Интервью с Брайаном Болландом

139

Разговор с британским художником Брайаном Болландом о российских комиксах, Джокере и его собственном прошлом.

Фестиваль КомМиссия в Москве, центр-дизайна Artplay. По коридорам выставки курсируют косплееры – сегодня день аниме и манги. Вдали от этого, практически в уголке, стараясь изолироваться от цветастого маскарада с помощью треугольной офисной перегородки, раздает автографы и интервью Брайан Болланд.

Мы усаживаемся за стол, готовясь начать разговор, как тут же, пользуясь минутной заминкой, к Брайану подлетает один из посетителей и просит его расписаться на очередном экземпляре Killing Joke. С британской вежливостью, и ради приличия спрашивая у нас одобрения, Брайан подписывает экземпляр фанату. «А нарисуйте скетч!» — возбужденно просят его. Болланд, и это видно по лицу, становится слегка серьезнее и настойчиво говорит – простите, но нет. Скетчи я больше не рисую. Фанат уступает, и оба соглашаются на простой росписи.

Ответ Брайана меня немного удивил. Он учтиво извиняется перед нами за ожидание, и мы начинаем.

Мистер Болланд, а почему вы больше не рисуете скетчи?

О, по нескольким причинам. Я работаю за компьютером где-то с 97 года, и моя техника рисования уже не так, какой была. И к тому же, у меня, из-за возраста, теперь дрожат руки. Вот, посмотрите.

Он вытягивает перед собой трясущуюся правую руку. Только сейчас я вспоминаю, что Брайану Болланду уже за шестьдесят, а его легендарная «Убийственная шутка» вышла в 1988 году, двадцать семь лет назад.

Поэтому за компьютером мне работать удобнее. Последствия своих «дрожащих рук» и все неровности я могу исправить в фотошопе. Ну а когда меня просят что-то нарисовать вручную, то результатом становится вот такая пляшущая линия.

Он с немалым усердием прочерчивает на бумаге линию. Вместо прямой, линия получается волнистой и скачущей.   

О, у меня тут есть кое-что!

Брайан начинает искать что-то в своем портфеле, спустя пару секунд он вынимает оттуда скетч бук, где на каждой странице нарисован сделавший его известным Джокер. Скетчи выглядят отлично, местами проскакивает та корявость, о которой и говорил Болланд. Лишь на последней странице, которую он нам показывает, изображен Бэтмен.

Это же недавние скетчи, да?

Да, я нарисовал их в гостинице, в своем номере.

Один из рисунков сильно напоминает Джареда Лето в образе Джокера из грядущего фильма. Я спрашиваю Болланда, случайно ли так получилось, на что тот лишь улыбнулся и пожал плечами. Брайан убирает скетч бук обратно в сумку.

Как вам фестиваль?

Он очень хорош. Я, знаете, относительно недавно прибыл и меня посадили за стол, я не особо успел осмотреться. Но я уже впечатлен тем, как много тут всякой всячины, о которой я даже не слышал (смеется).

Про вас говорят, что вы были в авангарде британского вторжения в американские комиксы. Как вы думаете, может ли такое вторжение  произойти и с российскими комиксами?

Нет, нет, я так не думаю. У нас тогда не было интернета, не было коммуникации, и было трудно представить работу с двух сторон океана, и само вторжение получилось почти случайным. Но сейчас, когда я читаю комиксы DC или Marvel, я думаю – кто этот парень? Ого, он живет в Италии, или Бразилии, или Малайзии. Во всем мире нет границ для хорошего художника, и если он захочет, он может работать где угодно, будучи действительно талантливым.

Но я еще и вижу, что у вас тут достаточно развита собственная индустрия комиксов. По стенам развешаны рисунки и комиксы, которых я раньше нигде не видел. И они очень специфичны для вашей страны. Я даже думаю, что они не будут так популярны в других частях света. Но вряд ли есть какая-то причина, почему русские художники не могут работать в американской или иной индустрии комиксов. Вот у англичан очень маленькая индустрия для такого жанра, она локальна. У выходцев из других стран мало шансов поработать в британском сегменте, хотя некоторым испанским и итальянским художникам это удалось.

Если бы вы могли написать историю о русском супергерое, каким бы он был?

(смеется) Ох, а это интересный вопрос! Знаете, в британских комиксах у нас нет супергероев, идея о суперспособностях не вкладывается нам в головы с детства, как в Америке. Исключение, наверное, судья Дредд, но он не герой, он просто офицер полиции, носящий особый костюм. А супергерои – это чисто американское изобретение. Я даже не знаю, сработает ли эта концепция у вас.  Вот V (герой комикса V значит Вендетта) не супергерой, он борется с политическим режимом. И есть множество иных персонажей, которых можно создать, не обязательно им быть супергероями. Может и не супергерой, а герой, с какими-то иными мотивами, может с политическими, как V.

Окей. Вопрос касательно вашей самой известной работы, «Убийственной Шутки», написанной в соавторстве с Аланом Муром. Проясните, раз и навсегда – изнасиловал ли Джокер Барбару по сюжету комикса, или нет?

Подождите секунду. Я отвечу вам вот так.

Брайан просит своего помощника дать ему один из экземпляров “Шутки”. Он открывается новеллу на странице, где Гордон попадает в плен и с него снимают одежду.

— Вот что примечательно в комиксе. Все, что происходит на этой панели, вы видите, да? – он показывает на крайний левый кадр сверху – и на этой тоже; — показывает на соседнюю. А все те, что происходит между ними, не показано – он скользит пальцем по белой границе между кадрами.

Поэтому все, что происходит в промежутке между этими двумя кадрами, додумываете уже вы и ваше воображение. Лично я считаю, что Джокер сексуально нейтрален, даже асексуален. Их сексуальная жизнь с Харли – я ее попросту не вижу. То что он сделал с Барбарой, было лишь способом насолить Бэтмену и Джиму. Но это только мое мнение.

Что с вами произошло после выхода «Убийственной Шутки»? После того, как она стала популярной?

Я отправился в поездку в Таиланд (смеется). На самом деле после нее я был действительно популярен, люди хотели, чтобы я работал на них. Но я очень медленный художник, и не могу делать большой объем работы в сжатые сроки. Так я и стал художником обложек, и мне это нравится – ежемесячно, у меня есть некий обязательный объем работы, который надо нарисовать. Таким образом я сделал около пятидесяти, может больше, обложек для Animal Man, а также несколько для серии Wonder Woman. Меня многие просили в то время рисовать обложки, поэтому я старался делать любую работу, которую предлагали.

Вопрос от нашей читательницы. Что легче – создать собственного героя, работать с малоизвестной серией или с комиксом, имеющим популярность во всем мире?

Лично мне? Множество персонажей были рядом с нами очень долгое время. Так что если у вас уже сложилось какое-то представление о том, что они делают, что им нравится, какие они и как выглядят… К примеру, мне очень нравится Болотная Тварь, вот эту обложку я нарисовал пару месяцев назад. Мне нравится работать с персонажем, которого я видел и знаю на протяжении 20-30 лет. А вот произвести на свет что-то абсолютно новое и успешное сейчас очень трудно.

Если говорить о своем авторстве, то когда-то я придумал персонажа Мистера Мамулиана (Mr. Mamoulian). Для меня тогда он был экспериментом, я рисовал все, что придет в голову, весь поток сознания.

Еще я пишу автобиографический комикс, Mixed Messages. Он сделан из фотографий моего детства и моей семьи. Я совмещаю фото, как в комиксовом формате сетки, и делаю какие-то приписки.

Я использую старые отсканированные снимки, почтовые открытки и фотографии из семейного архива и стараюсь не прибегать к рисованию. Уж не знаю, кому это будет интересно.

Вы слышали об обложке Рафаэля Альбукерке к комиксу “Batgirl”, своеобразный оммаж на вашу работу?

Конечно, я помню всю эту историю. Насколько я знаю, он сам отозвал обложку, это так?

Да, сам.

Тогда я не понимаю зачем он это сделал. Ты знаешь, зачем он это сделал?

Брайан обращается к своему агенту. Тот объясняет ему, что Альбукерке решил не усугублять сложившееся положение и попросил DC убрать арт, дабы не раззадоривать публику и не вызывать на себя гнев феменисток, посчитавших эту обложку оскорбительной. Болланд говорит, что они слишком чувствительны.

То есть вы считаете, что в этой отсылке нет ничего экстраординарного?

Разумеется, разумеется, нет!

В этот момент к столу подходят слегка разгоряченные и уставшие российские художники, авторы одного из представленных в помещении комиксов, – по их виду понятно, что фестивали не всем даются легко – и начинают просить автограф у Брайана.

Он сердечно просит у нас прощения за прерывание интервью, и расписывается на двух экземплярах. Один из художников просит Брайана нарисовать скетч, и после недолгих упрашиваний тот сдается и берет в руки фломастер. Через минуту из-под его пера выходит Джокер, пусть и слегка узловатый, но все тот же клоун, что был на страницах новеллы.

Мы снова остаемся наедине.

Мистер Болланд, что самое ценное можно унести из офиса DC?

Нууу… (смеется) У них на стене висит гигантская картина с кучей персонажей издательства, все в полный рост и нарисованы разными художниками. А, кажется, на третьем этаже у них стоит Бэтмобиль. Но на данный момент вы ничего не унесете из офиса DC, потому что они все перевезли из своего офиса в Нью-Йорке в Калифорнию. И мне кажется это странным, они начали здесь свое дело. Для меня, супергерои пришли из Нью-Йорка. Думаю, это как-то связано с киноиндустрией.

Последний вопрос. Ваш любимый герой, тот, с кем вы себя ассоциируете – кто он?

В Англии выходил стрип о персонаже Джеффе Хоуке (Jeff Hawke), астронавте, который попадал в различные космические приключения и сталкивался с инопланетянами. И там был забавный персонаж, Колворок (Kolvorok), одноглазый пришелец с щупальцами, который всегда много болтал. Не могу сказать, что я вижу в нем себя, но мне он когда-то очень нравился и был близок. Ну и конечно Джокер. Удивительный персонаж. Один из бриллиантов DC и один из лучших злодеев, когда-либо созданных.

P.S. Несколько недель назад мы объявляли конкурс на лучший вопрос Брайну Болланду. Его победителем, а точнее победительницей, стала Анна Раткина. Анна, ваш подписанный мистером Болландом экземпляр «Убийственной Шутки» уже в пути, и скоро будет у вас. Поздравляем!

Комментарии