3 месяца спустя. Как издательства переживают пандемию?

1 860

Спрашиваем вновь.

3 месяца назад мы обратились к комикс-издательствам, чтобы узнать, как на них отражается обрушившаяся на мир и в Россию в частности пандемия. И вот, спустя время, мы вновь решили узнать у некоторых из спикеров, как обстоят дела сейчас. Что изменилось и какие надежды на будущее?

Дмитрий Яковлев, издательство «Бумкнига»

За эти 2 месяца у нас произошли достаточно серьезные изменения.

Во-первых – у нас практически остановились финансовые поступления по комикс-каналам. Исключение составляют «Чук и Гик» и «1С интерес» – они платят регулярно. Если помните, этот сегмент рынка составлял у нас около 30%. С другой стороны у нас выросла продажи на «Озоне» и мы поставили наши книги в «Вайлберриз». Кроме этого, продажи на нашем сайте выросли в 3 раза и именно это помогает оплачивать постоянные затраты издательства, примерно на 70% (речь идет об аренде офиса и склада и зарплате сотрудников).

Во-вторых – мы перестали сотрудничать с крупнейшим книжным интернет-магазином «Лабиринт». Это случилось из-за того, что он выставил условие о переносе всех летних платежей на осень и добавил к этому выплату годовых бонусов. Мы на это не согласились, поэтому в конце мая вывезли книги с их склада. По итогам 2019 года продажи на «Лабиринте» составляли около 15% и сейчас нам нужно перестроить систему распространения. Я уверен, что это изменение пойдет на пользу независимым книжным магазинам и магазинам комиксов.

В-третьих – я писал, что количество книг на этот год придется уменьшить. В итоге мы выбрали 4, которые точно издадим, и запустили на них подписку. Сейчас уже больше 30 человек воспользовались этим предложением, но в идеале нам хотелось бы собрать 200. Подписка – эта реальная помощь издательству, которая поможет запустить осенью книги в производство. Плюс – это хорошая возможность сэкономить, что важно в сегодняшней финансовой ситуации в стране.

Дмитрий Слепцов, издательство «Bubble»

Как и говорил несколько месяцев назад главный редактор издательства Роман Котков, мы не останавливались ни на минуту, не смотря на возросшие объемы работы и урезанные бюджеты, как на создание новых историй, так и на продолжение выпущенных ранее. Каждый месяц у нас выходила и будет выходить минимум одна новая книга, электронная библиотека также постоянно пополняется, мы не даем шанса нашим читателям заскучать, за что они нам также благодарны. Практически в каждом заказе читатели оставляют очень теплые комментарии и слова поддержки. С такой поддержкой нам все по силам. За время, пока все оставались дома наша структура взаимодействия между отделами и стратегия продаж претерпела значительные изменения, и уверены, что эти изменения нам обязательно помогут в дальнейшем. Продажи сместились больше в сторону онлайна, что вполне ожидаемо и очевидно, возросла нагрузка на наших ребят, кто формирует заказы на доставку курьерскими службами, в самой пиковой точке пришлось выезжать на помощь сотрудникам редакции. Заказы собирались и отправлялись даже в выходные и майские праздничные дни, заказов было действительно очень много. 

Не обошлось и без неприятных моментов. Как мы и говорили ранее, очень сильно ужаты тиражи, из-за этого увеличивается стоимость одной книги, о повышении цен была большая дискуссия, но на данный момент эти убытки мы несём на себе. На период общей самоизоляции мы пошли на достаточно отчаянный шаг — понизили стоимость бесплатной доставки по Москве и области, что не делали никогда, и также понесли большие убытки не только на оплату работы курьерских служб, но и на возросшие в десятки раз затраты на расходный материал по упаковке заказов. Некоторые магазины-партнёры предпринимают очень странные и несправедливые меры, по отношению не только к нам, но и к многим другим издательствам — самовольно меняют формат расчётов по заказам, нарушают все законные рамки оплат по задолженностям, уходят в полное молчание — это также очень сильно бьёт по работоспособности издательства, приходится тратить дополнительные ресурсы, идти на компромисс, очень расстраивает что партнёры, отношения с которыми выстраивались несколько лет, разрушаются в один момент только из-за финансовых проблем. С некоторыми партнёрами отношения заморожены, в единичных случаях прекращены. 
Проблемы взаимоотношений с партнёрами, убытки в производстве, закрытие всех физических точек продаж по всей стране — все это очень сильно сказывается на нашей работе, и поэтому каждый день принимались очень сложные решения как и в количестве работающих сотрудников в издательстве, так и дальнейшая судьба некоторых линеек.
В конце апреля издательство предоставило 3 совершенно новые истории с новыми персонажами и сейчас можно сказать что это было как никогда необходимо, тиражи новинок почти распроданы, а на подходе еще две совершенно новые истории, которые мы совсем скоро покажем читателям, и надеемся, что они также будут тепло приняты аудиторией. 

Ни для кого не будет секретом, что новый комикс «Чумной Доктор» был самым ожидаемым еще на стадии оглашения команды, которая над ней трудится, тандем сценаристов в лице Анастасии Ким и Наталии Воронцовой, потрясающий рисунок Натальи Заидовой способен творить особую магию. После выхода «Чумного Доктора» было сложно зайти в социальные сети и не найти реакции, впечатления, отзыва касательно нового героя, большинству он пришелся по душе, и все с нетерпением ждут продолжения. Также не обошли стороной фантастическую работу Алексея Волкова, Мадибека Мусабекова и Алексея Горбута – Мир. Наш советский красавчик (я про Мира, конечно же) попал в самое сердце, и надеемся он там останется еще надолго. С небольшим отставанием следует Редактор – достаточно смелая и необычная история Игоря Кислицына, которая буквально оживает на страницах комиксов с помощью художника Андрея Родина, «Редактор» заставляет отложить все свои дела и погрузиться на миг в сказку. (Почитать наше мнение о новинках можно тут и тут — прим. GeekCity)

Небольшими шагами все начинает возвращаться на круги своя, открылись оффлайн точки книжных магазинов и стало немного полегче. Были большие опасения, по поводу того, что в книжные магазины после всех ограничений никто не пойдет еще месяца два как минимум, однако судя по тем объемам, которые у нас заказывают магазины-партнеры аудитория возвращается, постепенно все приходит в норму. 

На ближайшее будущее планы все те же, что и были намечены в начале года – приходить в те города, где наших комиксов по каким-то причинам еще нет. Будем прилагать все усилия, чтобы покупка комиксов была намного доступнее, наравне с продуктами первой необходимости. Будем стараться больше рассказывать про комикс индустрию другим людям, кто ранее никогда не читал комиксы. Приятно наблюдать за удивлением читающего, когда он открывает для себя мир комиксов, а тем более, когда человек узнает, что комиксы могут создаваться на хорошем уровне в нашей стране.

Иван Чернявский, издательство Jellyfish Jam, магазин комиксов «Чук и Гик».

Если говорить об издательстве, то по нему ситуация ударила очень серьезно. В частности, как я понимаю, бегло пройдясь по пабликам, некоторые магазины комиксов до сих пор не получали или только сейчас выставляют нашу «Эру Альтрона», вышедшую перед карантином. Но продажи в магазинах комиксов, которые успели ее получить, были очень неважные, судя по отчетам — а отчетов от интернет-сетей мы не видим, как и денег. Любимые искателями скидок «Читай-город» и «Лабиринт» фактически бросили издательства на произвол судьбы и сейчас под разными предлогами отказываются выплачивать деньги. Мы тут еле-еле накопили на первые выплаты фрилансерам, но зарплат штатным сотрудникам не платим месяца три. Идет верстка книг, общение с правообладателями, но пока что нет идей, на какие деньги сдавать что-либо в печать. До конца года издательский план будет предельно скромный. Доводим до ума «Войну Бесконечности», пока суть да дело.

Магазины удалось открыть в начале июня для посетителей (к слову, как я понимаю, далеко не во всех городах это возможно). Начался приток средств из розничных точек, сначала совсем мизерный, потом постепенно вырос, но до кризисных значений не дотягиваем очень сильно. Мы выбрались из основных долгов почти по всем партнерам кроме Эксмо — с ними будем расплачиваться до конца года. Осенью к этим долговым платежам прибавится кредит, который летом на паузе, и судя по всему, за лето постепенно отменят все скидки на аренду. Поэтому осенью у нас будет очень сложная пора.

В целом в ближайшие месяцы нам придется сделать жесткий выбор, либо мы берем какие-то большие хиты и отсекаем все, что не можем продать в больших количествах, либо наоборот берем всего, но очень помалу. В ближайшие недели например у нас будет сокращен дозаказ старых комиксов «Комильфо», потому что иначе мы не сможем закупаться многочисленными новинками, чтобы уложиться в бюджет. Временно почти полностью отказываемся от закупок мерча и не-комиксов (видно, что их и покупать стали меньше). Очевидно что в магазины ходит меньше людей, что денег на комиксы стало меньше, и я еще очень боюсь, что может быть вторая волна карантина, потому что подозрительно легко отделались. В общем, хотя мы пошли на поправку, как бизнес, я думаю нам до конца года еще предстоит пережить ряд испытаний и принять тяжелые решения.

Кстати, на днях было сделано еще одно заявление уже в сообществе издательства — прим. Geekcity

Михаил Богданов, издательство «Комильфо».

Как издательство пережило эти 2 месяца? 

Ещё в начале марта мы были морально готовы к коронакризису, поэтому заранее стали продумывать пути выхода из сложившейся ситуации, чтобы не приостанавливать деятельность компании и не пропадать из инфополя, продолжая радовать всех наших читателей пусть и немногочисленными, но долгожданными новинками, несмотря ни на что. 
Однако финансовые показатели апреля поубавили оптимизма и пришлось приложить значительно больше усилий, дабы суммы продаж перекрывали, либо хотя бы уровнялись с суммами затрат. Многие наши решения оказались действенными и в мае ситуация немного улучшилась, но в июне падение оборотов опять продолжилось. 

Упали ли продажи? 

Да, на 60-70%. 

Сработали ли ваши мероприятия по стимулированию продаж? 

Да, мы работали в двух направлениях — с одной стороны мы делали эксклюзивы для магазинов комиксов, с другой стороны участвовали в различных акциях на площадках крупных интернет-магазинов, что помогло нам даже привлечь новых читателей, прежде не знакомых с миром комиксов. Все эти мероприятия помогли нам продержаться эти месяцы на плаву. 

Что вы ощущаете сейчас по поводу нынешней ситуации? 

Полное непонимание нынешней ситуации, на данный момент невозможно что-либо прогнозировать, не ясно, будет ли вторая волна заболеваний и вернут ли снова карантинные меры, состоятся ли в этом году крупные мероприятия, сможет ли оффлайн торговля нарастить былые обороты в ближайшие несколько месяцев, абсолютно не ясно, как будут вести себя потребители, а также восстановится ли рынок труда и размеры зарплат и т.д. — все эти неизвестные помноженные на отсутствие достаточного притока средств в бюджет редакции уже сейчас рисуют не самую радужную картину. Безусловно, мы ищем пути решения и надеемся на поддержку издательства читателями, но если что-то пойдет не так, то нам придется урезать план выпуска и ещё больше сократить тиражи, что повлечет за собой небольшое удорожание книг. 
Но мы верим, что всё нормализуется и этого не произойдёт. 

Что планируете на будущее в плане лицензий, выхода книг и т.д.? (сокращение, увеличение, объединение томов — примеры) 

На данный момент мы планируем провести месяц бесплатных комиксов и запустить парочку интересных краудфандинговых-кампаний. А вот по новым лицензиям следите за новостями группы, не хотелось бы сейчас делать анонсы, которые могут по независящим от нас причинам перенестись на следующий год.

Думаем, что даже этот небольшой срез дает понять многое. А мы лишь все также призываем вас ПОКУПАТЬ комиксы и делать это желательно через комиксшопы! Поэтому мы вновь прикрепляем список магазинов комиксов, который еще в начале карантина собрали наши коллеги из ComicsBoom!

Любите комиксы. Читайте комиксы. Покупайте комиксы.

Комментарии