Большие комментарии Зака Снайдера о фильме «Бэтмен против Супермена: На Заре Справедливости»

Карантинные кино-комментарии. Режиссер провел стрим и поделился кучей подробностей о кинокомиксах.

Последняя неделя марта выдалась интересным месяцем для синефилов: Ли Уоннелл совместно с IGN провёл стрим свежего “Человека-Невидимки”, во время которого в прямом эфире выдавал режиссёрские комментарии. Стоит уточнить, что хоть некоторые и умудряются стримить целые фильмы на Twitch — юридическая почва у такого мероприятия слишком шаткая. Поэтому, если вы решите ознакомиться с этими комментариями, то придётся расчехлить ещё и собственную копию фильма, а заодно и синхронизировать её с аудиодорожкой — на самом записи стрима не стоит ждать чего-то кроме веб-камер ведущих/ведущего.

А ещё в марте одному из самых противоречивых комикс-фильмов прошлой декады исполнилось 4 года. Речь идёт, конечно, про «Бэтмен против Супермена: На Заре Справедливости». По такому случаю и Зак Снайдер решил провести аналогичный стрим в VERO (трёхчасовую запись трансляции можно поглядеть вот тут). Мы решили сделать краткую выжимку наиболее интересных замечаний режиссёра относительно собственной ленты.

Осторожно, некоторые части из этой выжимки представляют собой интерпретацию слов режиссёра.

Библейские отсылки и символизм

Не секрет, что ещё в “Человеке из Стали” Зак Снайдер использовал некоторые элементы христианской иконографии. “Бэтмен против Супермена” исключением не стал. Снайдер говорит, что использует библейские отсылки потому что это часть культурного кода и зрителю их куда легче считывать: у режиссёра нет цели запутать зрителя, поэтому всё лежит на поверхности.

Картина, со слов Снайдера, визуально подчёркивает высказанное Лютором — Дарксайд на подходе, демоны готовятся прийти с небес.

Так, например, копьё с наконечником из криптонита, которым Бэтмен намеревался убить Супермена — это действительно аллюзия на копьё Лонгиния, а подавляющее большинство референсов к картинам эпохи Ренессанса использованы для усиления идеи того о том, что Кал-Эл — фигура в каком-то смысле родственная фигуре Спасителя. Или во всяком случае показывает, что так его воспринимают обитатели мира DCEU.

Во время битвы Бэтмена и Супермена, последний наносит серьёзный удар по маске Тёмного Рыцаря, срывая значительную её часть. Таким образом Зак хотел визуально подчеркнуть сразу несколько вещей. Во-первых то, что фигура Бэтмена — была лишь маской, которая позволяла Брюсу оправдывать упичиняемое насилие и направить всю злобу в “праведное” русло. Во-вторых, как только эта маска хотя бы чуть-чуть спадает — раскрывается истинная натура Брюса, и зритель видит Уэйна “без купюр”.

Также Зак дополнил, что во время этой драки Супермен мог показаться “мрачнее” потому что он был как бы пропущен через линзу восприятия Бэтмена. То есть во время некоторых сцен зритель видел не объективный образ Человека из Стали, а субъективный, искажённый замутнённым рассудком Брюса.

А вы знали, что у Супермена в DCEU всё-таки была Крепость Одиночества?

Вот она!

Крепость Одиночества в интерпретации Зака Снайдера — это ментальное пространство, состояние разума Супермена, в которое он отправился из-за съедающей его вины за события в Конгрессе. Па Кент в данном случае заменяет собой устоявшийся в кино образ голограммы Джор-Эла, с которым Кал-Эл советуется в тяжелые для него периоды жизни. Па Кент здесь появился с советом для Кларка, потому что тот отчаянно пытался держаться за свою человечность. История, которую рассказывает Кларку персонаж Кевина Костнера — аллегория на ситуацию в которой оказался сам Кларк: Джонатана долгое съедали кошмары о последствиях, с которыми он ничего не мог сделать, но как только он нашёл Марту и понял, что она “его мир” — кошмары прекратились. Впоследствии в фильме Кларк признаёт, что Лоис — “его мир” и совершает акт самопожертвования.

Персонажи и их бэкграунд

Альфред Пенниуорт в интерпретации Зака Снайдера, Криса Террио и Дэвида Гойера — тёртый калач, не лишённый чувства юмора и иронии. И если последнее в фильме видно невооружённым взглядом, то кое-какую другую деталь можно очень легко пропустить. Так, оказывается, даже несмотря на доступ к пусть и аскетичным, но всё же “хоромам” Брюса Уэйна — Альфред отказывается спать в комфорте и вместо этого живёт… в трейлере. Небольшая деталь, которая может многое рассказать о характере персонажа — если есть желание закапываться в такие мимолётные детали.

Вот он, мелькает на заднем фоне.

Дальше немного о Чудо-Женщине. Начнём с простого: в кадре, представляющим главную “Троицу” DC — она стоит впереди Бэтмена и Супермена, потому что у неё (по сравнению с остальными героями) гораздо больше опыта и навыка в сражениях.

Очевидно, что “Бэтмен против Супермена” снимали ещё до того, как было принято решение о сеттинге сольного фильма Чудо-Женщины, поэтому до того как всё устаканилось, было отснято несколько плейсхолдеров для того фото. Изначально Зак хотел, чтобы фото было сделано во времена Крымской Войны (1853-1856) — считается, что это одна из первых войн, в которых появилось такое явление как “военные фотографы”. Таким образом Снайдер хотел показать насколько долго Чудо-Женщина сражалась за человечество, но он также не хотел мешать режиссёрскому видению Пэтти Дженкинс, поэтому уступил ей.

Также Зак подтвердил, что Генерал Суонвик, будучи Марсианским Охотником, знал о тайне личности Супермена. Это показывает его с лучшей стороны, потому что у него были рычаги давления на Супермена, но он не стал ими пользоваться. Также, согласно Снайдеру, в его Лиге Справедливости у персонажа была некая “важная роль”. Будем надеяться, что когда-нибудь узнаем об этом ещё подробнее.

Марсианский Охотник под видом Лоис Лейн разговаривает с Мартой Кент.

Смерть Супермена 

Зак комментирует сцену с летающим комком земли на гробе Кларка. Снайдер говорит, что эта сцена не является клиффхенгером, а скорее сетапом и сигналом к неминуемому возвращению Супермена, потому что она “всегда была символом надежды и усвоенных уроков”. Что любопытно — фильм начинается и заканчивается похоронами, влекущими последствия для Брюса Уэйна, так что немаловероятно что в этом есть рациональное зерно.

Судя по всему, «Лига Справедливости» изначально должна была соблюсти традицию и начаться с пересказа событий предыдущего фильма. Помимо очевидного поста с намёком Снайдера в VERO, опубликованного какое-то время тому назад, на это указывают слова режиссёра о том, что предсмертный крик Супермена была настолько громким и пронзительным, что тот пробудил спящие Материнские Коробки. Начало сиквела БпС вероятнее всего добавило бы эти детали в общий контекст повествования.

Впрочем, последовательность сцен в Ultimate Edition также на это намекает:

Обратите внимание не столько на незавершённый VFX, сколько на костюм — на нём отчётливо виден отблеск металлических подкладок из костюма для Лиги Справедливости.

Марта, Марта, Марта

Зак Снайдер поделился своим восприятием той самой, безусловно едва ли не самой знаменитую сцены фильма, отталкиваясь от слов Бэтмена: “Мир обретает смысл, только если ты его заставишь.”

Думаю, это подытоживает философию [данной версии] Бэтмена. Он проделал долгий путь к такой точке зрения на мир: он может жить в нём только если насильно утрамбует его в моральные координаты, которые он может оправдать. Но в конце-концов он обнаруживает, что его действия зашли слишком далеко, и он , ослеплённый ненавистью, буквально стоит на пороге превращения в того, кого он ненавидит. Превращения в то, против чего он боролся. А потом он обнаруживает, что в каком-то смысле становится [фигурально] убийцей своих родителей, “позволяя им убить Марту”.

Как видите, всё довольно прозаично и довольно легко считывается — всё буквально на поверхности.

“Сказочный мир” и Бэтмен-убийца

Ни для кого не секрет, что экранные интерпретации Бэтмена позволяли себе отходить от священного правила “не убий”.

Это не обошло стороной даже Адама Уэста

Однако основная критика по поводу этого спорного решения обрушилась именно на голову Зака Снайдера. Режиссёр не стал игнорировать “неоднозначные” сцены, но решил отшутиться:

О да, с этими чуваками всё в порядке. На 100% всё окей. Мы просто забыли отснять сцены в духе Команды-А, где они стоят на обочине у дороги. Ну знаете, для версии PG-13

***

Это далеко не всё, что можно выудить из трёхчасовой записи с режиссёрскими комментариями, но, пожалуй, самое главное. Секция комментариев открыта для ваших интерпретаций сцен из фильма, обсуждений техничности и успешности (или обратного) исполнения тех или иных сценарных решений, подтекстов и символизмов. Главное — будьте при этом цивилизованными по отношению к друг другу.

Возможно Вам понравится
Комментарии