Дэвид Майсел. Неизвестный игрок в успехе Marvel Studios

300

Еще одна крайне занятная история о ранее неизвестном нам человеке, сыгравшем важную роль в становлении Marvel Studios и ее успеха.

The Hollywood Reporter опубликовал объемный материал, в котором рассказывается как продюсер «Angry Birds в кино» Дэвид Майсел был одним из авторов идеи кинематографической вселенной Marvel и сделки по продаже компании студии Disney. Отличный материал, из которого, к примеру, следует, что права на Капитана Америка вполне могли быть проданы Warner Bros., а Тор мог отойти Sony.

 

Наверное, даже самый отчаянные фанаты Marvel никогда не слышали о Дэвиде Майселе. Он не Кевин Файги, который стал ключевым человеком, связывающим все креативные решения фильмов Marvel воедино, но он сыграл важную роль на первых этапах их создания. Исходя из нового материала, во многом благодаря ему Marvel превратилась из фирмы, продававшей лицензии на своих героев различным студиям, в настоящую производственную компанию и настоящую жемчужину Голливуда. Когда он пришел в Marvel в 2003 году, компания стоила порядка 400 миллионов долларов. Спустя шесть лет Disney выложила за нее 4 миллиарда.

Теперь же Майсел решился рассказать, как его стараниями была проведена сделка, позволившая затем Мстителям объединиться на большом экране. THR приводит цитату одного из менеджеров, знакомым со временем Майсела в Marvel:

Концепт производства своих собственных фильмов и всей финансовой модели, позволившей это, полностью родился в голове Дэвида. Это был один из самых выдающихся примеров интеллектуального структурирования, которые я когда-либо видел.

Многие отказываются обсуждать Майсела и его роль в Marvel, а сам Дэвид скромно сравнивает себя с главным символом киновселенной:

Лучшее описание меня — оно у меня от мамы — это если вы смешаете Питера Пэна и Тони Старка. У меня нет состояния Тони, но у меня есть его любовь к интеллекту. Тони нравится его жизнь, и он не женат. Я более наивен. Я не пытаюсь обладать всей комнатой при своем появлении, как это делает Тони Старк. Но многое в Тони Старке есть от меня.

Майсел ушел из Marvel, уступив место Кевину Файги, после сделки с Disney, которая принесла ему десятки миллионов долларов. Тем не менее он живет в довольно скромной съемной квартире на две спальни со своей 89-летней матерью.

У меня нет агента, у меня нет адвоката, у меня нет ассистента. Это своеобразная жизнь, и я знаю, что она другая.

Еще в 90-х годах Майсел познакомился со многими ключевыми игроками индустрии, включая Боба Айгера, ныне главу Walt Disney. Именно тогда, по его словам, он осознал настоящую силу и потенциал франчайзов.

В 2003 году Marvel Studios состояла из небольшого офиса с кучкой сотрудников, которые писали сценарные замечания для фильмов, создающихся крупными студиями. У New Line все было неплохо с «Блэйдом», Fox наслаждалась успехом «Людей Икс», не говоря уже о Sony с ее масштабным хитом в лице «Человека-Паука» Сэма Рэйми. Проблема была в том, что Marvel зарабатывала не так много, как могла бы.

Вы никогда не заработаете так много в качестве поставщика лицензий, но обычно вы имеете право на половину дохода от продажи потребительских товаров.

Именно эти деньги помогли Marvel избежать банкротства. Тогда Майсел осознал, что у компании есть большие перспективы, и он обратился к Ави Араду, тогдашнему руководителю студии, который пару лет до этого объединился с Айком Перлмуттером, чтобы заполучить контроль над Marvel Entertainment. Арад вел себя крайне агрессивно по отношению к любым посягательствам на персонажей — он тут же запретил сцену в ранней версии сценария «Человека-Паука», где герой сворачивал кому-то шею. И затем появился Майсел, который убедил Арада в том, что он знает как увеличить доходы Marvel. Тот организовал ему встречу с Перлмуттером.

Тогда Майсел был уверен, что он сможет выторговать более выгодные условия, чем 5% от сборов, которые на тот момент получала Marvel. Немного позднее его взяли на работу в качестве Главного операционного директора студии. Как говорит сам Дэвид, на тот момент Кевин Файги был начинающим менеджером, выдающим сценарные поправки студиям. Он говорит, что был боссом Файги в то время, но также его другом, утверждая, что они частенько засиживались допоздна, обсуждая будущее студии. Marvel и представители Файги не стали комментировать эти утверждения.

Глава Paramount Роб Мур, Дэвид Майсел. Роберт Дауни мл. и Кевин Файги

По словам Майсела, к тому моменту он уже некоторое время обмозговывал идею того, чтобы Marvel сама владела правами на свои фильмы и могла совмещать различных героев по аналогии с комиксами.

Чтобы каждый фильм мог вести к следующему, и фактически все фильмы после первого стали бы его сиквелами или квази-сиквелами. Я был вдохновлен стратегией «Звёздных Войн» Джорджа Лукаса. Если бы мы могли делать фильмы, которые добирались бы хотя бы средних показателей бокс-офиса фильмов Marvel того времени, то компания могла бы стоить миллиарды.

Но тогда фокус компании был на продаже персонажей. Чем больше фильмов, тем лучше, ведь можно продать больше потребительских товаров. Тогда компания собиралась продать Капитана Америка Warner Bros., а Тора отдать в руки Sony.

Если бы я пришел туда три месяца позже, шесть месяцев позже, эти сделки были бы завершены. И тогда у нас бы не осталось шансов свести всех этих героев вместе.

Халк уже был у Universal, и студия уже сделала не совсем успешный фильм. Sony владела правами на Человека-Паука, а Железный Человек пылился у New Line.

Они считали его паршивым активом.

Майсел выступил за то, чтобы студия не продавала Капитана Америка и Тора. Он убедил Перлмуттера в том, что им стоит хотя бы попробовать сделать свою собственную производственную студию. В качестве попытки подтвердить свою теорию Майсел заключил сделку с Lionsgate, чтобы снять низкобюджетные анимационные фильмы про Железного Человека и Мстителей, которые будут сразу выпущены на DVD. Lionsgate профинансировала фильмы за оплату дистрибуции и половину дохода.

Это позволило мне сказать людям «Взгляните на цену наших персонажей. Вот кто-то платит за все счета, а у нас остается креативный контроль и мы получаем половину дохода».

Майсел продолжал гнуть свою линию, и Перлмуттер и совет директоров позволили ему попытаться, но если Marvel не придется инвестировать собственные средства. В течение года Майсел работал над организационной стороной проекта, и в апреле 2005 года Marvel анонсировала, что Merrill Lynch предоставит им 525 миллионов долларов и позволит им дать зеленый свет любому фильму с бюджетом не более $165 миллионов и рейтингом не выше PG-13. Marvel не вкладывала ни цента и не рисковала ничем.

Слишком хорошо, чтобы быть правдой.

На кону, правда, оказались права на 10 персонажей, начиная от Капитана Америка и немного размытого понятия «Мстители» до Шанг-Чи и команды Power Pack. Изначально планировалось снять 4 фильма, а Marvel получит 5% производственных выплат прежде чем банк сможет начать отыгрывать свои вложения, а также студия получала права на мерчендайз и видеоигры.

В случае провала, наши потери не были бы больше, если бы мы просто лицензировали этих героев.

Marvel нужно было найти студию, которая займется дистрибуцией фильмов и затратит миллионы на рекламу и маркетинг. Такой дистрибьютор получил бы процент от сборов, а также был бы первым в очереди за возмещением затрат. Первой на примете была Universal, но обсуждение затянулось, и сделка досталась Paramount.

К весне 2005 года все вроде бы было улажено, как вдруг Merrill Lynch начал требовать, чтобы Marvel оплатила треть бюджетов фильмов — требование, которое было совершенно неприемлемым для совета директоров. Решение было найдено — Marvel отзовет права на фильмы в пяти других странах у Paramount и продаст их, чтобы выручить деньги. Финансовые вопросы были улажены к сентябрю, и Marvel перебралась в новый офис над центром Mercedes-Benz в Беверли-Хиллз.

Тем временем отношения Майсела и Арада начали ухудшаться. В 2005 году Майсел был назначен вице-президентом студии и стал отчитывать напрямую Айку Перлмуттеру. Через год Арад покинул компанию, продав свою долю за $20 за акцию. Через четыре года Disney заплатит за каждую акцию уже 51 доллар. Майсел становится главой студии.

В 2007 году Marvel анонсирует, что Роберт Дауни мл. получил роль Тони Старка в фильме «Железный Человек» Джона Фавро — права на персонажа, находившиеся до этого у New Line, просрочились в 2006 году. Вот что сказали в совете директоров Майселу:

Не волнуйся. Мы будем счастливы, если он сможет отбить бюджет, и мы продадим больше игрушек.

Фильм собрал 585 миллионов долларов в мировом прокате.

Майсел хотел, чтобы вторым фильмом стал «Халк», потому что версия 2003 года режиссера Энга Ли позволяла примерно предсказать, как поведет себя в прокате новый фильм. Но права все еще были у Universal. Майсел позвонил Рону Майеру, главе студии, и спросил, есть ли у них планы снять еще один фильм про Халка. Получив отрицательный ответ, Майсел предложил следующее — Marvel получает назад права, делает по крайней мере еще один фильм про Халка, тратит 100+ миллионов и платит Universal за дистрибуцию. Для Universal это были легкие деньги. Но хитрость заключалась в том, что Universal сможет распространять фильм только в том случае, если Халк будет в нем центральным персонажем. Скажем, если бы Халк появился в чем-нибудь вроде «Мстителей», то права уже не играли бы роли. (Один из спорных моментов здесь — Ави Арад утверждает, что в Universal с этим предложением звонил именно он).

В начале 2009 года Майсел встретился с главой Disney Бобом Айгером, чтобы обсудить возможные пути расширения взаимоотношений двух компаний. Затем Айгер встретился с Перлмуттером, и к августу сделка уже была обговорена — 4 миллиарда долларов за Marvel.

По сути на этом заканчивается история Дэвида Майсела и Marvel Studios. В дальнейшем в 2010 году он увидел, как его мать играет в Angry Birds на iPad, и результатом этого наблюдения станет анимационный фильм, который уже этим летом выходит в прокат по всему миру.

Смогут ли «Angry Birds в кино» подобраться к кассовому успеху «Мстителей» покажет время. Как сказал о Майселе глава Sony Entertainment Майкл Линтон:

У него есть невероятная способность и удивительный талант замечать то, что потенциально может стать популярным по всему миру. И он является экспертом в превращении этого в потрясающие фильмы.

Конечно, это приятная цитата для Майсела, но для него недостаточно было просто заработать на сделке Marvel, или получить лестные отзывы о своих профессиональных качествах. Майсел хочет получить признание за свои креативные вложения в общее дело, чего Marvel никогда ему не даст. Хотя конечно в конце титров фильма «Мстители: Эра Альтрона» можно увидеть строчку «Особая благодарность председателю-основателю Marvel Studios Дэвиду Майселу».

Эта строчка в титрах сильно помогла мне, но было больно, что история оказалась немного переписанной.

Вот так. Полной правды мы наверное не узнаем никогда, но все же интересно почитать, как на свет появилась киновселенная Marvel, ставшая новой моделью для ведения кинобизнеса в Голливуде. Спустя 8 лет после выхода «Железного Человека» у каждой крупной студии уже есть или хотя бы есть планы по созданию какой-либо новой киновселенной, что еще 10 лет назад казалось довольно странной затеей.

Комментарии