Главные комиксы 2018 года

2 667

Подводим итоги.

Этот год был крайне запоминающимся в плане комиксов. Кое-где произошли важные изменения, где-то случился прорыв разной степени качества, а где-то затишье. Но что по итогу нам запомнилось больше всего? Слово берут гуру Комиксов Недели Евгений Степин и Антон Бордуков. Так что же почитать из вышедшего в 2018 году?

Venom

Антон Бордуков

Донни Кейтс – фантастически плодовитый и успешный автор, стремительно поднимающийся ввысь по карьерной лестнице в Marvel. Его «Doctor Strange», «Cosmic Ghost Rider» и «Thanos», закончившиеся в этом году, ничуть не менее достойны того, чтобы числиться в списке лучших комиксов 2018. Однако «Venom» сюда попал по иной причине: если предыдущие комиксы были очень хорошей отработкой уже наработанного материала, и за его пределы они не вылезали, то комикс про Эдди Брока – это действительно большой «геймчейнджер» для всего персонажа.

И хоть Венома уже ранее выводили из тени Человека-Паука (в ране, наследие которого мелькает и у Кейтса), симбиотическая связь между персонажем и вселенной Marvel в данный момент гораздо более остроумная, неожиданная и удивляющая, чем когда бы то ни было ранее. Донни Кейтс мастерски связывает казалось бы такие разные и несвязные кусочки хронологии, а от Райана Стегмана можно поддерживать электростанцию небольшого города – настолько он пышет энергией и это видно на каждой странице комикса.

В итоге получается поразительной силы комикс про Венома. Очень эпичный, но не теряющий за эпичностью ту самую «личностную» часть, что способна зацепить и пробудить в читателе эмпатию. Тем временем, Кейтс обещает, что в будущем нас ждёт ещё больше интересного – в том числе, весомое участие Венома в грядущей War of Realms Джейсона Аарона, с которым они активно общаются и делятся планами. Учитывая, что столь отличными комиксами про Венома нас практически не баловали, а потенциал у этого комикса колоссальный – однозначная рекомендация к ознакомлению.

Doomsday Clock

Евгений Степин

Чем бесспорно видеоигровая и комикс-индустрия хороши – мнения покупателей нередко совпадают с мнениями критиков. Если даже на относительно попсовом «Оскаре» популярные фильмы встречаются так редко, что под них создают особую номинацию, то с комиксами всё довольно просто и прозаично – то, что действительно хорошо, зачастую продаётся соответственно своему качеству. Разумеется, встречаются исключения, однако в целом – это правило верно. Каждый выпуск «Часов Судного Дня» продавался таким тиражом, каким порой продаются все комиксы инди-издательств за целый месяц. Можно, конечно, сделав недовольную гримасу, заявить, что во всём виноват «культ Хранителей», который Джефф Джонс с Гари Фрэнком бессовестно эксплуатируют, но мне, всё-таки, приятно думать, что у комиксной публики есть какой-никакой вкус.

Да и есть ли смысл корчить из себя сноба, прячась за юбкой мизантропии Алана Мура и его комично раздутого самомнения, когда, по итогу, мы всё равно имеем на руках просто невероятный комикс? Красивый, умный, необычный, интригующий, проработанный и до невозможности увлекательный. Подберите какое угодно положительно окрашенное прилагательное и, скорее всего, оно подойдёт для описания «Doomsday Clock». Вот настолько он хорош. Но, что лучше всего, он не только «хорош». Хорошей может получиться совершенно безалаберная работа, чисто по случайности сыгравшая на чувствах конкретного читателя. «Doomsday Clock» не просто хорош. Он качественен. Это именно та серия, в каждую главу которой вложен гигантский труд и усердие ответственных людей. На этот комикс банально можно рассчитывать. Какие бы плохие онгоинги не выходили и какие бы неприятные люди не пытались втюхивать вам своё мнение на их страницах – «Часы Судного Дня» им у нас не отнять. Каждый раз, открывая новый выпуск, можно быть уверенным – Джонс и Фрэнк не подведут. В 2018-м году это дорогого стоит

The Immortal Hulk

Антон Бордуков

«Immortal Hulk» — фантастически роскошный комикс про персонажа, у которого уже давно не было однозначно хороших историй. Однако важно здесь даже не это, а то, что он постоянно умудряется удивлять и подкидывать ситуации/эстетику, которые попросту не ожидаешь видеть в «супергеройских мейнстримных комиксах». Речь идёт, в основном, о смелости в отображении действительно «отвратительных» вещей: изувеченные/обезображенные тела и хтонические ужасы. В современных условиях всеобщей «приглаженности» подобная откровенность действительно ощущается глотком свежего воздуха.

Наиболее примечательным является то, что вышеописанные приёмы не оторваны от основного нарратива о дуализме и рассказаны потрясающим визуальным языком. Если на странице появляется Халк – он занимает в ней всё пространство, доминируя над всем окружающим. Если Халк кого-то бьёт – это отражается в динамике рисунка и расположении панелей. Они слегка «уезжают». Если Халк что-то говорит – а Халк теперь говорит – значит это что-то действительно имеет вес. Без рисунка Джо Беннетта комикс явно потерял бы львиную долю своего очарования.

«The Immortal Hulk» превосходно и наглядно иллюстрирует принцип «погружения в эмоциональный ад» — чувства, когда самые полярные эмоции (подчас и довольно тёмные) терзают читателя части и, пропустив их через себя, тот начинает испытывать очень приятное чувство опустошённости. Такое редко увидишь не то, что в современных комиксах, но и в кино/на телевидении. Весьма оригинально и очень свежо, за что комикс и достоин звания «один из лучших в 2018».

Superman

Евгений Степин

Этот год для издательства DC и для многих продавцов комиксов прошёл под знаком Супермена. По удачному совпадению – тысячный выпуск (первый, в истории американского комикса) домашнего онгоинга персонажа и его 80-тилетие пришлись на один год, чем DC старались пользоваться, как могли.

Номер разошёлся громадным тиражом и даже получил специальное издание в твёрдом переплёте со всеми выпущенными обложками, а вселенная героя была целиком отдана в распоряжение новому руководителю. И какому! Брайан Майкл Бендис, неожиданно сбежавший от Marvel, уже пару лет как исписавшийся и всеми презираемый! «Это где такое видано?» – справедливо возопили фанаты. Не стану скрывать – я был в первых рядах возопивших. Нет, серьёзно, на тот момент это казалось чем-то вроде жертвоприношения, совершаемого лишь для того, чтобы переманить у конкурента чуть ли не лицо бренда. Чем эти люди думали, совершая такое преступление в разгар празднества? На данный момент могу сказать, что, скорее всего, думали сердцем. Потому, что ни одна голова не могла предугадать того, что последовало за приходом Бендиса.

Последовал натуральный ренессанс, как писателя, так и героя. Все три серии суперлинейки («Superman», «Action Comics» и «Supergirl») из медленно, но верно увядающих превратились в лучшие, что можно найти на полках комиксшопа. Две из них до сих пор пишет лично Брайан, и пишет так по разному, и так по бодрому, что диву даёшься. Так почему мы выбрали именно «Superman», а не «Action Comics»? Ответ – Иван Рейс. По некоторому мнению, граничащему с объективным – лучший современный художник комиксов. Он настолько хорош, что его хвалят даже не читатели, а другие художники. Лиам Шарп, например. Вы вообще видели, как рисует Лиам Шарп? Этот мужик определённо что-то в этом понимает. Каждая страница из под карандаша Рейса – кусочек визуального совершенства, которое не найти больше нигде, кроме супергеройского комикса. Захватывающий, поражающий воображение сюжет вкупе с эталонным рисунком? Может это говорит фанбой персонажа во мне, однако, кажется, что у нас один из самых однозначных «комиксов года» в 2018-ом. С юбилеем тебя, Кент.

Sabrina

Антон Бордуков

Ник Дрнасо написал и нарисовал такой комикс, с которого этот повествовательный формат зашёл в лонг-лист премии Букера – одной из самых престижных наград в мире литературы. Если это не даёт повод сказать, что «книжки с картинками» достойны более серьёзного восприятия и отношения к ним, тогда даже неизвестно, можно ли тут что-нибудь ещё добавить.

Прежде всего, стоит заметить, что «заход» однозначно не стыдный, так как «Sabrina» — сам по себе хороший комикс, с достаточно мощными и вечно актуальными темами: людские предубеждения, общественные страхи и стигматизация. Темы раскрываются достаточно подробно, но однозначных «ответов в лоб» никто не даст. В таком контексте комикс куда больше похож на «сократовский диалог», когда к путь к пониманию идёт не через череду полученных ответов, а через самостоятельные ответы на повисшие в воздухе вопросы. С такой точки зрения – совершенно понятно, почему именно эта работа была удостоена включения в список номинантов столь престижной премии.

Помимо этого, у комикса очень целостное единение текстового и визуального повествования – жизнь героев в большинстве своём пуста и уныла, поэтому рисунок комикса тоже предельно минималистичен и однообразен. Это весьма хороший подход к передаче информации интуитивным путём через рисунок.

Разумеется, как и всякое «высоколобое» и «умное» произведение, «Sabrina» подойдёт не каждому. Кому-то проблематика комикса просто не близка, а кто-то попросту ищет в тех или иных произведениях нечто другое. Но как узконаправленная работа, метящая в раскрытие чётко очерченных тем и копающая в их сторону – комикс работает как надо, даря потрясающее эмоциональное переживание.

Cover

Евгений Степин

Вообще, переход Брайана Бендиса к DC – лучшее, что случалось с автором за последние лет пять. Он, как настоящий феникс, только лысый и менее грациозный – восстал из пепла. И дело тут далеко не в одном Супермене, онгоинги которого он пишет. Их удачные выпуски, или даже арки, можно было бы списать на случайность, или примитивную любовь к персонажу. Нет, этим всё не ограничивается, о чём очень ясно даёт понять то, что Бендис начал хорошо писать не только приключения Человека Завтрашнего Дня, но и собственные, абсолютно самодостаточные авторские проекты. Именно этим является «Cover», лучшая серия Jinxworld, личного импринта автора.

Что такое «Cover»? По сути – некий личный «дисс» сценариста на комикс-индустрию, в котором он очень ярко, смело, но в то же время чувственно и с любовью высмеивает комиксы и людей, что их читают и производят. Однако сатирой лимитку назвать не выходит, так как сатиры в ней, в общем-то, минимум. Чего в ней полно, это погружения в самое сердце того, что движет интересующимися комиксами людьми. Просто так получается, что человеческая природа, по мнению Брайана, достаточно забавна.

Всё это, в прочем, не привело бы комикс в эту рубрику, как бы хорошо оно не было сделано. Своим присутствием в списке лимитка, равно как и другой присутствующий комикс Бендиса, обязана своему художнику. В этом случае – Дэвиду Мэку. То, как выглядят страницы «Cover», крайне сложно описать словами. Рисунок Мэка настолько поражает воображение, что у читающего может натурально поехать крыша – страницы будто бы разговаривают. На каком-то интуитивно понятном языке, который недоступен любой другой форме художественного искусства. Это калейдоскоп из цветов и форм, который не получилось бы выкинуть из головы, даже если бы захотелось.

Тем же лучше, что всё это приправлено внушительной дозой смысловой нагрузки, за которую ответственен Бендис. Если вы не любите супергероев, но хороший комикс почитать не против, то вот он – ваш выбор. Дождитесь выхода двух заключительных выпусков, и смело глотайте серию целиком. Ни за что не пожалеете.

Mister Miracle

Антон Бордуков

У Тома Кинга ещё со времён выхода комикса «Vision» больше не было необходимости кому-либо что-то доказывать. Кинг – талантливейший комикс-сценарист которому, кажется, место не в потоковой ремесленной супергероике, а в по-настоящему авторских сериях. Иронично то, что каждый раз, хватаясь за серию первого типа, он умудряется преобразовать её в «авторскую». С такой точки зрения, «Mister Miracle» — это «Vision 2.0» и даже немножко больше.

Проблема непонимания окружающего мира, неловкие попытки в него вписаться или ему соответствовать, постоянные размышления о правильности выбранного пути и общее ощущение тревожности, ирреальности происходящего – это всё, разумеется, ключевые тематические тэги данного комикса. Конечно же, чтобы быть не просто хорошим, а «одним из лучших», просто удачно выбрать тему не получится – необходимо выдающееся повествование.

И вот нарратив «Mister Miracle» — это удивительное переплетение тем и повествовательных подходов, дающее интересное восприятие комикса, как многофункциональной головоломки. В одну сторону покрутишь – будет разговор о комиксах как визуальном медиа. В другую сторону крутанёшь – вот уже и напряжённый триллер, в котором не знаешь где ждать подвоха. Перевернёшь – и увидишь рассказ о том, каково же на самом деле быть родителем, и как от этого меняется ход жизни вместе жизненными же приоритетами.

Как и «Sabrina» — этот комикс использует приём «сократовского диалога» и не даёт прямых ответов. И если «Sabrina» это узконаправленно и о чём-то конкретном, то «Mister Miracle» — обо всём и сразу, но достаточно остроумно и не поверхностно, чем обычно грешат «максимально разноплановые произведения». Именно это удивительное свойство многослойности и позволяет разом открывать комикс заново, видя в нём что-то новое. Что-то, что находит резонанс с читателем. За что, разумеется, и удостаивается места в пантеоне лучших комиксов 2018 года.

Exit Stage Left: The Snagglepuss Chronicles

Евгений Степин

Вообще – со стороны, наверно, действительно лучше видно. Вот сидишь ты в России, смотришь на то, как в Штатах живут меньшинства и видишь, как радикально настроены сторонники расширения их прав и свобод. А у тебя под боком Чечня, где тех же гомосексуалов утаскивают с улиц и убивают ничего не делают. И начинает натурально казаться, что тамошние правозащитники с жиру бесятся. Особенно сильно это напрягает, когда со страниц каждого третьего комикса тебе тычут в нос неприкрытой и очень топорно поданной пропагандой прописных истин. Да, мы читали комиксы про Супермена с детства и давно в курсе, что людей нехорошо убивать и преследовать за то, кто они есть. Спасибо, что в сотый раз напоминаете об этом в самой скучной форме. Как с хорошими историями дела?

Вот и Марк Рассел, автор «Exit Stage Left», казалось бы, из той же серии. Если полистать его Твиттер, то сценарист напоминает сумасшедшего, вся жизнь которого состоит из написания ответов на твиты Дональда Трампа, которые тот никогда не увидит. С другой стороны, другая часть его аккаунта состоит из ответов на многочисленные комплименты его комиксам, которые критики превозносят, как могут. Невольно задаёшься вопросом – что такого понимает автор, что ставит его работы на эту больную тему выше, чем работы множества других писателей?

Всё очень просто – он понимает важность контекста. Если в условиях современности рассказы об ущемлении прав в Америке выглядят нам, за бугром, смешно, то помещённые в условия середины двадцатого столетия той же Америки играют совершенно другими, поразительно яркими красками. Сопровождённые невероятно глубокими персонажами, весьма содержательными монологами и удивительно живыми диалогами, злоключения сексуальных, расовых и политических меньшинств в эпоху Маккартизма кажутся чуть ли не самым важным, с нравоучительной точки зрения, комиксом последних лет. А ещё он, вроде как, основан на мультипликационных персонажах Hanna-Barbera, большинство из которых являются двуногими цветастыми зверями. Но это не точно.

Extremity

Антон Бордуков

Первый полноценный «большой» комикс, целиком и полностью за авторством Дэниела Уоррена Джонсона, разумеется, получился не без определённых шероховатостей. О многих из них, как и о явных достоинствах комикса, было написано в соответствующей рецензии у нас на сайте. Нет смысла повторяться – слова, сказанные об этом комиксе в марте, остаются правдивыми и до сих пор. Однако в список «лучшего за год» он всё-таки попал и надо бы объяснить «почему?».

Во многом, потому что это действительно крепкий, солидный пример «крупной самостоятельной работы», написанной живым языком и уместно использующей принципы ворлдбилдинга. Проявляется это в органичном переплетении того, как работает сам мир комикса и каким образом, через эти элементы, раскрываются такие темы как: самоидентификация, слепой гнев и то, куда он приводит, а также душевные терзания относительно собственного творчества. Последнее, кстати, Дэниела до сих пор не отпустило и является ядром повествования его нового комикса «Murder Falcon».

Не хочу говорить, что у нас тут появился «новый Джеф Дэрроу». Масштаб и значимость не те, но работа с экшеном и детализацией – определённо одна из лучших в этом году. На страницах комикса кипит жизнь, а во время масштабных баталий его так и хочется долго разглядывать, кропотливо выискивая интересные детали рисунка. Что самое важное – удаётся же найти и вполне небезуспешно!

«Extremity» – это то, чего очень часто так и хочется получить от большинства развлекательных комиксов, но никак не удаётся. Комикс красивый, увлекательный, максимально не глупый и в достаточной мере авторский. Имеет интересную тему для рассуждений, а если берётся за старые – подаёт их под иным углом с каким-нибудь интересным твистом. Комикс, который знает, чего хочет добиться и более чем успешно это исполняющий.

Если в уходящем году и есть комикс, про который можно сказать что он с завидным изяществом удовлетворяет вышеописанным критериям, то это будет «Extremity». Образцовый неглупый развлекательный комикс – явление куда более редкое, чем кажется на первый взгляд.

The Wild Storm

Евгений Степин

Если так посмотреть, то «The Wild Storm», наверно, не место в этом списке. Выходит серия уже пару лет, продаётся смешными тиражами и история в ней движется с черепашьей скоростью. Шутка ли – 18-ый выпуск, а основной сюжетный конфликт, по большому счёту, даже к кульминации едва приблизился. Кто-то куда-то ходит, кто-то что-то делает, кого-то жестоко убивают, кто-то напивается до беспамятства, а видимой отдачи никакой. Можно было бы даже сказать, что эта серия выходит просто ради того, чтобы Джим Ли потешил своё самолюбие. Просто чтобы «Wildstorm» где-то был. Можно было бы, если бы не одно гигантское «но». Это «но» – то, как всё это происходит.

Происходит это в двух вариациях. Одна – та, где раскрывается Уоррен Эллис. Поразительного таланта человек. Его персонажам достаточно раскрыть рот, чтобы всё читательское внимание было приковано к ним следующие двадцать страниц. Им просто достаточно говорить. Не важно, о чём, хоть о погоде. Эллис всё равно напишет диалог так, что чувства действия в нём будет побольше, чем в большинстве современных экранных боевиков. Это даже «диалоговым экшеном» назвать нельзя. Это какая-то диалоговая батальная сцена, настолько низко падает челюсть, когда их читаешь. А вторая – та, где в дело вступает художник Джон Дэвис-Хант. Когда в комиксе появляется настоящий экшен. Иного сравнения и придумать нельзя, кроме как назвать это «Джоном Уиком от мира комиксов». Постановка, стиль, планировка страницы, цветовая гамма – абсолютно всё в такие моменты начинает работать так, что очередной выстрел, совершаемый персонажем в злобного статиста, ощущается выстрелом в читательскую голову. Уровень адреналина подскакивает так высоко, что мозги натурально может вышибить на стену.

Да, может быть общий сюжет, по среднестатистическим, общепринятым меркам безбожно буксует. Может быть, что постоянные переносы выпусков тяжело оправдать. Но это всё не играет никакой роли, когда открываешь комикс. «The Wild Storm» способен доставлять такие горы удовольствия, что никакими посторонними факторами их не удастся скрыть. Он просто чертовски хорош. А это всё, что нужно от такого онгоинга.

Пару слов напоследок…

Евгений Степин

В целом, этот год для комиксов был скорее проходным, чем каким-то из ряда вон выходящим. С одной стороны – было до жути много плохого. И перезапуск Vertigo, с расистом-насильником в качестве одного из ведущих сценаристов. И отвратительные еженедельники, нужные лишь для того, чтобы доить фан-базу. И комиксы вроде последнего перезапуска «Карателя», от польского рисунка в котором я до сих пор рву волосы на голове. И исполинские горы самодурства и натуральной ненависти со стороны некоторых весьма именитых авторов.

Были и очень воодушевляющие вещи. Тот же Кристофер Прист, работы которого мы не упомянули, радовал как мог. Брайан Майкл Бендис показал себя с неожиданной стороны, фактически став «открытием года». Джефф Джонс пашет, выкладываясь на полную в каждом своём проекте. Брайан Эдвард Хилл совершил мощнейший, «большой» дебют, слегка недотянув до места в этом списке, но уже почти наверняка заняв тёплое местечко в следующем (Последний год в индустрии? Не смеши, Брайан, ты слишком хорош). Грант Моррисон вернулся к написанию онгоингов, почти оказавшись здесь со всего двумя выпусками «Зелёного Фонаря». Про Донни Кейтса вообще говорить нужно?

В принципе, положительных моментов было столько, что почти грех на них глаза закрывать, пренебрежительно клеймя год «ещё одним». Но лично мне не хватило очень простой вещи, без которой ни одна крупная индустрия долго не протянет. Мне не хватило стабильности. Лучше всего, мне кажется, это проиллюстрировал Том Кинг, продолжающий писать «Бэтмена». Предыдущие лет семь, как минимум, онгоинг Тёмного Рыцаря можно было рекомендовать практически любому человеку, даже его не читая, ведь DC старались держать марку качества, когда дело доходило до их самого популярного героя. Почти всегда серия оказывалась если не в списке типа этого, то где-то рядом. Но не в 2018-м. За все двенадцать месяцев вышла лишь одна коротенькая арка, которую с чистым сердцем можно было назвать хорошей. Одна. Из двенадцати.

И «Batman», будучи самым стабильно продаваемым комиксом индустрии, очень ярко отражает её положение. А оно, судя по всему, очень шаткое. И виной тому банальная неспособность издательств поддерживать планку качества на стабильно высоком уровне. Простейшая лень и нежелание работать за гроши на полных оборотах. Даже в рамках Большой Двойки порой тяжело найти комикс, который попросту не противно разглядывать. Что уж говорить об издательствах поменьше, когда хедлайнеры гигантов буксуют. О возвращении «Фантастической Четвёрки» все, кажется, забыли после первого номера с тысячей вариантных обложек. Обновлённый «Человек-Паук» стартовал филлерной аркой, после которой многие справедливо забросили серию. «Лига Справедливости» топчется на месте, кидая читателю в лицо кучи спецэффектов при простецком содержании. Ни одно предположительно крупное событие не выстрелило так, как грозила реклама. Куча новых импринтов застопорились на первых же этапах работы. Если бы я был врачом, то сказал, что заболевание это запущенное, хроническое, от которого уже не спасёт профилактика симптомов.

Нужно что-то менять, и менять срочно, пока комикс-индустрия окончательно не превратилась в отхожее место поп-культуры, периодически посещаемое отбросами других её филиалов, которым просто некуда больше идти. На данный момент – ростки мощных серий талантливых авторов ещё способны пробиться сквозь залежи откровенно мусорных комиксов, читать которые неинтересно даже их создателям. Тем не менее – пока такая ситуация сохраняется, ни о каком светлом будущем и речи быть не может. Ждём 2019-го, с опасливой надеждой на то, что такое понятие как «контроль качества» вернётся в настольные словари издателей.

 

Антон Бордуков

Если 2018 год и показал что-то, так это обильное засилие «середняков» в комикс-индустрии. Подобных комиксов было настолько много, что первоначальной моей мыслью было вообще ограничиться упоминанием одного лишь «Immortal Hulk» и объяснить, почему именно он – выдающийся комикс, а остальные в этом году несколько не дотягивают до его уровня. Предновогодняя хандра настолько сильно ударила в голову, что даже промелькнула мысль «словить волну хайпа на главном комиксном инфоповоде 2018 года» и включить в подборку горячо любимый мной «Silver Surfer: Parable». Не столь из-за того что комикс настолько хорош, что до сих пор актуален, но скорее потому что Стэн Ли и его наследие, само собой.

Разумеется, такие выкрутасы – это и грешно и стыдно. К тому же поступать подобным образом совсем нечестно: каким бы год ни был насыщенным на проходные и пресные тайтлы – позитивного тоже хватает. Тем более выдающегося, поэтому не отметить такие комиксы – преступление против всего хорошего.

Та подборка, что вы увидели сегодня, стала результатом компромиссов (в основном – с самим собой) и попыток накопать побольше комиксов, заслуживающих читательского внимания. Бесспорно, «хайповые» тайтлы в нём присутствуют, от них никуда не деться и с ними стоит считаться, особенно если это комиксы хорошие. Впрочем, тот же «Extremity» это по большей части пример упомянутого выше компромисса. Комикс попал в мою пятёрку за этот год во многом от того, что был одним из самых запоминающихся комиксов «альтернативы» и не представлял собой тоску смертную. Интересные стандарты, не правда ли?

А знаете, если уж и говорить о «стандартах», то вот вам как на духу – выдающиеся комиксы должны удивлять. «Immortal Hulk», к примеру, меня лично изрядно удивил. Настолько, что хотел ограничиться только им. Хорошие комиксы могут (и должны) быть хороши структурой/быть чудесно нарисованы/отлично написаны или просто нести в себе очень крутую идею. Отсутствие одного из вышеобозначенных пунктов не делает их совсем уж однозначно плохими комиксами. Но и выдающимися им стать уже сложнее, так как просто быть «хорошим» недостаточно. Нужен тот самый критерий «удивления», который зачастую – сугубо персональный и зиждется на вкусовщине.

Можно многое говорить о правдивости высказывания «лучшее враг хорошего», но в конечном счёте это всё не очень-то и важно. Важен личный опыт знакомства с произведениями – хорошие они или нет, решит уже восприятие. Ну а нашей задачей являлось решить в меру своего восприятия: какие же комиксы в этом году были если не выдающимися, так хотя бы настолько хорошими, чтобы о них можно было упомянуть в конечных итогах года. Года, по швам трещащего от «середняков», напоминаю.

Тем не менее – вот мы здесь, на пороге 2019 года. И прежде всего, к началу второго десятка XXI века хочется увидеть побольше свежих комиксов, которые будут позитивно удивлять. Радовать пусть и не новизной тем, так хотя бы новизной в подходе или его филигранностью. А ещё очень хочется, чтобы та же «Большая Двойка» пережила вливание новой крови. Я не говорю о чём-то уровня «британского вторжения», но как пример: условные Донни Кейтс и Келли Томпсон – новички, пришедшие в индустрию, принесли с собой завидный энтузиазм. И они действительно показывают весьма внушительный уровень, их комиксы действительно хочется читать. Очень здорово и отрадно, что DC держатся за «старичков» вроде Джургенса, Лобделла и иже с ними, но никакой «New Age of DC Heroes» не поможет «освежить» издательство, и не поднимет его комиксы на новый качественный уровень. Потому что инициативу отдали в руки всё тем же самым авторам, что пару лет назад писали «середняки» и сейчас продолжают писать просто «не плохие, но и не слишком хорошие» тайтлы. Необходима хорошая встряска, иначе наступит тотальная стагнация, чего очень не хотелось бы.

Впрочем, наверняка не так уж всё тленно и тоскливо, как я здесь расписываю. Мы ведь из года в год продолжаем следить за этой индустрией, читать комиксы и даже отмечать немало восхитительных произведений, способных удивлять и дарить новый опыт. А раз уж так, то и переживать нечего. Верно же?

Комментарии