Как Джефф Джонс стал важнейшим автором комиксов про Супермена XXI-го века

1 613

И что за люди ему в этом помогли.

Наверно, абсолютное большинство читателей комиксов знает, кто такой Джефф Джонс и за что ему нужно быть благодарным. Это человек, превративший Зелёного Фонаря в важнейшего персонажа вселенной DC и написавший про него определяющий космо-эпик, затмевающий абсолютно всё, что когда либо писалось про Хэла Джордана до его появления. Чего многие не знают, так это того, что Джонс написал кучу подобных эпиков. Это, можно сказать, его специальность, сделавшая его главным современным автором издательства DC. Джефф не претендует на гениальность. Он простой ремесленник, любящий сочинять увлекательные истории, но достигший в этом такого невообразимого мастерства, что с ним не способен потягаться ни один живущий сценарист комиксов. А основной чертой его стиля является универсальность подхода, годящегося для абсолютно любого героя. Это сделало Джонса некой затычкой в бочке постоянно протекающей вселенной издательства. Люди говорят, что ваш персонаж глупый? Зовите Джеффа. Читатели соскучились по интересным историям о любимом герое? Джефф, сделай им одолжение. Массы во всю кричат, что какой-то супергерой устарел? Передайте их слова Джонсу. Когда закончите смеяться, он что-нибудь придумает.

Не удивительно, что сценаристу, за его продолжительную карьеру, нередко выпадал шанс писать Супермена. У публики регулярно возникает ощущение, что образ героя, его характер и нескончаемая битва, которую он ведёт, давным-давно состарились, и могут быть интересны лишь горстке нердов, для которых комиксы стали чем-то вроде религии. В предисловии к лимитке «Secret Origin», о которой речь пойдёт ниже, сценарист Дэвид Гойер пишет, что однажды сказал Джеффу Джонсу, что не знает, как написать интересную историю про Человека из Стали в современных реалиях, и не верит, что это возможно. А Джефф знал, и регулярно доказывал, что не бывает плохих героев – бывают плохие писатели. Впоследствии Гойер сочинил сценарий для единственного современного фильма про Кларка Кента. Видимо, Джонсу удалось его убедить.

Тот же самый трюк автор готов проделать для каждого другого «неверующего», который продолжает сомневаться, что Супермен может быть кому-то интересен. За годы работы Джонс, совместно с другими талантливыми людьми, написал кучу хороших историй про него, которые, удивительным образом, складываются в цельное полотно, которое тоже можно в какой-то степени назвать сагой, как и ран на «Фонаре». Давайте совершим небольшое путешествие и посмотрим, как Джонсу удавалось раз за разом создавать произведения, определяющие образ Супермена для современного поколения. Прыгайте в ракету, пока земля не начала трескаться у вас под ногами, и поехали.

Up, Up and Away! (Action Comics #837-840, Superman #650-653, 2006 г.) – Курт Бьюсек, Пит Вудс

Первая серьёзная попытка Джонса написать историю про персонажа произошла в 2006 году, во время события «One Year Later», запущенного DC после масштабного кроссовера «Infinite Crisis», который тоже писал Джонс. Автор, совместно с другим талантливым сценаристом Куртом Бьюсеком и художником Питом Вудсом написал историю, события которой должны были вернуть Кларка, потерявшего свои силы после окончания «Кризиса», в строй и освежить читательский взгляд на его будни.
Первая половина сюжета фокусируется на рутине «обессиленного» Кента и его жизни с Лоис, а вторая, когда криптонские корни героя снова дают о себе знать, превращается в достаточно типичную, но от этого не менее увлекательную историю о противостоянии супер-злодею, которым здесь является никто иной, как Лекс Лютор. По началу, наличие двух сценаристов почти не заметно, однако во второй половине становится совершенно очевидно, что над аркой велась совместная работа. От Джонса в «Up, Up and Away!» увлекательный сюжет и яркие диалоги, а от Бьюсека – попытка нырнуть глубже и выставить на свет внутренние переживания персонажа. Именно бьюсековская «глубина» несколько смазывает вторую половину сюжета, оснащая его типичной болезнью суперменовских историй – излишними дифирамбами, воспеваемыми герою.

Тем не менее – в целом «Up, Up and Away!» является крайне качественным комиксом, а в общей джонсовской картине воспринимается как некий «низкий старт», возвращение к корням и уход в классическую супергероику, перед тем, как совершить прыжок к чему-то большему. Намного большему.

Last Son (Action Comics #844–847, 851, Annual #11, 2006-2008 гг.) – Ричард Доннер, Адам Куберт

Следующий заход Джонса на персонажа ознаменовал собой появление одного из лучших комиксов про Супермена за всю его длинную историю. «Last Son» был написан совместно с духовным наставником Джонса и, по совместительству, режиссёром культового фильма про Супермена 1978-го года (и «правильной» версии его сиквела) – Ричардом Доннером. Очень многое история почерпнула именно из его идей и авторских решений, принятых во время съёмок фильма. Именно в этой арке Джонс впервые заводит с читателем диалог на одну из самых важных тем в мифах о Супермене – тему отцовства, которая красной линией проходит через большую часть джонсовских историй о герое, и через всю историю Человека из Стали, в принципе.

Сейчас, после дебюта Джона Кента, довольно тяжело представить, насколько трагической казалась эта арка на момент своей публикации. Когда-то, вовремя гибели Криптона, Джор-Эл пожертвовал собственной жизнью и жизнью своей супруги, зная, что его дело и имя будет живо, покуда жив его сын. В нём он видел единственный шанс на светлое будущее для себя и своей семьи. После – Джонатан Кент, не имея возможности завести собственного ребёнка с Мартой, взял к себе Кларка, руководствуясь теми же побуждениями и инстинктом отцовства, что и Джор-Эл до него. Однако самому Кларку надеяться было не на что. Будучи, как ему казалось, последним выжившим из своей расы, у него не было возможности завести потомство, а значит – у Человека Завтрашнего Дня не было той надежды на будущее, которая рано или поздно оказывается необходима любому мужчине. До тех пор, пока в Метрополисе не падает корабль, несущий в себе другого маленького мальчика, пережившего взрыв Криптона.

Помимо превосходной драматургии, «Last Son» может похвастаться невероятными иллюстрациями Адама Куберта, введением в обновлённую вселенную DC множества элементов мифологии Супермена, утраченных после многочисленных перезапусков, дебютом современных версий Зода, Урсы и Нона, а так же одной из самых иконических обложек с Человеком из Стали, которые когда-либо видел свет.

Escape from Bizarro World (Action Comics #855-857, 2007 г.) – Ричард Доннер, Эрик Пауэлл

Эта короткая, лёгкая и забавная история про приключения Кларка и его отца на квадратной планете Бизарро стала чем-то вроде передышки для Джонса, после тяжелейшего «Last Son», а заодно и ещё одной возможностью поработать со своим наставником. Сюжет повествует о похищении Джонатана Кента не столько злым, сколько глупым двойником Супермена – Бизарро. Естественно, герой отправляется на поиски отца, впервые почувствовав в себе злобу на своего клона за очередной дурацкий поступок.

Арка примечательна своим лёгким слогом, намеренно контрастирующим с речью жителей Ялмез (ну вы поняли), весьма уместным «мультяшным» рисунком Эрика Пауэлла, духом сумасшествия и приключения, а в особенности демонстрацией динамики между Кларком и его отцом, который здесь не просто участвует в событиях, а становится напарником своего героического сына. В контексте общей картины джонсовского Супермена, этой аркой действительно стоит наслаждаться, ведь, читая следующие истории, вы будете вспоминать этот наивный сюжетец со слезами на глазах.

Superman and the Legion of Super-Heroes (Action Comics #858–863, 2007-2008 гг.) – Гари Фрэнк

Эта арка знаменует собой первую коллаборацию Джонса с Гари Фрэнком, которого сценарист называл величайшим современным художником, рисующим Супермена, сравнимым с Куртом Суоном. А также первую сольную сценарную работу Джеффа о Кенте. И в ней он решает сделать неожиданный поворот, давая Человеку из Стали возможность разделить лавры героя первого плана с другими протагонистами, которыми здесь становятся члены Легиона Супергероев – супергеройской команды из будущего.

Сюжет раскрывает важность образа Супермена для современного человека, демонстрируя её на контрасте мрачного XXXI-го века, где этот образ извращён. История наполнена многочисленными неожиданными твистами, интересными персонажами и невероятно красивыми иллюстрациями Фрэнка, который мастерски продумывает облик будущего вселенной DC и его обитателей. Помимо сильного нравственного урока и увлекательной истории, арка возвращает, в лице Легиона Супергероев, важную часть мира комиксов DC, обновляя концепции серебряного века и делая их удобоваримыми для современного читателя. А заодно является одной из последних адекватных историй, пропагандирующих «дайверсити», до того, как это термин был извращён взбалмошными радикалами.

Brainiac (Action Comics #866-870, 2008 г.) – Гари Фрэнк

В этой арке Джонс переизобретает одного из ключевых противников Супермена – Брэйниака, превращая его в угрозу доселе невиданных масштабов. В пять коротких глав автору удаётся запихнуть запредельные количества экшена, эпичности, пафосности и новаторства, превращая историю не просто в важную для вселенной вещь, но и в крайне интересный сюжет «в себе», вполне достойный того, чтобы читать его отдельно от прочих историй автора и масштабного, протяжённого кроссовера «New Krypton», прелюдией к событиям которого он технически является.

Помимо этого, «Brainiac» ставит условную точку, или скорее точку с запятой в саге автора о Супермене. Трагическая концовка, подвязанные, в большинстве своём, сюжетные и содержательные хвосты и очень важный урок, преподанный сценаристом своему герою, после которого он действительно никогда не станет прежним.

Secret Origin (Superman: Secret Origin #1-6, 2009-2010 гг.) – Гари Фрэнк

Есть в индустрии комиксов негласное правило, согласно которому действительно хорошие пересказы ориджинов получаются только у тех писателей, которые уже успели рассказать большое число достойных историй о персонаже. Именно поэтому Джефф Джонс рассказал свой вариант происхождения Человека из Стали только спустя некоторое время после «Брэйниака», и сделал это не в одном из основных онгоингов, а в отдельной лимитке, которая получилась на редкость удачной.

Соль подхода Джонса к пересказу заключалась в идее, вокруг которой строились и предыдущие его истории – превосходство уроков, которые преподали герою Кенты, над криптонскими корнями. Джефф решил максимально дистанцироваться от наследия, которое Супермен таскает за собой как якорь, и показать путь к становлению величайшим героем Земли через призму деревенского парня, далёкого от инопланетного пафоса. В результате получилась очень собранная, продуманная история, которая затрагивает все важнейшие проблемы, с которыми должен был столкнуться Кент во время восхождения к славе, а заодно очень тщательно раскрывает и прописывает богатый мир персонажа, который только-только начинает формироваться вокруг него. Вне всяких сомнений – лучшая версия происхождения современного Супермена. И вполне вероятно, что лучшая версия его происхождения в принципе.

The Men of Tomorrow (Superman Vol. 3 #32-39, 2014-2015 гг.) – Джон РомитаМладший

Если нужны какие-то доказательства того, что в эпоху New 52 у Супермена всё было не очень хорошо – Джефф Джонс вернулся к написанию историй о нём именно на излёте перезапуска. Объединившись с художником, перебежавшим к DC из соседнего лагеря, как когда то это было с Фрэнком, Джонсу потребовалось восемь выпусков, капелька старания и немного таланта для того, чтобы написать одну из двух действительно хороших историй про погибшего (на данный момент) New 52 Супермена (разбор другой такой мы делали вот тут).

«The Men of Tomorrow» представляет собой идеальный синтез классической школы суперменовских историй и ангстового подхода перезапуска, что делает его очень необычным и мрачным рассказом, даже по меркам Джонса. Типичный, казалось бы, сюжет про ещё одного «выжившего», превращающегося в оппонента Супермена, принимает совершенно новую форму в руках Джеффа, переворачивая все возможные шаблоны с ног на голову, как буквально, так и образно. Светлые тона, характерные для суперменовских комиксов, тускнеют, Земля из последнего убежища превращается в умирающий мир, Человек Завтрашнего Дня из двигателя прогресса становится его препятствием, а герои превращаются в злодеев.

На фоне всего прочего творчества Джонса о Супермене, арка кажется неким переломным моментом, переходом из фазы расцвета в эпоху увядания, настоящим кризисом персонажа и его мира. Былые друзья уже давно не рядом, новые знакомства едва появляются, а на горизонте маячит нечто, от чего бросает в дрожь. Для Кларка, в творчестве Джонса, явно идёт труднейший период, проверяющий его характер на прочность, по итогу которого наружу вылезут все достоинства и недостатки его личности, а близкие ему люди пройдут решающий «тест на вшивость».

Doomsday Clock (Doomsday Clock #1-12, 2017-2019 (???) гг.) – Гэри Франк

Завершение этого катарсиса мы, скорее всего, увидим в важнейшем текущем событии вселенной DC, да и всего конвейера комиксной супергероики. Джонс с самого начала, с самого первого анонса говорил, что «Doomsday Clock» станет историей про Супермена и его противостояние Доктору Манхэттену, прибывшему прямиком из «Хранителей», которых многие небеспричинно считают важнейшим комиксом прошлого века. Это значит, что сага Джонса о Человеке Завтрашнего Дня выходит на финишную прямую. Величайший персонаж комиксов против персонажа из величайшего комикса. Эпохальное столкновение неостановимой силы с непреодолимым препятствием. Ставки никогда не были выше.

Самое важное – не смотря на то, что Супермен пока не принимает непосредственного участия в истории, все тропы, использованные Джонсом в комиксах о нём, мелькают в ней с самого первого выпуска. Легион Супергероев, забота о семье, непринятие собственного наследия, образ героя, объединяющего мир, и так далее. К тому же Джонс заявлял, что ни за что бы не стал писать эту историю для любого другого художника, помимо Фрэнка, образ Супермена которого, навеянный Кристофером Ривом, он считает лучшим из существующих, как мы уже упомянули выше. Все эти, необходимые для идеальной истории о Супермене от Джеффа Джонса, детали есть в «Часах Судного Дня». И эти часы уже тикают.

А какой комикс Джеффа Джонса о Супермене вы считаете лучшим?

Комментарии