Ип Ман: Очень краткая история китайского Рокки

3 179

Говорим про персону, которую все знают, но вряд ли много кто видел.

Где-то на китайской киностудии: (голосом Володарского)

— Здравствуйте! Я хочу пройти пробы в мелодраму

— Хватит болтать! Покажи мне своё Кунг-фу!

Каждой нации нужна своя легенда. Персона, которая вдохновляет своими подвигами, встаёт против любой угрозы и пробивает кулаками дорогу в светлое будущее. А каждой легенде нужна серия фильмов. Американцы, например, вот уже 40 лет под Eye of the tiger бегают по лестнице. Японцы ежедневно делают сотню отжимания, приседаний и скручиваний на пресс (но это не точно). Наши киноделы пытались сделать героя из Поддубного. Даже в Таиланде есть Онг Бак. Было бы странно, не вставь жители Поднебесной свои пять копеек тем более, что боевых идолов у них-то в достатке.

Если Рокки Бальбоа персонаж наполовину вымышленный, его похождения в кино вообще слабо относятся с реальностью, то китайцы выбрали одного из самых влиятельных представителей боевых искусств, тренера Брюса Ли, мастера Ип Мана. Давайте же посмотрим, что получилось в итоге и насколько достоверной получилась квадрология. Сравнивать будем именно по четырем фильмам, последний из которых вышел под конец 2019 года. Брать в расчет эстетический оргазм Вонга Карвая не будем.

Структурно все части выглядят практически одинаково: мастер Ип живёт себе в месте X; появляется угроза Y; но сперва не касается главного героя; Ип Ман идет в школу кунг фу Z, либо школа Z идет к нему; все начинают мериться длинной своего кунг фу, оказывается, что главное не размер, поэтому мастер Ип всех и всегда побеждает; угроза Y затрагивает Ип Мана, он идёт и показывает свой кунг фу там; наши побеждают. Меняете переменные – получаете бесконечное число фильмов. Если бы это была американская серия, мы уже смотрели «Ип Ман 7: угроза из космоса». К счастью, китайцы хотя бы частично опираются на историю жизни мастера.

Главный герой всех четырех частей, разумеется, кунг фу, а точнее стиль под названием Винь-чунь, главная фишка которого в отказе манерности и пафосности классического кунг фу. Все хотя бы раз видел эти шикарные диалоги:

— Мммм, я вижу ты мастер стиля рисующего дельфина!

— А у тебя стиль жующего ленивца!

— Твой дельфин ничто против моего ленивца!

Винь-чунь первым отказался от подражания животным, богам и прочему, сконцентрировавшись на эффективных атаках и защите. Можно сказать, что Винь-чунь рационализировал кунг фу, за что и высмеивался довольно долго. Забавный факт, что на тренировках по карате тренер всегда говорил, что как раз японцы упростили кунг фу еще больше, сделав идеальное боевое искусство. Правда, сами же японцы от Ип Мана получают по мордам замечательно.

Не смотря на шаблонность сюжетов, сняты бои просто безупречно. Благодаря мастерству Донни Йена получилось взять оператора без паркинсона, а монтажера вообще отправить на каникулы. Лишь иногда китайцы включают свои любимые стропы, заставляя героев слегка парить, но сами поединки сняты сочно, изобретательно и под эпичную музыку. Особенно круто выглядят бои с мастерами разных стилей, когда зритель может оценивать разницу в движениях, в стилях и в принципах ведения боя.

Первые проблемы появляются, когда понимаешь, что персонаж Ип Мана абсолютно не развивается в боевом плане. Тот же Рокки хоть и однообразно, но тренировался, превозмогал себя. Китайский боец просто приходит и побеждает, потому что его кунг фу самый крутой. Стоит ещё заметить, что каждый пропущенный удар нам показывают смачным синяком на лицах актеров. Но сам персонаж выступает в роли бога из машины: в любой непонятной ситуации зовите мастера. Причем больше всего раздражает это в четвертой части, когда постаревший Ип мог бы несколько раз выступить против боя и показать, что одними кулаками проблемы не решаются. Как оказывается, по версии создателей очень даже решаются.

Взяв основой для серии главные события в жизни реального человека, китайцы строят самую настоящую идеологическую агитку. И если ненависть к японцам в первом фильме можно понять, да и оккупация действительно имела место быть, то вот борьба против боксеров во втором и МАЙКА ТАЙСОНА в третьем фильме выглядит максимально абсурдно. Четвертая часть снова исправляется, однако американской клюквой здесь несёт похлеще, чем советской в Рокки четыре. Когда Донни Йен в очередной раз ломает противника, хочется просто разукрасить лицо в китайский флаг и спеть гимн, что вроде бы не очень и плохо.

Бесит лишь то, что личную драму человека задвигают на самый дальний план: смерть жены, рак, бедность во время войны проходят как бы фоном. Конфликт с сыном (хотя в реальности их было двое) раскрывают детальнее, хоть путешествия в Америку и не было. Вот и получается, что весь фильм мы ищем повод подраться, а в последние пять минут нам выливают ведро эмоций, потому что там еще жизнь шла своим чередом. Зато стоит фильму включить эмоции – получается действительно здорово: например, последняя сцена с кассетой — идеальная точка в истории мастера Ипа.

При всей своей однотипности фильмы про Ип Мана дарят зрителю огромное количество крутых боёв, относительно достоверную историю жизни, взгляд на развитие боевых искусств, более геройский образ Брюса Ли (если вам не угодил Тарантино, здесь всё очень кошерно) и несколько ярких эмоциональных моментов под прекрасную заглавную тему. Серия фильмов не заставит вас бежать после просмотра в зал Кунг фу, но этого и не нужно, потому что боевые искусства — дело жизни: либо посвящаешь себя полностью, либо не занимаешься вовсе.

Смотрели ли вы фильмы про Ип Мана?

Комментарии