24 года назад: мультсериал «Человек-Паук»

17 297

Многие долго просили, время пришло. Сегодня у нас на разборе мультсериал о дружелюбном соседе 1994 года.

Сегодня мы поговорим о мультсериале, оказавшем наибольшее влияние на фанатов Человека-Паука, родившихся на рубеже девяностых-начала двухтысячных годов. И как раз в годовщину старта этого шоу. Вы уже поняли, о чем мы.

Первая серия мультсериала, созданного «Marvel Films Animation» была показана 19 ноября 1994 года на канале «FOX». Этот сериал был единственным, созданным этой студией совместно с «Tokyo Movie Shinsha» и «Korean Studios». Он второй по продолжительности из Марвеловских творений — после «Людей-Икс». «Человек-Паук» выходил в течении 6 лет: 5 сезонов и 65 эпизодов. Мультсериал имел приличный бюджет и использовал повествовательную систему, в которой каждая серия была лишь одной главой большой истории.

До 1994 года последними анимированными сериалами о Паучке были «Человек-Паук» (1981 год) и «Человек-Паук и его удивительные друзья».

На качестве сериалов сказался низкий бюджет, и сейчас их стали бы пересматривать только самые преданные фанаты Человека-Паука.

На переосмысление Человека-Паука в девяностых были потрачены огромные деньги. Было решено изменить стиль анимации и добавить немного компьютерный графики. Канал «FoX Kids» настоял на том, что нужно было сделать шоу образовательным, демонстрирующим решение понятных каждому ребенку социальных проблем с целью воспитания. По мнению Сэмпера, Человек-Паук был лучшим героем для этих целей. И он прав — Человек-паук был и остается отличным примером и помогает понять детям, как важно добро в мире.
Премьера состоялась в 1994 году. И уже первый эпизод — «Ночная ящерица» обеспечил новый сериал высоким рейтингом.

Возможно это было связано с доверием зрителей к «FOX» после успехов таких сериалов как «Люди-Икс» и «Могучие Рейнджеры».

За время выхода сериала в нем успели поучаствовать большинство классических злодеев из комиксов, таких как Зелёный Гоблин, Стервятник, ЧЕРНАЯ СМЕРТЬ, Ящер, Доктор Осьминог, Мистерио, Крэйвен-охотник, АМБАЛ, Носорог, Морбиус. Не остались в стороне и другие персонажи из комиксов, такие как Люди-Икс, Капитан Америка, Доктор Стрэндж, Железный человек, Сорвиголова, Каратель, Фантастическая Четверка, Блэйд и Ник Фьюри.

Исполнительными продюсерами мультсериала выступили создатель персонажа Стэн Ли и известный продюсер Ави Арад. Стэн Ли говорил, что проверил «каждую предпосылку, каждую схему, каждый подлинник, каждый образцовый лист, каждый сценарный отдел киностудии, всё, чтобы сериал соответствовал духу комикса».

Вместе с редактором Джоном Сэмпером они приняли на работу авторов с опытом в создании комиксов, чтобы новый мультсериал соответствовал духу комиксов. Среди них были, к примеру, Гэри Конвэй и Марв Вулфман. Как и в случае с «Людьми-Икс», многие истории заимствовались непосредственно из комиксов и, благодаря хорошо подобранной команде, многие сюжеты были бережно перенесены на экран.

Впрочем это накладывало и свои ограничения. Так, в сериале не показываются убийства, отсутствует кровь и откровенное насилие. Зловещая Шестерка была переименована в Коварную Шестерку, потому что в «FOX» считали, что слово «Зловещая» может напугать детей.

Слова, связанные с убийством или смертью также были запрещены. Кровь упоминалась только как плазма, из-за чего тот же Морбиус не пользовался клыками, а сосал плазму присосками из рук, создав такую фобию у детей, что остальным вампирам и не снилось. Оружие не должно было напоминать или звучать как настоящие пушки и стреляло только лазерами или чем-то подобным.
Однажды Сэмпер не без юмора прокомментировал это:

Заметки от цензоров были очень конкретными. Доходило до того, что мы должны были быть уверены, что Человек-Паук, запрыгивая на крышу, не наносит вреда голубям.

Однако, несмотря на ограничения, этот сериал стал культовым. Отечественного зрителя позабавит серия про Россию. Тут собрали множество штампов: Красная площадь, русская рулетка, Чернобыль и персонаж, явно вдохновенный Брежневым.

Для создания реалистичного фона Нью-Йорка, особенно крыш, команда аниматоров использовала архивы с фотографиями настоящего Нью-Йорка.
Изначально предполагалось, что фоны будут полностью CGI, чтобы точно воссоздать город, но бюджетные ограничения вынудили студию ограничиться начальной заставкой.
Тем не менее, многие здания были очень точно перерисованы с фото. Немного устаревшая компьютерная графика фонов и сейчас выглядит неплохо, придавая мультсериалу своеобразное очарование.

Из-за производства анимации в Японии тоже появлялись сложности. Иногда команде приходилось использовать некоторые кадры с действиями и диалогами персонажей по несколько раз, ускоряя или замедляя их.

Со временем сценарии становились сложнее, а обмен йен на доллар стал дороже. Это сказалось качество анимации — она ухудшалась с каждым сезоном. Пилотная серия «Ночная ящерица» считается самой визуально качественной серией из всех 65.
Это можно заметить, даже увидев заставку поздних сезонов:

Главная музыкальная тема, так хорошо знакомая нам всем с детства, была создана и исполнена Джо Перри из группы Aerosmith. В сериале даже есть отсылка на знаменитого музыканта — в первой серии «Чужой костюм» Питер предстает в образе Перри.

Основная музыка для сериала была составлена Шуки ​​Леви, Кусса Махчи и Уди Гарпазом. Гарпаз впоследствии выложил девять треков из сериала на своей учетной записи в Soundcloud.

Логотип сериала был разработан Тоддом Клейном. Разработанный логотип так понравился Marvel, что он стал официальным логотипом для всех комиксов и мерчендайза в течение следующего десятилетия. Он впервые был использован в комиксах в Amazing Spider-Man #395 в том же месяце, в котором состоялся и предварительный показ сериала.

Первый сезон отличался от последующих. Ави Арад, ответственный также за производство игрушек на основе сериала, настаивал на эпизодическом формате, чтобы показать зрителю как можно больше персонажей, которых можно было бы впоследствии превратить в игрушки.
Семпер, однако, предпочитал структуру комиксов, где история развивалась от выпуска к выпуску и представляла из себя цельный сюжет.

Именно из-за производства игрушек Хобгоблин (ДОМОВОЙ!) был показан раньше запланированного в сценарии Зеленого Гоблина, из-за того, что Арад уже начал производство его фигурок.

Со временем, как это обычно и бывает, сериал стал понемногу изменять первоначальный стиль и расти в масштабности. По сюжету сериал местами стал напоминать мультсериал 1967 года — сюжетные линии стали гораздо более сюрреалистичными и эпическими. Появились сюжетные линии, объединяющие серии в сезонах.
Человек-Паук перешел от борьбы с преступниками и суперзлодеями к борьбе с межгалактическими чудовищами и злом космического масштаба.


Последние несколько серий доводят эпичность до предела, когда Человек-Паук вместе с другими вариациями себя из параллельных вселенных противостоит Пауку захваченному Карнажем (ПОТРОШИТЕЛЕМ). Вселенная Пауков родилась еще задолго до Дэна Слотта.

А произошли все эти события благодаря тому, что после первого сезона Семперу было предоставлено больше свободы, поскольку первый сезон, созданный под его руководством, был популярен.
Во втором сезоне он запустил первую общую сюжетную линию, пересекающую весь сезон. К тому времени, когда это заметили, было слишком поздно что-то менять, и сезон закончился так, как Семпер и планировал.

Все эпизоды во втором сезоне получили подзаголовок «Неогенный кошмар» и были построены вокруг различных мутаций. Паучок продолжил мутировать и был вынужден искать лекарство, способное остановить мутацию. Мутации стали поводом для введения в сюжет «Людей Икс» (всех персонажей озвучивали их актёры из анимационного сериала). Для многих детей эпизод мутации Человека-Паука стал тогда настоящим кошмаром.

Кстати камео Стена Ли появилось в мультсериалах гораздо раньше, чем в киновселенной. В финале последнего сезона Человек-Паук встречает своего создателя! ( И актера, сыгравшего Паучка в кино)

В целом, в этом сериале все было хорошо. За исключением одной вещи — концовки. Она заставила фанатов долгие годы ломать голову над тем, чем же все закончилось.
Дело в том, что в последней серии Мэри Джейн пропадает в мультивселенной, а Питер вместе с Мадам Паутиной отправляются на ее поиски.

На это моменте и заканчивается 65 серия, а вместе с ней и сам сериал.
Спустя долгие годы Джон Сэмпер, продюсер и сценарист мультсериала, наконец поделился законченным сценарием 66 серии «Питер находит Мэри Джейн».

По сюжету Мадам Паутина перемещает Человека-Паука в Англию 19 века. Там он находит Мэри Джейн и сталкивается с Карнажем, которого местные жители считают Джеком-Потрошителем.  Кстати, наши друзья из фанатского сообщества THWIP сделали подробный пересказ этого эпизода, приятного просмотра:

И от них же озвученный кусок серии с изображениями от одного отечественного художника:

Также у Семпера был сценарий для серии с участием Призрачного Гонщика, но и этой истории не суждено было выйти. Помимо этого, Сэмпер запустил cartoonspiderman.com, сайт, посвященный созданию мультсериала.

За все время в мультсериале так ни разу и не показали момент становления супергероя. Ни укуса радиоактивного паука, ни смерти дяди Бена…
Создатели намеренно не показали становление потому, что у Marvel уже тогда были большие планы на дружелюбного соседа, а именно — в 1994 году должна была состояться премьера фильма про Человека-Паука, который должен был снять Джеймс Кэмерон.

Ранняя версия постера к фильму Кэмерона.

Роль героя в красно-синем трико должен был исполнить оскароносный Леонардо Ди Каприо.
В сценарии была история происхождения героя, поэтому в Marvel решили, что не стоит повторяться этому и в мультсериале. А вот создателей Бэтмена подобные вещи никогда не останавливали. Сколько там уже раз его родителей застрелили?

Но все же, чтобы хоть как-то сгладить отсутствие предыстории в 29 серии «Загадай желание» Человек-паук кратко объясняет свое происхождение. Эта серия — адаптация легендарного 248 выпуска комикса The Amazing Spider-Man.

Также, по задумке Кэмерона в фильме должны были появиться Электро и Песочный Человек, что послужило причиной, почему знаменитые противники Паучка не появлялись в мультсериале. Когда стало ясно, что фильму не суждено выйти, Электро был добавлен в сериал в одном из последних эпизодов, а вот Песочному Человеку так и не довелось потягаться силами с Паучком. Ему пришлось ждать прихода Сэма Рэйми.

Комиксы и игры

На основе мультсериала выходило три серии комиксов:

  • Spider-Man Adventures (с декабря 1994 года по февраль 1996 года): первые 13 выпусков были адаптациями первого сезона мультсериала, а последние два — оригинальными историями.
  • Adventures of Spider-Man (с апреля 1996 года по март 1997 года): новые истории, основанные на сериале.
  • Marvel Adventures (апрель 1997 года по сентябрь 1998 года): антология с различными анимированными версиями персонажей «Marvel».

Был также выпущен ряд видеоигр на основе сериала:

  • Spider-Man Cartoon Maker на PC.
  • Spider-Man Animated Series для Super NES и Genesis. Версия для SNES отличалась некоторыми персонажами и дополнительными уровнями.

Помимо этого, было выпущено большое количество тематических товаров (ланч-боксы, кукурузные хлопья, одежда и т. д.). McDonald’s выпустили тематическую линейку игрушек Happy Meal, основанных на сериале.

Но больше всего было игрушек и фигурок. Восемь серий, огромное количество наборов, транспортные средства. Они продолжали выходить даже после завершения сериала и пользовались большой популярностью.

Лучшие серии

«Гидромен» (16 серия)

Эпизод «Гидромен» основан на «The Coming of Hydroman!». Из The Amazing Spider-Man #212 (январь 1981 года). В этой серии появляется ( а в другой и возвращается) новый враг — бывший парень Мэри-Джейн — Морри Бенч, а ныне — ужасный ВОДЯНОЙ мутант. А так же Мэри Джейн, возвращающаяся с того света.
Все серии про Гидромена — настоящий аквапарк с горками из эмоциональных моментов. То, что кажется интригующим сюжетным поворотом — новые силы Мэри Джейн — оборачивается ужасной трагедией. Она оказывается лишь созданным ГидроМеном водяным клоном настоящей Мэри Джейн.
Самый незабываемый момент — сцена ее смерти. Ее тело превращается в воду, а затем испаряется на руках Питера Паркера, но перед этим она в последний раз напоминает Питеру как сильно Мэри любит его.

«Страсти по мутантам» (17 серия)

Это захватывающий кроссовер для поклонников Людей-Икс и Человека-Паука.
В течение второго сезона мы видим Человека-Паука борющегося с мутацией. Выясняется, что его тело меняется и что оно продолжит мутировать во что-то чудовищное. Опасаясь этого, Человек-Паук обращается к знаменитому эксперту по мутантам — профессору Чарльзу Ксавье.
Ксавье, к сожалению, не может помочь ему. Паучок оказывается вовлечен в борьбу с Лентоном, который намеревается избавиться от мутантов.

«Чужой костюм» (8-10 серии)

Сон из первого эпизода «Чужой костюм», где симбиот и костюм Человека-паука сражается за Питера Паркера, адаптирован из «The Sinister Secret of Spider-Man’s New Costume!” из Amazing Spider-Man #258 (ноябрь 1984 года). Конец эпизода «Чужой костюм», часть вторая, когда Человек-Паук использует колокол, чтобы освободиться от симбиота, адаптирован из «Til Death Do Us Part!» из Web of Spider-Man #1 (апрель 1985 года).

Начало третьего эпизода «Чужой костюм», когда мы видим Эдди Брока у стены, обклеенной газетными вырезками про Человека-Паука, превращающегося в Венома и готовящего план мести — это адаптация из «Chance Encounter» из Amazing Spider-Man #298 (март 1988 года).

Эта история из трех частей стала любимой для многих фанатов Человека-Паука, потому что в ней впервые в мультсериале появился СМЕРТОНОСЕЦ.
История начинается с неудач Эдди Брока, из-за которых он проникается ненавистью к Человеку-Пауку.
В этих трех сериях нам показывают одного из самых сильных и запоминающихся врагов Человека-Паука, а также то, что симбиот способен сделать с героем. Он превращает Питера в сверхсильного, но безрассудного монстра, забывшего о “большой ответственности” человека, способного на ужасные поступки.

«Без страха и упрека» (34 серия)

У Питера Паркера проблемы с Фиском, и его судьба зависит от Сорвиголовы. Мэтт Мердок защищает Паркера в суде, а его бесстрашное альтер эго борется вместе с Паучком с приспешниками Кингпина на улицах города. Это эпизод о жадности, коррупции и мести. Сорвиголова хочет справедливости ради своего отца, а Человек-Паук хочет очистить свое имя.
В конце концов благодаря Сорвиголове и детективу Ли имя Паркера очищается, но, к сожалению, Фиску снова удается уйти от правосудия.

«Тайные войны» (61-63 серии)

Трилогия «Тайные войны» адаптирует ограниченную серию 1984 года Marvel Super-Heroes Secret Wars (май 1984 года — апрель 1985 года). Сразу после трагической кончины Мэри Джейн, которая оказалась клоном, Человек-Паук попадает в другое измерение. Мадам Паутина отправляет его, чтобы доказать Страннику, что Паучок на самом деле тот, кто нужен им для грядущей битвы.
Чтобы испытать Человека-Паука Странник перемещает нескольких злодеев с Земли на другую планету. Среди них Доктор Осьминог, Доктор Дум, Алистер Смайт (УМНИК), Ящер и Красный Череп.
Паучок должен собрать собственную команду и восстановить планету.

На протяжении трех эпичных эпизодов (написанных Джоном Семпером-младшим) Пауку удается объединить героев, которые изначально препираются между собой, не в состоянии работать в команде и доверять друг другу.
Первоначально все Люди-Икс должны были вновь появляться в этой истории, но из-за временных ограничений они были вырезаны из финальной версии сценария. Шторм была добавлена только потому, что актриса озвучивавшая ее, Иона Моррис, была в Лос-Анджелесе единственной из группы актеров, озвучивавших сериал.
Халк и Женщина-Халк также должны были появиться, но они уже были задействованы в сериале «Невероятный Халк» созданном для конкурирующего канала UPN, поэтому тяжелой артиллерии у Паука было не так уж и много.

«Паучьи войны» (64-65 серии)

После истории «Тайные войны» Человек-Паук снова попадает в другое измерение, в котором Нью-Йорку угрожает психичиски-неуравновешный Паук-Карнаж и его приспешники — Хобгоблин и Зелёный гоблин. Паук-Карнаж — это версия Питера Паркера, объединившегося с симбиотом Карнажем после того, как он сошел с ума из-за существования клона — Бена Рейли.

Самое лучшее в финале «Паучьих войн» из двух серий (написанных Джоном Семпером-младшим, Марком Хоффмайером и Джеймсом Кригом) это то, что мы видим, как Паучок преодолевает худшее, что есть в нем самом. Мы видим, как он развивался в течение истории при помощи Мадам Паутины и становится лучше и сильнее, становится лидером всех своих версий из параллельных миров.

Несмотря на успех и популярность сериала, в 1998 году, после завершения пятого сезона, его закрыли. Но даже сейчас, спустя два с половиной десятилетия, он остается если не лучшей, то одной из лучших экранизаций приключений Паучка. Создатели новых историй вдохновляются им, фанаты пересматривают, а кто-то открывает его для себя впервые. Но очевидно одно — мультсериал продолжает жить в сердцах фанатов даже спустя 24 года.

Комментарии