Адвокат Дьявола. Был ли так плох фильм «Зеленый Фонарь»?

Оглядываемся назад на фильм про Зеленого Фонаря.

До определенного времени Райану Рейнольдсу крайне не везло с кинокомиксами. От невероятно посредственного «Блэйд: Троица» и «Люди-Икс: Начало. Росомаха». Но самым главным фейлом сегодняшнего Дэдпула все считают именно фильм «Зеленый Фонарь». В рамках Месяца Супергероев от издательства «Азбука» и на волне слухов о возвращении актера к роли мы вспомнили, пересмотрели и отрефлексировали кинокомикс, чтобы сегодня, максимально беспристрастно ответить на вопрос «А было ли так плохо?».

У нас есть хороший коп и плохой коп с сектора 2814. Сначала мы поищем положительные стороны.

Адвокат Параллакса — Сергей Афонин

«Зеленый Фонарь» вышел в очень интересное время. Через год завершится эпоха Темного Рыцаря от Кристофера Нолана, а еще через год начнется эпос Человека из Стали Зака Снайдера. Рядом Чудо-Женщина пытается покорить телеэкраны, а параллельно все увереннее начинает держаться на ногах главная Киновселенная сегодняшнего дня. И между этими событиями пробился луч изумрудного цвета, коим был «Зеленый Фонарь». Трейлеры были мечтой каждого клипмейкера, ведь Клятва Корпуса из ничего рождала мегатонны пафоса и желания тут же бежать в кино и скупать весь мерч. Сами посмотрите, это до сих пор работает:

И ведь вроде бы у фильма были элементы, на которых строится любая успешная франшиза.

Ведущий актер

Хоть звездное время Райана Рейнольсда еще не наступило, но трудно отказать в том, что этого парня любят. Любят продюсеры, ведь иначе бы он давно пропал с радаров из-за целой тонны неудачных кинолент и попыток в супергероику. Любят и люди, которые раз за разом ходят в кино посмотреть на милашку Райана. Рейнольдс совмещает в себе типаж героя и самоироничного дурачка. Райан легко может быть и тем и другим в одной и той же сцене.

То, что надо в эпоху, когда 100% маскулинность начала душить зрителя, который уже находился в поисках другого образа героя боевиков. И когда ты хочешь снять максимально дружелюбное к зрителю развлекательное кино. И да, Рейнольдс полностью справляется с тем, что ему надо играть. Он органично перетекает от героя-любовника в драматика или комедианта, насколько позволяет ему написанный сценарий. Нужно пошутить? Легко. Вспомнить травмирующее детство? Без проблем. Пора надеть маску и показать героя? Ничего проще не бывает! Он не претендует на Оскар, но честно и хорошо отыгрывает написанного ему Хэла Джордана.

Легкость повествования

Каждый маркетолог желает не нагружать зрителя, а лишь дать ему нужную информацию, под которую хорошо хрустит попкорн. И даже такой богатый лор, какой имел Зеленый Фонарь на момент съемок фильма, полностью переработали так, чтобы и Боб из Флориды и Вася из Омска моментально все поняли. От Корпуса до Хранителей, Параллакса и принципа работы Кольца, все подали максимально просто, что вообще представить трудно. Голос Джеффри Раша быстро пояснил за лор еще тогда, когда зрители выключали звук в телефонах. Четко, без воды и сотни выпусков комиксов, которые надо бы прочесть, чтобы понять, почему у Синестро один костюм, а не другой.

В противовес трилогии Кристофера Нолана, которая избрала путь переизобрести супергероику, фильм Мартина Кэмпбелла был на 100% честным классическим ориджином супера. Он не переворачивал игру, не представлял нам антагониста-анархиста, играющего на чувствах американца после 9/11, и не бросал нас в мрачную приземленность. Вместо этого он предлагал космос, волшебные кольца, пришельцев на любой вкус, зеленые лучи, шутки, невероятное зло и героя, который лишь на топливе своей Воли смог доблестно одолеть супостата, да еще и девушку заполучить.

И даже избрав дорогу обыкновенного блокбастера, фильм не забывал о том, что на дворе 2011 год. Поэтому он редко, но крайне метко выстебывал основные столпы классической супергероики. Взять лишь сцену, в которой пассия Хэла Джордана моментально деанонит Зеленого Фонаря, хотя на нем карнавальная маска, обычно дающая +100 к секретности. Это же гениально:

Та-Самая-Формула

Очевидно, что этим фильмом Warner Bros. захотели потоптаться на территории, где царствует Кевин Файги на фоне императора Мыша. Нейросети под руководством Грега Берланти и Марка Гуггенхайма (а ведь эти люди далеко не последние в DC-ремесле) пересматривали 14 000 000 раз все фильмы Marvel, чтобы точно и четко выцепить все трюки, методики и уловки, которые составляли ту самую формулу желаемого крабсбургера от мира кино. И сделали это НАСТОЛЬКО успешно, что даже сломали пространственно-временной континуум, заглянули в будущее, и уже в 2011 году взяли себе Тайку Вайтити.

По итогу, у ребят действительно получился фильм, который легко бы могли снять в студии Marvel. Такой же бодрый, приветливый, легкий на подъем, веселый и с паршивым антагонистом. Он играет также, развлекает практически также, также тизерит будущее через сцену после титров.

И все это действительно работает. Не как швейцарские часы, но мощности Воли хватает, чтобы конструкт не рухнул, а попкорн не встал в горле. Герой Вайтити самоиронично сетует на зеленые машинки, которые спаунит Джордан, Киловог отрабатывает «пузер»-норму, а Синестро в исполнении Марка «сыграю злодея в вашей х#йне» Стронга толкает крутые речи всему Корпусу Фонарей. И в конце, по всем законам жанра, Зеленый Фонарь побеждает вселеннское зло.

В итоге, фильм не заставляет сегодня визжать от ужаса или желания бежать жечь дома всех, кто к нему причастен. Даже наоборот, ты, преисполненный опытом сегодняшних гик-переживаний, сидишь со снисходительной улыбкой, наблюдая за тем, как этот неуклюжий малыш пытается за 114 минут экранного времени подать тебе и ориджин Фонаря, экшен, лор, немного камео и компот. Он дает все и сразу, не требуя от вас практически ничего. Ни какого-либо бэкграунда или широкого знания лора, «Зеленый Фонарь» просто развлекает, честно ни на что не претендуя.

Но хорошее ли это кино? Все ли у ребят получилось? …ээээ…Женя?

Прокурор Цветового Спектра — Евгений Степин

Теперь, когда мы разобрались, почему «Зелёный Фонарь», в общем-то, не так уж плох – пришло время задать другой, очень важный вопрос. Что случилось? Почему кинокомикс, снятый по формуле Marvel ещё до того, как эта формула была высечена в камне, не нашёл отклика у зрителей и так позорно провалился? Неужели эта формула не настолько универсальна, как мы привыкли считать сейчас? Или может создатели неправильно смешали её составляющие? Давайте попробуем немного порассуждать.

С одной стороны, главным недостатком фильма с Райаном Рейнольдсом определённо можно назвать антагониста. Откровенно говоря – именно антагониста, в его общепринятом понимании, в «Фонаре» и нет вовсе. Чисто технически, конечно, им в художественном произведении может быть кто и что угодно, вплоть до события или неодушевлённого предмета. Однако если воспринимать антагониста именно как привычного «главного злодея», который не только протагонисту противостоит, но и каким-то образом задействован в раскрытии его личного, внутреннего конфликта – обнаружить подобного героя в «Фонаре» не получается. На его месте в фильме двое – Параллакс и Гектор Хаммонд.

Первый, фактически, и не персонаж совсем. Параллакс показан как странная, абсолютно невразумительная для случайного зрителя (к этому мы ещё вернёмся) масса воздушного желе, которая летает по экрану, превращает людей в скелетики и угрожает расправой. Даже если откинуть в сторону комичный внешний вид – мы останемся наедине с тем фактом, что Параллакс в «Фонаре» может сойти разве что за сценарный костыль (убить Абин Сура, начать побочный квест с мини-боссом Хаммондом и стать поводом для большой бучи в финале). Ни характера, ни мотивации, ни непосредственного повода для конфликта с Хэлом у него нет. А следовательно – интересного в нём ровно столько же, сколько в прохудившейся трубе домашней канализации. Она имеет шансы затопить весь дом, если сантехник не придёт и её не починит. Логично, что и драмы в их с Хэлом противостоянии примерно столько же.

С Гектором Хаммондом ситуация слегка иная. В какой-то мере он действительно является антиподом Хэла – девственником-социофобом, противопоставляемым альфе-Джордану. Проблема в том, что дальше этого их противостояние так и не заходит. Ни идеологического, ни нравственного конфликта между персонажами нет. Просто один купается в известной «pussy», а второй ему завидует. Звучит смешно? Вот потому и смотрится так же. Что делает ситуацию гораздо хуже – даже с подобным конфликтом в основе, Хаммонд так и не решается перейти к каким-либо действиям без прямого вмешательства Параллакса, который очевидно его контролирует. То есть, по большому счёту – все действия Гектора лишены как умысла, так и смысла. Ему просто не повезло оказаться пешкой в руках инопланетного спецэффекта. Иными словами – Фонарю снова противостоит болванчик.

С другой стороны – в любом фильме Marvel на тот момент на битву с заглавным персонажем выходил худо-бедно, но продуманный, харизматичный злодей, который органично дополнял личностный конфликт протагониста. Продававший оружие террористам Обадая Стейн, желавший заполучить силу Халка Эмиль Блонски, стремящийся отомстить за отца Иван Ванко и брат Тора Локи – все они имеют ощутимую связь с главным героем, объяснимые причины для конфликта и представляют собой не только физическую, но и идеологическую угрозу. Конечно, все мы привыкли считать злодеев слабой стороной MCU – однако мало когда они оказываются настолько пустым местом, каким они предстали в «Фонаре». По большому счёту, можно сказать, что главной угрозой Хэлу Джордану была его собственная глупость.

С другой стороны, «Зелёный Фонарь» явно создавался с расчётом не просто на франшизу, а, скорее всего, на целую киновселенную. Помимо таких очевидных вещей, как сцена после титров, в фильме много иных деталей, вроде Аманды Уоллер (которую наверняка задумывали как местного Ника Фьюри) и намёков на существование других супергероев. Словом – всё по медленно прокладываемой Marvel тропе. И если эта догадка верна – создатели выбрали одну из самых неудачных точек отсчёта, какую только можно представить. Взглянем на конкурентов. «Железный Человек», вышедший в 2008-ом году, от последующих фильмов студии отличается разительно. Настолько, что чисто стилистически назвать его частью MCU тяжело. Это максимально человечный фильм про гениального изобретателя, который настолько увлёкся своей работой, что совершенно забыл про финансовые и, что намного важнее, этические аспекты своего труда.

Вообще – первый полёт Старка даже фантастикой назвать можно с натяжкой. Большую часть фильма мы наблюдаем не за баталиями нарисованных на компьютере терминаторов, а за тем, как главный герой пьёт, гуляет, дружит, любит, работает, изобретает и пытается изменить свою жизнь к лучшему, найдя себе цель и призвание. Даже когда невероятные механические костюмы начинают палить ракетами туда-сюда, этому уделяется не так много внимания, а в какой-то момент авторы прямым текстом говорят: «Да, это невозможно, таких технологий не существует в нашем мире. Не существует потому, что среди нас нет гениального Тони Старка, который в фильме присутствует». Проще говоря – это максимально плавный, осмысленный и аккуратный перенос зрителя из нашей повседневности в невероятный мир супергеройских похождений, умело осуществлённый при помощи отлично написанного и невероятно сыгранного Тони.

В «Фонаре», на самом деле, главный герой тоже и сыгран, и написан отлично. Совершенно непонятно, почему Райан Рейнольдс считает роль Хэла Джордана своим личным провалом, когда к его персонажу претензий, в общем-то, нет. Подводит фильм совершенно другое. «Зелёный Фонарь» категорически не способен определиться, в какую сторону ему воевать – в направлении яркого, вычурного космического сай-фая, или в модном на тот момент направлении приземлённой реалистичности. Около семидесяти процентов экранного времени мы проводим на Земле, в кругу общения протагониста. Другие, разительно отличающиеся тридцать – в дальнем космосе, среди всей фонарской тусовки. И вот именно эта особенность заставляет нас вспомнить про то кино, которое фактически убило «Фонаря». «Тор».

«Тор» вышел ровно на два месяца раньше, и тоже был тем фильмом, который переносил зрителя в далёкий космос, рассказывая историю о привлекательном герое, оказавшемся в непривычном для него окружении, и вынужденном победить своих внутренних демонов, чтобы овладеть оружием невероятной мощи. Словом – «Тор» и «Зелёный Фонарь» были очень схожи. С поправкой на то, что первый был лучше в абсолютно каждом аспекте.

Клише «попаданца» было замечательно перевёрнуто с ног на голову, злодей не только внушал угрозу, но и бил по самым слабым местам Одинсона, личный конфликт обладал намного более ярким драматизмом, персонажи поддержки были тщательнее проработаны, космическим друзьям было уделено значительно больше времени, а за пазухой были три предыдущих фильма вселенной, не говоря уже о маячивших на горизонте «Мстителях». Да что уж там, спецэффекты – и те были лучше.

В противовес – «Фонарь» без всякой подготовки выкидывал зрителя в аляповатый космос, объясняя те правила, благодаря которым вся эта аляповатость выглядит уместно в первоисточнике, достаточно доступно, но максимально бегло. Вдобавок – вместо того, чтобы с головой уйти в космо-эпик, фильм раззадоривал аппетит зрителя небольшими сценами на Оа, после чего буквально за руку тащил обратно в нашу скучную земную клоаку, таким образом лишая зрителя того самого, чем в первую очередь цепляет вселенная Корпуса, и ради чего большинство пришли в кино. С другой стороны – даже земные будни представляли собой как будто обрубок драмы Тони Старка или Тора Одинсона, и сводились не к интересным столкновениям и неожиданным ситуациям, а к нытью Хэла, комедии абсурда и самоиронии, которая только усугубляла ситуацию с неподготовленностью среднестатистического зрителя к погружению в грандиозные будни космоса DC. Раз уж создатели сами над этой чепухой угарают – почему зритель должен относиться к ней иначе?

Самое ужасное – после «Тора» «Фонарю» не только пришлось смириться с собственной вторичностью, но и с тем простым фактом, что буквально через месяц выходило продолжение Marvel-саги, в лице «Первого Мстителя». Таким образом – и без того достаточно посредственный фильм, отчаянно стреляющий по собственным ногам, оказался заперт промеж двух ступеней на пути к главному кино-комиксному ивенту в истории. В подобной ситуации – стоит ли говорить, каковы были шансы на успех?

Что самое интересное – в итоге Marvel Studious точно также несколько раз не смогли воспользоваться собственной формулой с должным умением, породив на свет собственных «Зелёных Фонарей». Ситуация с Малекитом в сиквеле «Тора», например, до смешного походит на ситуацию с Параллаксом, а недавнюю «Капитана Марвел» фактически можно назвать ремейком фильма с Райаном Рейнольдсом. Вот только к тому моменту бренд киновселенной и многочисленные бонусы, даруемые взаимосвязанностью, стали настолько прочным щитом для фильмов MCU, что, скорее всего, выдержали бы даже атомную бомбу, типа «Лиги Справедливости», не говоря уж о паре выстрелов из рогатки, типа «Царства Тьмы» и бенефиса Бри Ларсон. Однако «Зелёный Фонарь» и его вселенная начали свой путь не с наращивания подобной брони, а именно что с неубедительно выпущенного снаряда, последовательно срикошетившего им в лоб.


Был ли «Фонарь» ужасным фильмом, каким его запомнили? Нет. Из Хэла Джордана вышел действительно привлекательный главный герой, у космо-полиции был свой шарм, а рассказанная история действительно имела весьма сильные, эмоциональные стороны. Заслуженно ли то, что «Зелёного Фонаря» запомнили так, как запомнили? Более чем. На фоне триумфального шествия Marvel Cinematic Universe, стартовавшего с сильнейшего «Железного Человека» и продолжившегося сразу тремя хорошими картинами (одна из которых практически идентична «Фонарю»), а также на фоне тогдашнего всеобщего предвкушения «Мстителей» – даже сейчас не самый позорный фильм с Райаном Рейнольдсом кажется не просто провалом, а откровенным посмешищем.

Кстати, именно сейчас вы можете абсолютно бесплатно прочесть комикс «Зеленый Фонарь: Тайное Происхождение» от издательства «Азбука» по вот этой ссылке.

You might also like
Comments