Интервью GeekCity с художником Николаем Писаревым

378

Мы побеседовали с одним из самых ярких представителей современной российской комикс-индустрии — художником Николаем Писаревым.

Расскажи немного о себе. Все-таки в интернете совсем мало информации, и люди, очарованные, скажем «Предметами», после непродолжительных поисков могли задаться вопросом «Насколько хорошо ты играешь в футбол?»

*смеется* В футбол вообще играть не умею, но о футболисте с такой же фамилией слышал. Ну, меня зовут Николай, родился в городе Тамбове, рисую иллюстрации, делаю дизайн, анимирую его и так далее. Сейчас живу в Москве.

Ты получал какое-то специальное образование? Когда вообще понял, что тебе интересно изобразительное искусство?

Рисовал все время, учился в художественной школе, потом работал бутафором-декоратором в театре, дизайнером и все это время учился. Нельзя сказать, что я как-то пришел к этому, это была среда в которой я рос. Как-то и не было мысли интересоваться чем то другим

У тебя достаточно необычный стиль, такое нечасто можно увидеть в комиксах. Как бы ты его сам охарактеризовал? Как вообще появилась идея начать делать комиксы?

"Предметы" Писарев

Ох… не знаю. Скорее это можно охарактеризовать как компромисс. То есть это должно хорошо выглядеть и при этом не занимать много времени на рисование. В том смысле, что один кадр нельзя рисовать неделю. И сама идея рисовать комиксы оттуда же. Анимация заняла бы очень много сил и времени.

Ты сам пишешь сценарий для комиксов «Предметы» и «Не один», я правильно понимаю? И сразу о наболевшем: с чем связаны такие большие паузы между выходами новых номеров?

Нет. Сценарий для «Не Один» сочинил Слава Фёдоров и прислал мне его потому что не знал, что делать с ним дальше. Некоторое время я показывал своим друзьям имеющими отношение к кино, думал это будет неплохая дипломная работа для выпускника ВГИКа. Но что-то не сложилось. Зато сложилось с комиксом.

Ну вкупе с рисунком получилась очень психоделическая история.

"Не один" Писарев

Причем Слава Фёдоров, как я понял тоже не единственный автор, просто ник в интернете был FEDOROFF и мы договорились, что автором сценария будет «Вячеслав Фёдоров». Настоящей фамилии я не знаю, я даже никогда не видел этого человека. Мы общаемся онлайн.

А «Предметы» пишет Егор Ветлугин. Вернее он занят структурированием этой психоделии, не дает мне за визуальным рядом забыть о сюжете. Который там есть, надо сказать.

Первые две книжки уже вышли, третья, заключительная должна выйти в начале 2015 года. Большие паузы связаны с тем, что рисованию не получается уделить все свое время. Есть еще и работа.

Но сюжет в «Предметах» все-таки принадлежит тебе?

Нет, у меня была серия картинок, которые легли в основу. Скажем так.

Мой коллега Дмитрий отметил, что в твоих работах присутствует некая меланхоличность и местами они кажутся даже слишком мрачными. Я полагаю, что во многом это связано с сюжетом. Но тебе самому какие истории ближе? В плане тона и настроения. Смог бы ты к примеру нарисовать Майора Грома для Баббл или тебе все-таки интересны истории, затрагивающие какие-то более глубокие темы?

"Не один" Писарев

Очень люблю нуар и всякие мрачные истории тоже. Что бы была загадка, детектив. Истории про загадочные мистические убийства и так далее. В духе Эдгара По, или Нила Геймана. А Майор Гром недостаточно готичен , как мне кажется *улыбается* А почему вы считаете, что «Майор Гром» не может затрагивать глубокие темы?

Не в укор Майору Грому, но я вижу его как неплохой развлекательный продукт. Хотя вполне допускаю, что он может что-то затронуть, при определенном желании.

Нет же какой то четкой границы между так называемыми мейнстримом и артхаусом.

Полагаю все упирается в цифры. Число продаж, число читателей, тираж. Собственно только по этим критериям, как правило, и происходит деление на мэйнстрим и артхаус. Хотя мне наверное больше привычен термин «инди».

Ну да. «Инди» мне тоже нравится больше. Вопрос независимости. В комиксах вопрос бюджета ограничен только фантазией автора, так что независимости тут больше, чем в кино, например.

Если сравнивать с кино, то здесь суммы безусловно иные, как и риски. Но в издательском бизнесе тоже свои тонкости. Если речь не идет о самиздате, то тут тоже как повезет.

Предметы. Писарев

Мы поговорили о двух твоих комиксах. А над какими еще проектами ты сейчас работаешь?

Рисую обложки для русского издания «Босоногий Гэн», которые издает тот же АльтГраф, заканчиваю «Предметы», на днях сдал титры для кино и есть еще пара интересных сценариев, но это уже весной.

Теперь наверное парочка стандартных вопросов. У тебя наверняка есть любимый художник или кто-то, кто оказал на тебя влияние. Имена, явки, пароли?

Про влияние не скажу, а любимых много. Импрессионистов люблю, все это течение. Модильяни, Эндрю Уайет, Брейгель… Из ныне живущих Ансельм Кифер большое впечатление производит. Сразу все и не вспомню.

На самом деле чувствуется, что импрессионизм тебе близок. А если вернуться в плоскость более привычную нашим читателям. Есть какой-то современный художник комиксов, который тебе импонирует?

Нравится Джеф Дэрроу, он почти как Босх, Алекс Росс, в разумных дозах, Нихей Цутому, особенно ранние вещи Blame! и NOiSE. Из европейцев Энки Билал и Жан Жиро. Шон Тан, хотя его трудно назвать исключительно художником комиксов.

Предметы. Писарев

Считаешь ли ты, что в крупных издательствах, в первую очередь речь идет о Большой Двойке Marvel и DC, роль художника сводится к минимуму? Если посмотреть на большинство супергеройских тайтлов, то можно увидеть достаточно стандартный рисунок. С другой стороны, когда за такие комиксы берутся художники со своим ярким стилем, то зачастую они превращаются в артбуки и это наверняка обижает сценаристов. Вот совсем недавно подобное произошло с онгоингом Elektra, где Дель Мундо вывел сценариста за скобки. Вообще имеет место некая незримая конкуренция внутри креативной команды или это все-таки пустые домыслы?

Не знаком с внутренней жизнью крупных издательств, но думаю там речь идет о каком-то потоке, о конвейере. В таком случае всегда предпочтут художника среднего, но трудоспособного. Да и художников там обычно три: один делает рисунок карандашом, второй делает контур, детали, третий красит, это коллективный труд. Опять же надо соблюдать канон персонажа, не очень много простора для фантазии. Это вопрос ремесла.

С другой стороны мы видим массу других примеров у того же Марвел. Например «Чудеса» Курта Бьюсика и Алекса Росса. У DC есть «Лечебница Аркхэм» где Дейва МакКина никто не сдерживал. Хотя, да. Ты отчасти права, «лечебница Аркхэм» смахивает на артбук. Да и «Предметы», чего уж там *улыбается*

Предметы. Писарев

На самом деле «Предметы» получились в этом плане универсальными, их всегда можно показать зарубежным друзьям и коллегам, не разбившись о языковой барьер. Я слышала комикс дошел до Дэвида Ллойда, это правда?

Да, это удобно. Дэвид Ллойд приезжал на русский КомикКон в октябре и ему показывали изданные в России комиксы. Мэтр высказался очень благосклонно.

А ты сам был на Комик Коне?

Да, я там был, но крайне мало. Увидел знакомых, сделал пару кругов, посмотрел косплееров, съел жутко дорогой гречки с сосиской на втором этаже и уехал.

Ну теперь гречка вообще непозволительная роскошь. Тебе хоть не придется выбирать: купить третий выпуск «Предметов» или тарелку гречки?

Гречка конечно важнее, а третий том «Предметов» я и так уже читал *смеется*. Возможно гречка будет главным событием КомиКона 2015!

Предметы. Писарев

Ну только если издательство Баббл запустит серию про СуперГречу! Так, раз уж мы опять вернулись к «Предметам». Планируется ли выход сборника или будет просто три сингла?

Не знаю, это решает издательство. Пока только три сингла. Потом можно будет их самостоятельно сшить и сделать из картона твердую обложку. Лично я так и планирую сделать.

Лайфхак для всех собирателей синглов от Николая Писарева!

Это древняя советская практика. В СССР были журналы, которые публиковали фантастику частями в нескольких номерах. Например, «Юный Техник» или «Наука и Религия». Их вырывали, собирали в одну книгу и переплетали в домашних условиях. У меня где то «Возвращение к Звездам» Гамильтона и Артур Кларк такие есть.

Вот это да! Так тебе близка тема научной фантастики? Тогда сразу два вопроса: Звездные войны или Звездный Путь? Ну и грех не спросить про главный космический эпос года — «Интерстеллар».

Star Wars, конечно. Стартрек я увидел уже взрослым, а Люк, Лея, Дарт Вейдер и Йода, конечно, одно из главных потрясений детства.

Про Интерселлар. Ну, я присоединюсь к людям, которые считают Нолана переоцененным феноменом. Это, конечно все интересно: черные дыры, искривление пространства-времени, но попытка натянуть Хоккинга на глобус не удалась. Пытаясь разобраться в космологии зрители забыли, что историю им так и не рассказали.

Николай Писарев. Ракета

Шикарная аллегория, но я бы наверное не хотела, чтобы ты ее когда-нибудь нарисовал *смеется*

Например «Predestination» братьев Спириг намного интереснее, хотя снят за меньший бюджет. [имеет ввиду фильм «Патруль времени» 2013 года — прим. GeekCity]. Если речь о перемещениях во времени.

Ну его больше сравнивали с Кубриком и Одиссеей, хотя мне кажется опрометчиво. Впрочем может это «одиссея» нашего поколения. Судя по количеству восторженных отзывов начинает так казаться.

Цитат из Одиссеи там много, Нолан этого не скрывает. А восторженные возгласы больше связаны с новой темой для зрителей. Мало кто задумывается о черных дырах в повседневной жизни.

Все так. Но сейчас тема космоса все чаще мелькает в СМИ и это не может не радовать.

Ну да. «Гравитация», еще раньше была «Луна». Тема набирает популярность.

Предметы. Писарев

На самом деле можно очень долго обсуждать космос, но к сожалению, если мы хотим, чтобы это интервью дочитали до конца — придется заканчивать. Так что напоследок вопрос, который мы задаем всем нашим гостям: любимый супергерой и любимый комикс?

Не скажу, что есть какие-то любимые. Мне очень нравится Халк. У Баннера не самая удобная суперспособность. Хотя история доктора Джеккила и мистера Хайда очень старая.

В комиксах тоже выделить что-то трудно. Уоррен Эллис, частично Аллан Мур, The Arrival Шона Тана, Недавно «Civil War» перечитал на волне анонсов Марвел. Крутая вещь! И очень жду пятый «Пантеон».

Немного ломаем структуру, но я совсем забыла, что еще хотела про Траханова спросить. Теперь точно последний вопрос. Знаком ли ты с Артемом Трахановым и как относишься к его творчеству? В этом году он был на слуху благодаря серии Undertow. Ты бы хотел поработать с крупным американским издательством вроде Image или тебе больше интересна свобода и гибкий график?

С Артемом лично не знаком. Мне очень нравится его рисунок, слежу за ним давно, с Mad Blade. Undertow круто нарисован, то что на превью, все что видел, очень здорово сделано и необычно покрашено.

Поработать было бы здорово, на тот же Image. Насколько мне известно их интересует только то, как комикс продается и они не лезут в дела авторов. Не знаю, но я как то больше думал о маленьком издательстве где нибудь в Бельгии, а не о Марвел.

Не один. Писарев

Будем надеяться, что тебя найдет и Image и маленькое бельгийское издательство. Спасибо за интересную и познавательную беседу, с наступающим Новым Годом! Может что-то хочешь сказать напоследок нашим читателям?

И тебе спасибо. Всем желаю мира, любви и спокойствия!

 

На сегодняшний день ознакомиться с работами Николая Писарева можно в комиксах «Предметы» и «Не один», а также следите за обновлениями на его личной страничке в VK.

Комментарии