History-of-Marvel-Comics-Part-2

Сентябрь 19, 2013 | Никита Сухорутченко

5

История Marvel Comics. Часть вторая

Продолжение нашего рассказа об истории развития издательства Marvel Comics.

В первой части мы остановились на том, как авторы издательства не боялись поднимать в своих историях острые политические вопросы, что сильно отличалось от подхода, практикуемого в DC Comics.

Общение с читателями не ограничивалось актуальными темами и проблемами. Революция Marvel нашла отголосок и непосредственно в «очеловечивании» издательства, лицом которого стал Стэн Ли. Он, и другие художники, выпускали своеобразную газету в своих регулярных изданиях, которая была названа «Bullpen Bulletins». В ней читателю рассказывалось о переменах в штате издательства, о дальнейших планах и набирающих популярность историях. Информация подавалась в дружеской манере, словно вводя читателя в коллектив. Кроме того, именно Стэн Ли, помня о своем прошлом ассистента, стал указывать в списке создателей комиксов не только автора и художника, но и всех остальных участников процесса, работающих с красками, чернилами и шрифтами. Вы можете заметить, что сейчас это является обязательной нормой во всех издательствах.

Стэн Ли также начал общаться со своими фанатами с помощью собственной ежемесячной рубрики, «Stan’s Soapbox». Общение велось в развязном и панибратском стиле, со свойственным Стэну юмором. Он обращался к фанатам, как к войску, не стеснялся отпускать шпильки в адрес других издательств, использовал простонародные выражения, а каждый выпуск заканчивал своей подписью и коронной фразой «Excelsior!». Чувствуя свою значимость в издательстве, успех и любовь фанатов, Стэн Ли получил необходимую уверенность в выбранном курсе развития и поведения. Публичная переписка с фанатами, к слову говоря, тоже стала неотъемлемым атрибутом всей индустрии.

History-of-Marvel-Comics-Part-Stan-Soapbox

Подобная простота общения и поведения позволяла Стэну Ли стать известной и мощной фигурой среди целевой аудитории, вокруг которой могло успешно существовать и процветать его издательство. Он был выходцем из собственной же аудитории, понимал ее и говорил с ней на одном языке. Ему нравилось называть персонажей на одну и ту же букву (как Брюса Бэннера, Питера Паркера и еще множество его героев, команд и названий), нравилось общаться с фанатами и заигрывать с публикой, нравилось поднимать острые темы и устраивать шуточное противостояние с другими издательствами. Он легко писал в соавторстве с другими художниками и ценил работу каждого сотрудника в Marvel.

Одним из наглядных примеров этих близких отношений в коллективе являются последствия уже описанного метода Marvel. Так как автор, в данном случае Стэн Ли, не писал полноценной истории и сценария, а предоставлял художникам лишь синопсис, в процессе создания образа персонажа художники также играли очень важную роль. Естественно, задумка и дальнейшее развитие всегда лежало на авторе, однако вклад художника не следовало недооценивать. И хотя номинально герои числились за Стэном Ли, он всегда легко делил авторство со своими художниками, Джеком Кирби и Стивом Дитко, что вы можете видеть, например, в экранизациях фильмов о персонажах Marvel.

Это идет категорически вразрез с отношениями внутри DC, где авторы оставляли в стороне художников и сценаристов, как Боб Кейн, а создатели Супермена устраивали крестовые походы с целью доказать свою причастность к созданию персонажа и свое право на них. Свойская и дружеская политика Marvel проявлялась не только в сюжетах, но и в отношении друг к другу и к делу.

Несмотря на то, что знатоки индустрии уже поделили двадцатый век на золотую, серебряную, бронзовую и, скорее всего, деревянную эпоху комиксов, стоит отметить, что у фанатов может быть на этот счет другое мнение. Так, например, все самые выдающиеся франшизы Marvel были созданы именно за три года революции, с 1960 по 1963. Фантастическая Четверка, Человек-Паук, Мстители и Люди Икс были созданы руками закрепившего свои позиции, молодого и уверенного в себе сорокалетнего Стэна Ли, любимца публики и подчиненных.

Так, например, создание команды Мстителей в комиксах не отличалось тем же грамотным и размеренным подходом, какой мы встретили недавно в кино. Все обстояло с точностью до наоборот, в противовес нынешней спешке DC и подготовке Marvel. Если Лига Справедливости была собрана из героев, которым было уже несколько десятков лет, то в состав Мстителей входили персонажи, выдуманные буквально за год до объединения самой команды. Тут уж за всю команду отдувается Тор, история которого начинается за много сотен лет до выпуска первых «Мстителей» в сентябре 1963.

History-of-Marvel-Comics-Avengers-first-issue-cover

В первый состав команды входили Железный Человек, Халк, Тор и чета Человека-Муравья и Осы. Как и в первой экранизации, команда была объединена различными обстоятельствами для противостояния скандинавскому богу Локи, который обманом и иллюзиями пытался использовать их в своих коварных планах. Поняв эффективность объединения сил, Человек-Муравей предложил создать команду для противостояния злодеям, которых ни одному герою не по силу победить в одиночку. Оса предположила, что команде не помешало бы какое-нибудь звучное название, например «Мстители». Обсуждения названия так и не произошло, потому что название «Мстители» всем очень понравилось. А Стэну Ли понравилось создать им лозунг, начинающийся с одинаковых букв: «Avengers Assemble!» — что переводится как «Мстители, Объединяйтесь!» или даже «Мстители, Готовсь!».

Одной из отличительных черт команды было постоянное изменение состава, которому предстояло объединяться. Человек-Муравей, например, практически сразу переквалифицировался в Человека-Гиганта, а Халк покинул команду, отдавая себе отчет в том, что его присутствие пугает остальных участников. Команда отправилась на поиски Халка, что привело к схватке с Нэмором, вернувшемся в жанр в качестве злодея. Схватка с Нэмором, а свою очередь, привела к обнаружению во льдах тела Капитана Америки, который таким образом тоже вернулся в жанр. Это событие является ключевым в истории Мстителей и неразрывно связывает Капитана Америку с командой.

Как выяснилось, Кэп был заморожен в 1945 году, что шло несколько вразрез с многочисленными попытками издательства вернуть герою популярность в промежуток между 1945 и 1950 годами, где тот боролся с новым врагом США: коммунизмом. Студия вышла из положения блистательно: в сюжете Мстителей объяснялось, что пока настоящий Капитан лежал во льдах, под его маской скрывались многочисленные самозванцы, которые использовали его образ военного героя для идеологической борьбы. Самозванцами оказались другие, второстепенные герои, в то время как оригинальный Капитан стал полноценным основателем команды Мстителей, а его образ навсегда стал романтическим образом терзаемого воспоминаниями военного героя, который пытается привыкнуть к новому и незнакомому миру.

В 63-м году появилась также и другая всемирно известная команда супергероев, Люди Икс. Отринутые обществом мутанты, которые защищали и человечество, и собственное право на полноценное существование, были идеальными героями для политики Marvel рассказывать об актуальных проблемах, о притесняемых меньшинствах и о непонятых людях. Противоречивость характеров, столь любимая Стэном Ли, достигла своего пика в Людях Икс, где не отдельный персонаж, а целое сообщество супергероев было изгоями и сражалось со злом не благодаря, но вопреки.

History-of-Marvel-Comics-X-Men-first-issue-cover

Первоначальное название команды, прозаичное «Мутанты», Мартин Гудман отверг, так как был уверен, что читатели понятия не имеют, что означает это слово. Стэн Ли предложил более привлекательный для непосвященного читателя вариант «Люди Икс», который уверенно закрепился за серией комиксов. Значение буквы “X” варьировалось на протяжении истории. Это была и отсылка к лидеру и наставнику группы, Чарльзу Ксавьеру, и намек на научное обозначение мутации во вселенной комикса, ген Икс. Однако самое простое объяснение было озвучено самим Ксавьером на страницах комикса: мутанты обладают ЭКСтра возможностями, поэтому они и “X”.

Сюжет комикса был поистине инновационным. Вследствие технического прогресса цивилизации на свет стали появляться люди, у которых в период полового созревания обнаруживаются сверхчеловеческие способности. Подобные люди, которых называют мутантами, кажутся обычным людям потенциальной угрозой и вскоре становятся изгоями, в дальнейшем претерпевая все возможные унижения, которые человечество изобретало на протяжении. В комиксах мутанты повторяли судьбу евреев в нацистской Германии и негров в Америке, иногда делая чуть менее историческую и чуть более социальную отсылку в адрес сексуальных меньшинств.

Гонимые и притесняемые подростки, в которых обнаруживаются особые способности, бегут от семей и друзей, не находя себе места в изменившемся мире и ненавидя собственное эволюционное превосходство. Домом для них становится специальная школа для одаренных детей, которую держит мутант-телепат прикованный к инвалидной коляске, Чарльз Ксавьер, также известный под псевдонимом Профессор Икс. Тот учит их справляться со своими новыми силами, объясняет им реакцию общества, а наиболее надежных воспитанников объединяет в команду супергероев Люди Икс.  Но что является наиболее выдающейся сферой его деятельности, так это его активная политическая работа, направленная на ненасильственное внедрение мутантов в социум на правах полноценных участников.

Главным антагонистом серии является бывший соратник Чарльза, Эрик Леншерр, он же Магнето. В отличии от Ксавьера, Леншерр верит в то, что мутанты являются новой ступенью эволюции и призваны заменить несовершенных и слабых людей. Страх общества перед неизведанным он считает за слабость и призывает своих собратьев завоевать власть силой, объединив их в Братство Мутантов. Ненасильственной политике Магнето предпочитает терроризм, угрозы и иной раз даже открытые боевые действия. Подобные разногласия между двумя командами приводят к описываемым в комиксах приключениям, которые снискали любовь и популярность у читателей.

History-of-Marvel-Comics-X-Men-Comics-Panel-Jean-and-Scott

Специфика социальной напряженности в комиксе, оправданной сюжетом, позволила издательству не описывать реальные проблемы, а лишь косвенно отражать их в историях о мутантах, используя не факты, а супергероические метафоры и отсылки. При этом осмысленность такого подхода была значительно выше, так как это была уже не личная мещанская позиция автора, касательно актуальной проблемы, а размышления обо всем человечестве, с его проблемами и пороками.

Глубина проработки образов Профессора Икс и Магнето, но что более важно, их посыла, впоследствии побудила сравнить их с двумя известными борцами за права черного населения США. Чарльз Ксавьер традиционно сравнивается с Мартином Лютером Кингом, в то время как Эрик Леншерр отождествляется с более агрессивным Малькольмом Экс. Кроме того, личная скорбь, активные политические убеждения и фанатизм возвели Магнето на первое место в сотне Лучших Злодеев Комиксов по версии IGN.

Примерно в то же время, на волне интереса к шпионским сюжетам, Marvel впервые знакомит читателя с секретной организацией S.H.I.E.L.D. Главным героем является Ник Фьюри, в создании бурной биографии которого студии пригодились все их давние эксперименты с жанрами военной драмы и шпионского романа. Подробнее о развитии сверхсекретной службы вы можете прочесть в другой нашей статье.

Жанровый переворот, который достиг своего пика в шестидесятые годы, привел к владычеству Marvel Comics на рынке, где их продажи достигали пятидесяти миллионов выпусков в год. Мартин Гудман, будучи прежде всего дельцом, пересмотрел существующие публицистические договоренности и в конечном счете продал весь свой бизнес, вместе с многочисленными дочерними компаниями, корпорации Perfect Film and Chemical. Те объединили всю империю Гудмана под названием Magazine Management Company, оставив его в качестве издателя.

Эпоха семидесятых началась для Marvel с уверенного шага в актуальной сфере. В 1971 году департамент Здоровья, Образования и Благосостояния США попросил Стэна Ли написать поучительный комикс о вреде наркозависимости. Тот принял заказ и написал историю в трех частях о Человеке-Пауке, в которой наркотики показывались не только опасными, но и совсем не крутыми, какими они могли показаться подростку. И если департаменту подобная история пришлась по нраву, то внутренняя служба цензуры комиксов CCA, частная организация, созданная в свое время как альтернатива правительственной цензуре, не одобрила сюжет о наркотиках. В то время каждый комикс любого издательства обязательно снабжался печатью одобрения CCA, и их мнение играло роль в индустрии на уровне своеобразного профсоюза.

History-of-Marvel-Comics-Amazing-Spider-Man-Anti-Drug-Issue

Стэн Ли попросил личного разрешения Мартина Гудмана выпустить историю без одобрения CCA, на что тот дал согласие. Три выпуска о Человеке-Пауке, повествующие об актуальной проблеме и несущие в себе понятную современному поколению мораль, были тепло приняты публикой, что вынудило CCA пересмотреть свой кодекс цензуры и внести в него соответствующие изменения. Однако, как мы знаем, далеко не каждая нравоучительная история о наркотиках в комиксах блистала адекватностью.

В семидесятых Стэном Ли также был создан герой Капитан Британия, однако не как альтернатива Капитану Америке для покорения английского рынка, а как полноправный участник вселенной Marvel, который был, конечно же, по душе британцам. А в 1972 году на пенсию вышел Мартин Гудман, оставив издательское кресло своему сыну Чипу. Чип недолго удерживал наследство, уступив место Стэну Ли, который также стал президентом Marvel. Место явно было заслужено, так как Стэн давно являлся лицом издательства. Тем не менее бытность президентом оказалась не по душе Стэну Ли, которому не хотелось заниматься цифрами и бумагами, а хотелось участвовать непосредственно в творческом процессе. Через короткий промежуток времени он снял с себя полномочия, став издателем. Однако за время его президентства обложка каждого комикса была снабжена подписью: «Стэн Ли представляет».

Перемены в управлении происходили в период застоя индустрии, отчего студии шли на новые эксперименты с жанрами и форматами. Новые жанры были, по сути, хорошо забытыми старыми, с теми же ужастиками, сатирой, фэнтези и научной фантастикой. Однако накопленный за годы побед опыт сказывался: новые герои снискали гораздо большую популярность, а комиксы становились частью крупных и известных поныне франшиз. Студия Marvel издавала комиксы о Конане и Рыжей Соне в жанре фэнтези, Космической Одиссее и Звездном Пути в жанре научной фантастики, а чуть позже начала и серию о вселенной Звездных Войн.

Главным героем же в комедийном жанре являлся новый антропоморфный персонаж, Утка Говард. Утка Говард, созданный для острой социальной сатиры, жил в реальном мире и высмеивал его недостатки, однако не оставался в стороне и от масштабных событий во вселенной остальных супергероев. Именно его независимость, скорее всего, послужила причиной, по которой он был первым из героев Marvel (не считая Капитана Америки в далеком 44-м году), о ком сняли впоследствии фильм.

History-of-Marvel-Comics-Howard-The-Duck-Movie

Однако это случилось много позже, в 1986, а в семидесятых годах Marvel активно начали покорять телевидение. У них уже был опыт создания мультсериалов о разных своих героях, среди которых лучше всего себя показал сольный проект Человека-Паука. Культовый сериал не только сделал своего героя любимцем детишек, но и снабдил его собственным гимном: веселой песней о паучьих способностях. Отдельные фрагменты из мультика той поры пользуются особым успехом у современных интернет-пользователей, которые снабжают двусмысленные кадры недвусмысленными подписями. Сериал успешно просуществовал три года и закончил свое вещание в 1970 году.

В семидесятых годах Marvel запустили в производство три своих игровых сериала, два из которых по-прежнему посвящались их флагману, Человеку-Пауку. Кроме того, про него был запущен отдельный сериал в Японии. «Супаидаман» достаточно вольно трактовал характер и историю персонажа, легко вводил в историю ковбоев с гитарами-пулеметами и трансформеров. В Америке же начал пользоваться популярностью сериал про Халка, в котором зеленого монстра играл культурист Лу Фериньо. Он и поныне принимает участие в каждом фильме о Халке, появляясь в маленьком камео и обязательно озвучивая персонажа.

Marvel утвердились в качестве больших игроков индустрии и имели возможность экспериментировать с жанрами и форматами, завоевывая телевидение и организовывая собственные комикс-конвенции. В 1975 году Стэн Ли создал Marvelcon, на котором анонсировал широкой аудитории новых персонажей и праздновал возвращение в стан издательства художника Джека Кирби. Конвенция, однако, не снискала той же популярности, что и запущенный в начале десятилетия Comic-Con в Сан Диего, хотя и очень соответствовала нацеленной на потребителя политике.

В 1978 году на пост главного редактора заступил Джим Шутер, сразу решивший навести порядок в издательстве. Студия на тот момент сильно страдала от неорганизованности, избалованная хорошим и панибратским отношением Стэна Ли, а также собственным головокружительным успехом. Несмотря на разработанный Marvel метод создания комиксов, призванный ускорить работу над каждым выпуском, компания перестала укладываться в сроки. Джим Шутер, будучи хорошим управленцем, разобрался с этой проблемой и направил компанию новым курсом, преумножив достигнутый успех.

В первую очередь была пересмотрена политика относительно авторов. Некоторые серии, такие как «Uncanny X-Men» и «Mighty Thor», попали в руки неравнодушных писателей, которые сделали их хитами продаж. Джим Шутер, очевидно обладавший чутьем на таланты, также не позволил молодому автору Фрэнку Миллеру устроиться в DC, переманив его к себе. В течении долгого времени достойной работы для Миллера не находилось, пока в 1979 году ему не был доверен спорный персонаж Сорвиголова.

Несмотря на уважение к уже существующему стилю серии, Фрэнк Миллер применил к похождениям слепого борца с преступностью свой собственный подход, сделав рисовку и стиль повествования похожими на фильмы жанра нуар. Мрачный и жестокий Нью-Йорк Сорвиголовы сильно отличался от светлого Нью-Йорка Человека-Паука, к которому привыкли читатели. Фрэнк Миллер также активно обыгрывал идею крыш, по которым часто передвигались супергерои. Многие приключения Сорвиголовы начинались на темных крышах Адской Кухни, с водонапорными башнями, радиаторами и дымоходами. Персонаж и его район получили свое оригинальное воплощение, критики были в восторге, а Фрэнк Миллер быстро стал молодой и набирающей популярность звездой Marvel.

На этом все. Третья и финальная часть находится здесь.

Тэги: ,



  • Р

    Интересно — сколько лет прошло со времени появления первых героев во Вселенной Марвел?? Г

    • Петя Тоталович

      википедия

    • Jigsaw264

      Первую часть статьи прочесть не судьба?

  • Димас

    Ну уже что то более интересное чем в первой части. Только вот одно меня смутило немного — про вклад в комикс-индустрию ( конкретно про вклад от лица Marvel) Стэна Ли мы в принципе все в той или иной степени знаем все. Но вот про остальных менее известных но порой не по значимости авторах,художниках и сценаристах не знаем практически ничего. Поэтому можно было бы эту тему раскрыть. От себя добавлю пожелание в будущем посвятить какой нибудь рассказ авторам и комиксам 40-х и 50-х годов.

  • Очень интересно и содержательно написано, читается на одном дыхании. Всегда знала, что марвел очень крутые, но не знала, в какой степени. Спасибо за статью и за проделанную работу, буду ждать 3 часть!

Наверх ↑