Команды режиссеров. Эпизод 2: Зак Снайдер

2 470

Продолжение цикла статей о знаменитых режиссерах и их командах, на этот раз речь пойдет о Заке Снайдере.

Зак Снайдер – один из самых неординарных и, в то же время, неоднозначных режиссеров блокбастеров в Голливуде. Некоторые считают его гением, чьи визуально насыщенные, богатые экшеном и технически оточенные фильмы являются глотком свежего воздуха в век, когда каждый второй блокбастер является копией другого. Другие же называют его бездарем, чей упор на техническую часть фильмов является не более чем оправданием его художественной слабости. Кто из них прав, сложно сказать, но точно можно сказать, что каждый его фильм всегда является своеобразным событием, мимо которого могут пройти немногие. У него есть свой собственный стиль и отличительные черты, благодаря чему фильмы Снайдера можно отличить от десятков других. Эффекты слоу-мо, визуал, богатый не только спецэффектами, но и всякими пасхалками, сочно бьющий через колонки звук, всегда динамичная музыка, малоизвестные актеры, которые выкладываются на все сто, и многое другое. Разумеется, за каждым его детищем всегда работает доверенная команда, которая отлично знает и понимает его вкусы, об этих людях далее и пойдет речь.

Как и в случае с Крисом Ноланом, творения Зака держатся за счет расчетливого ума и волевого характера его продюсера и по совместительству супруги, Деборы Снайдер. Познакомились они в 1996 году, когда мисс Джонсон, будучи рекламным агентом, наняла молодого и перспективного режиссера Зака Снайдера, для создания рекламы продукции Reebok. Долгое время их отношения носили чисто деловой характер, да и сам Зак тогда был женат. С годами их отношения заметно изменились и переросли в нечто большее.

В 2004 году, когда Зак, наконец, пробился в большое кино хоррором «Рассвет мертвецов», он развелся со своей первой женой Дениз Снайдер и женился на Деборе. Тогда же они создали собственную продюсерскую компанию с честным и прямолинейным названием Cruel and Unusual Films, которое переводится как «Жестокие и Необычные фильмы». Под этим флагом они работали над всеми последующими фильмами Зака в неофициальной форме, в том числе над кинокомиксами DC Comics. Официально же их логотип и лейбл присутствуют лишь в фильмах «Запрещенный прием» и «300 спартанцев: Расцвет империи».

Дебора, являясь выходцем рекламного бизнеса, как и сам Зак, всегда умела рассчитывать выделенные для фильмов бюджеты. Большинство лент Зака выглядят намного дороже, чем можно представить. Яркий пример – «Хранители». Масштаб съемок, хронометраж, количество спецэффектов, актеров и статистов, декораций и оборудования, все это выглядит в полтора раза дороже, как это обычно бывает у блокбастеров по комиксам, но никак не на 130 млн. долларов бюджета. Такая хирургическая точность в работе с финансами в основном объясняется тем, что большинство их фильмов выпускались с рейтингом R. Неудивительно, что именно эту парочку пригласила чета Ноланов для запуска «Человека из Стали» и последующих фильмов DC. Что тут сказать, муж и жена – одна сатана.

Отдельного упоминания стоит Эли Снайдер, сын Зака и Деборы, который исполнил эпизодические роли в некоторых фильмах своих родителей. Он сыграл юного царя Леонида в «300 спартанцах», юного Роршаха в «Хранителях» и молодого солдата в стимпанковском сегменте «Запрещенного приема».

У любого уважающего себя режиссера должен быть не только доверенный продюсер, но и оператор, с такими же тараканами в голове. Перед съемками «300 спартанцев», Зак искал оператора с необычным стилем и взглядом. Его раскадровки пугали многих, ибо предусматривали бои, снятые одним дублем и в разных планах с минимумом монтажных склеек. Лишь телевизионный оператор Ларри Фонг, снимавший «Остаться в живых», даже не повел глазом при виде раскадровок. Он был большим фанатом комиксов Фрэнка Миллера, поэтому согласился без раздумий и именно он принес в фильмы Снацдера фирменный слоу-мо. Еще рекламщиком Ларри баловался съемками в замедленном режиме, что стало настоящим Граалем для визионерского дебюта Зака Снайдера.

Самое удивительное в том, что фильмы Зака, несмотря на обилие спецэффектов и зеленых экранов, снимают олдскульно на пленку, в век когда многие блокбастеры с компьютерной графикой снимают на цифре, благодаря неким Лукасам, Кэмеронам и Джексонам. Работа с целлулоидом требует немало точности и аккуратности. Не обходилось и без курьезов, к примеру, сцена с первой волной атаки персов была успешно выполнена с первой попытки после долгих репетиций, но камера оказалась сломанной. К счастью, вторая попытка прошла успешно. Больше таких ошибок он не повторял.

Свои приемы они применили в «Хранителях», где их визионерский аппетит достиг нового уровня. Игры с насыщенностью (столько пасхалок мало где увидишь) и частотой кадров стали частью повествования, не только украшая, но и дополняя его. Но реально большим прорывом был «Запрещенный прием», где Ларри творил настоящие чудеса с камерой, прыгая в зазеркалье, меняя локации за дубль и снял самую крутую экшен-сцену в поезде.

К огромному сожалению, Ларри не был приглашен на съемки «Человека из Стали», вместо него студия прикрепила к Снайдеру Амира Мокри, оператора Майкла Бэя, чей креатив в основном ограничился постоянной «тряской» и зумами. К счастью, для продолжения Заку было даровано больше свободы, неудивительно, что «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» снимет именно Ларри. Даже по тизеру с Комик-кона в Сан-Диего заметно сколь плавно и уверенно работает камера, поэтому к визуальной части никаких претензий не должно быть точно, а увидеть Бэтмена в стиле «Хранителей»? Ох, ради такого стоит жить.

Многие годы у Зака Снайдера был один композитор, которому он доверял все саундтреки своих фильмов. Им был Тайлер Бейтс, который должен быть вам известен скорее не по самим саундтрекам, а по лицензированной музыке. Их пути сошлись в 2003-м, когда Зак снимал дебютный «Рассвет мертвецов». Немногие запомнят его нагнетающую атмосферу тему, зато никто не уйдет разочарованным, услышав музыку, подобранную им для поддержания драйва, особенно великолепный The Man Comes Around Джонни Кэша, дополняющий и без того отличные заглавные титры. Следующий фильм «300 спартанцев» стал единственным их совместным проектом, где все композиции написал сам Бейтс.

Но, пожалуй, лучшей совместной работой были все-таки «Хранители», где для погружения в атмосферу была использована популярнейшая музыка 1980-х годов. Боб Дилан, Саймон и Гарфункель, Леонард Коэн, Нэт Кинг Коул и многие другие. Начальные титры являются отдельным произведением искусства не только благодаря шикарному визуальному ряду, а во многом из-за The Times They Are a-Changin’ Дилона. Его же Desolation Row специально переделали и спели My Chemical Romance, для которых Зак снял отдельный клип. А тема Доктора Манхэттена в органном исполнении была взята из работ фильма «Кояанискатси» 1982 года, где подобные композиции играл на органе Филипп Гласс.

Последней их совместной работой стал «Запрещенный прием», саундтрек для которого они создавали вместе с Мариусом де Фризем. Почти весь фильм был одним большим клипом с шикарно подобранной музыкой и картинкой. Композиций там много, но отдельно упомянем Sweet Dreams в исполнении Эмили Браунинг, и Love is the Drug от актеров Скотта Айзека и Карлы Гуджино. Увы, этого фильму не хватило для успеха и пока он является культовым лишь для узкого круга ценителей.

Ныне Тайлер Бейтс и Зак Снайдер прекратили сотрудничество, ибо сердцем последнего завладел кое-кто другой, о ком мы поговорим далее. Работу Тайлера сегодня можно оценить по прошлогодним «Стражам Галактики» Джеймса Ганна, с которым и Тайлер, и Зак пересеклись еще на «Рассвете мертвецов». Вероятно, в сиквеле блокбастера Marvel мы снова услышим его работы или, по крайней мере, подобранные им песни.

Для работы над перезапуском франшизы о Супермене Зак и Крис Нолан понимали, что в композиторах нужен такой человек, который своей музыкой, смог бы заменить легендарного Джона Уильямса. С легкой руки мистера Нолана сей пост перешел к Хансу Циммеру, маэстро нового времени, чьи композиции обеспечили 50% эпичности трилогии Темного Рыцаря. Для нового фильма он заметно ушел от классической темы Уильямса, использовав свои привычные мотивы. Несмотря на мнение некоторых индивидов о якобы вторичности его материала, сложно не признать общую эпичность композиций в данной ленте. Одна только сцена первого полета Супермена чего стоит, а ведь половина ее зрелищности обеспечена именно за счет музыкального сопровождения. То же самое можно сказать и про другие ключевые сцены, вроде прощания родителей Кал-Эла со своим чадом.

Разумеется, Снайдер не мог упустить возможность сотрудничества с таким гигантом, и поэтому Циммер с радостью согласился написать музыку для грядущего эпика «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости». Вполне вероятно, что он может приложить руку и к будущей «Лиге Справедливости». Вот только для тип-апа двух величайших героев DC он напишет музыку лишь для одного из них. Так как он вместе со всей командой Криса Нолана дал обещание не возвращаться к теме Бэтмена, поэтому сей чести удостоился его старый друг и падаван Том Холкенборг, более известный как Junkie XL. Он не раз помогал своему ментору и участвовал в написании музыки для лент «Темный Рыцарь: Возрождение Легенды» и «Человек из Стали». Примечательно, что он уже работал с Заком Снайдером над его продюсерским проектом «300 спартанцев: Расцвет империи», так что наверняка им будет проще найти общий язык.

Не зря Снайдера многие кличут визионером, в его фильмах визуальные эффекты играют важную роль и для воплощения идей ему нужен опытный специалист в этой области, но при этом обладающий схожими взглядами. Такого человека он нашел в лице Джона Дежардена, с которым его свел сам Роршах, а точнее процесс создания этого персонажа. Ранее он был супервайзером-фрилансеном, работавшим над трилогией Матрицы братьев Вачовски и кинокомиксов Marvel от 20th Century Fox. Изначально Зак работал над «300 спартанцами» с Крисом Уоттсом, но именно Джон, начиная с «Хранителей», показался ему тем, кто понимает его с полуслова.

Джон, как и Зак был большим фанатом комиксов, в частности произведения Алана Мура. Для Роршаха он вместе с Заком еще в 2007 году создал особую маску, которая с помощью компьютера обладала теми самыми движущими пятнами, которые реагировали на мимику актера. Дальше больше, им пришлось потратить немало времени на воссоздание Доктора Манхэттена, для чего они использовали весь свой креатив и ум, все доступные технологии и бюджет. А ведь в фильме было немало других сцен с применением визуальных эффектов. Каким впечатляющим вышел конечный результат, должны знать все. Неудивительно, что после этого Джон с удовольствием стал постоянным супервайзером всех фильмов Снайдера.

В дальнейшем он принимал активное участие в создании фильмов «Запрещенный прием» и «300 спартанцев: Расцвет империи». Но самым последним масштабным фильмом стал «Человек из Стали», где он руководил работой сразу нескольких крупнейших студий спецэффектов в Голливуде: Weta Digital, Double Negative, MPC и другими. Помимо него определенную роль в создании эффектов сыграл легендарный Джо Леттери. Но большую часть работы все равно выполнял Джон, как доверенный помощник Зака Снайдера. Ныне он приписан, как супервайзер визуальных эффектов в «Бэтмен против Супермена», пост-продакшен которого в самом разгаре. Вероятней всего он примет участие в работе над некоторыми анонсированными фильмами по DC, в том числе «Лигой Справедливости», которую снимает Зак Снайдер.

Перед вами редкая фотография, подтверждающая, что до карьеры режиссера, Зак Снайдер участвовал в Войне в заливе 1991 года. На фото он был запечатлен вместе со сослуживцем перед боевой операцией… На самом деле, нет, это всего лишь фото со съемок «Хранителей», где Зак и Дэмон Каро исполняют эпизодические роли солдат во Вьетнаме. Дэмон Каро – профессиональный хореограф и координатор трюков. Долгое время работал каскадером, пока Зак не пригласил своего друга в «Рассвет мертвецов» для постановки трюков. Для «300 спартанцев» он уже руководил целой группой из актеров, статистов и каскадеров. Именно он готовил постановку сложных хореографических сцен с резьбой по персам, тщательно репетируя удар и движения каждого, кто находился в кадре.

В «Хранителях» он проделал отменную работу с хореографией боев местных супергероев, которые вышли предельно изящными и грациозными вкупе с фирменными визуальными и звуковыми эффектами Снайдера. Также он вместе с режиссером исполнил эпизодическую роль солдата во Вьетнаме, правда, их обоих там сложно заметить. В «Запрещенном приеме» помимо обучения молодых актрис боевым приемам и постановки их трюков, он исполнил безмолвную эпизодическую роль курьера кайзеровской зомби-армии в Первой мировой.

Заметный карьерный рост произошел в «Человеке из Стали», где Зак Снайдер сделал его режиссером второго юнита. Дело в том, что Зак был из тех редких режиссеров, которые не сильно любили вторые юниты, предпочитая снимать весь фильм самостоятельно. В случае с перезапуском Супермена его давили массой ограничений, ибо это большой студийный фильм, где сам Зак был приглашенным режиссером. Поэтому неудивительно, что снимать некоторые сцены фильма он доверил именно Дэмону Каро, кому он доверял больше всего. В основном он снимал сцены с падением автобуса, пару раз битвы между криптонцами и прочие незначительные моменты, параллельно с основной командой Снайдера. Учитывая, что Дэмон приписан к «Бэтмену против Супермена» не только как хореограф и координатор трюков, но и режиссер второго юнита, некоторые сцены будут сняты им.

Майкл Уилкинсон — художник по костюмам и именно ему мы должны быть благодарны за костюмы, которые носят персонажи фильмов Снайдера, будь это суровые спартанцы или страстные девицы с расшатанной психикой, мрачные Хранители или стальные криптонцы. К тому же он приложит руку к облачению пантеона супергероев в Лиге Справедливости. В душе он самый настоящий гик, который разделяет те же чувства, что и Снайдера, когда приходится создавать костюмы любимых персонажей со страниц комиксов. Неудивительно, что именно в его руках Бэтмен обрел свой самый каноничный вид.

К слову, для Супермена, помимо привычного красно-синего костюма без трусов, которые тот снял еще в The New 52, он предпочел более яркие цвета, но так как в «Человеке из Стали» основную команду киноделов существенно ограничивала студия, цветовая гамма в окончательном варианте костюма была подвергнута изменениям по требованию Джеймса Ачесона, второго художника по костюмам, прикрепленного Warner Bros. В результате в фильме у Супермена костюм получился более серым и мрачным. К счастью в грядущем тим-апе уже по материалам со съемок заметно, сколь светлым в этот раз вышел костюм Супермена.

Хотите себе такой же пресс, как у величественного царя Леонида? Вам интересно, откуда у Супермена такие рельефные бицепсы, а у Шелкового Призрака стройные бедра? Тогда приглашаем вас в знаменитый спортивный зал Gym Jones. Администратор и главный тренер этого комплекса Марк Твайт и его команда сделают из вас настоящего супергероя или же спартанского воина. Программа физической подготовки предусматривает различные силовые и кардионагрузки. Также возможны тренировки с предметами, вроде мешков с песком цепей и шаров. В программу входят ежедневный бег, гимнастика и строгая диета. Наш зал не для слабаков!

Нашими клиентами были выдающиеся актеры Голливуда: Джеральд Батлер, Генри Кавилл, Майкл Шеннон, Галь Гадот, Патрик Уилсон, Молин Акерман и многие другие. Даже известный режиссер Зак Снайдер постоянно заглядывает в зал в перерывах между съемками. Приходите, не пожалеете. Постоянным клиентам скидка.

Немаловажную роль в творениях Зака Снайдера играют Уэсли Коллер и Курт Джонстад. Коллер выступает соучредителем Cruel and Unusual Films наравне с Заком и Деборой. Ранее он был ассистентом Зака Снайдера, позже стал со-продюсером или исполнительным продюсером его фильмов, помогая решать творческие и финансовые проблемы. Джонстад же был вторым сценаристом «300 спартанцев» вместе с Заком Снайдером и с ним же написал сиквел, поставленный Ноамом Мурро. Вряд ли об этом известно многим, но он также полировал тексты Дэвида Гойера для «Человека из Стали», правда его работа ограничилась добавлением экшен-сцен, коих не хватало в первом варианте рукописи. Еще он помог Заку написать сценарий «Последней фотографии», которую так и не сняли, хотя режиссурой мог заняться Сергей Бодров. Ныне он готовит один из вариантов сценария фильма «Аквамен».

Среди прочих частых помощников Снайдера следует выделить монтажера Уильяма Хоя, который работал над лентами до «Человека из Стали», где его подменил Дэвид Бреннер, который приписан к продолжению и работал над сиквелом «300 спартанцев». Также стоит упомянуть кастинг-директора Кристи Карлсон и художника-постановщика Алекса МакДауэла, хоть последнего и подменяет в тим-апе Бэтмена и Супермена Патрик Татополус, работавший над «Расцветом империи».

Если говорить об актерах, то тут все довольно сложно, ибо у Снайдера нет актеров, которые переходят с ним из проекта в проект. В основном он берет актеров малоизвестных или вовсе новичков, которые выкладываются в своих ролях на полную катушку, но возвращаются в его фильмы только для небольших ролей. К примеру, благодаря Заку взошли такие звезды как Джеральд Батлер, Джеки Эрл Хэйли, Билли Крудап, Генри Кавилл и другие. Из тех, кто возвращался или вернется в его ленты стоит отметить таких актеров, как Карла Гуджино, Дэвид Вэнхем, Эбби Корниш, Джена Мэлоун, Джеффри Дин Морган, Лаура Мэннел.

Напоследок, запомните лицо Дэниела Цетрона, который исполнял эпизодические роли во всех фильмах Снайдера и который является дублером и каскадером Зака Снайдра. Он был в числе зомби и спартанцев, одним из охранников психушки и миньонов Генерала Зода. Еще он часто работает в других кинокомиксах, подменяя Тора и Железного Человека.

P.S. В следующем выпуске рубрики поговорим о бликах Джей Джей Абрамсе.

Комментарии