Mother Panic, Cave Carson Has a Cybernetic Eye), или дань уважения гениям жанра (Doom Patrol, Bug: The Adventures of Forager). Исключение представляет одна серия.

Shade, the Changing Girl тоже является духовным наследником альтернативной классики конца прошлого века, Shade, the Changing Man, с одним лишь отличием – история здесь ощущается как абсолютно самостоятельная. Про «Жука» я не так давно говорил в «Комиксах Недели», и с «Патрулём» ситуация похожая – читать это без хотя бы каких-то поверхностных знаний о персонажах тяжело, да и дословное копирование приёмов создателей, пускай и не делает комиксы плохими, определённо не даёт назвать их выдающимися. За приключениями же Шэйд можно следить без всякого знания оригинала. На самом деле, эти серии даже сравнивать смысла не имеет – уж слишком они по-разному говорят о слишком разных вещах. Объединяет их, по большому счёту, лишь одна идея: безумие правит миром, и это круто.

В «Переменчивой Девочке» нет того, за что сейчас принято любить комиксы, но есть кое-что, за что комиксы любить стоило бы – эксперимент. Авторы серии честно нам признаются – в современной индустрии стало скучно. Скучающие сценаристы пишут скучные комиксы, которые скучные художники скучая рисуют, чтобы их могли оценить заскучавшие читатели, и сказать о них своё скучное мнение. Если вы, по какой-то причине, заскучали, читая «Шэйд», то вы можете вырезать фигурки главных героев, чтобы одеть их в то платье, которое вам кажется наиболее подходящим для субботнего вечера, или сыграть с другом в настольную игру, которая на самом деле является одной большой сатирой на тему холодной войны. Прибавьте к этому крайне необычный сюжет, ярких персонажей и очень приятный рисунок, и вы получите мою идеальную формулу того, что можно назвать «комиксом года». Быть может, это всё и выглядит как бред сумасшедшего, но поверьте – такой продуманной и рациональной работы вы не видели давно.

Комментарии